Ускоренное экономическое развитие Пруссии в 40-50-е гг. XIX в, ее войны с Данией за включение в союз Шлезвига и Гольштинии (1848,1848-1850 гг.), изменения в международной обстановке в 50-60-е гг. XIX в. обеспечили в итоге успех постепенному процессу объединения Германии по "малогерманскому" пути - без Австрии под главенством Пруссии. В 1866 гг. Пруссия выступила с предложением реформировать Национальное собрание, а вместе с ним - и все немецкое государственное устройство. Обещая народам других немецких государств создать демократический общегерманский парламент (рейхстаг), Пруссия одновременно потребовала исключить "реакционную" Австрию из будущей Германии. Это привело в итоге к австро - прусской войне 1866 г., а после разгрома Австрии к мирному договору и исключению этой империииз германского союза. Имело значение и то обстоятельство, что многонациональная Австрия все менее и менее становилась немецким государством. В конце XIX в.изпримерно 37 млн. человек ее населения 19,3 млн. были славяне, 7,44 млн.- венгры и только 10,58 млн. - немцы,т.е. менее одной трети всего населения государства.
Победа над своим извечным противником позволила Пруссии создать немецкий союз под собственным руководством. В том же 1866 г был образован Северо-Германский союз (СГС), в который вошли всё северные и ряд западных и южнонемецких государств. Союз держался на военной и экономической мощи прусского народа и стал последней вехой на пути к образованию новой германской империи. В конституцию Северо-Германского Союза были перенесены многие демократические нормы бездействовавшей до этих пор Франкфуртской конституции 1849 г. Среди них - всеобщее, равное и тайное избирательное право при выборах в общесоюзный рейхстаг, гражданские и политические права и свободы. Конституция вместе с тем открыто закрепила прусскую гегемонию в союзе, передав прусскому королю должность президента,. Ему же была передана и вся полнота исполнительной власти, которая поручалась назначаемому президентом, ответственному только перед ним союзному канцлеру.
Объединение немецких земель и прусское господство в них становились все более опасными для Франции. Рассчитывая на победоносную войну, Луи Бонапарт надеялся найти в ней выходиз внутриполитического кризиса, который угрожал Фракции новой революцией. Канцлер Северо-Германского союза Бисмарк сумел спровоцировать Наполеона III на объявление войны Пруссии, что и превратило ее в державу, подвергшуюся нападению, и стало немаловажным моральным фактором, благоприятствующим Пруссии как в международном, так и во внутриполитическом положении. Благодаря почти всенародной поддержке война для Северо-Германского союза была победоносной и скорой. Северо-Германский союз присоединил к себе еще ряд южнонемецких территорий получил пятимиллиардную контрибуцию с Франции. Спустя несколько месяцев на основе Северо-Германского союза была создана и новая, вторая, Германская империя.
Акт о провозглашении империи был издан в январе 1871 г, а в мае того же года вступила в силу имперская конституция, которая в соответствии с традициями немецкого государственного устройства закрепляла неоспоримую гегемонию прусского королевства в "федеративной" Германской империи. Она состояла из 25 земель: 22 монархии (среди них 4 королевства - Пруссия, Бавария," Саксония, Вюртемберг), 18 герцогств и графств) и 3 "вольных города": Любек, Бремен, Гамбург - с республиканским устройством. Только Германская империя в целом обладала полнотой суверенных прав, ей принадлежало право управления важнейшими областями жизнедеятельности Германии: ведение внешних дел, руководство вооруженными силами, чеканка монеты и управление финансовой и хозяйственной деятельностью империи, правовое регулирование всех сторон жизни общества, организация судопроизводства и т.д. Приоритет прусского государства в империи нашел отражение во многих статьях конституции. Только прусский король мог стать германским императором; при обсуждении важнейших вопросов в Союзном совете (по делам армии, флота, о таможенных тарифах и т.д.) голос Пруссии был решающим, он оставался таковым и в случае равенства при голосовании. Не могло произойти изменение и конституции империи без согласия Пруссии. Процессы "опруссачивания" Германии постепенно принимали все новые и новые формы. Они влияли на экономические, государственно-правовые отношения и другие сферы жизнедеятельности Германской империи и привели в результате к полному подчинению всех королевств, герцогств и вольных городов прусско-имперскому руководству.
Главой государства, который не только представлял его в международных делах, но и обладал обширнейшим кругом высших полномочий в самойимперии, являлся кайзер или император Германской империи. Титул этот принадлежал прусскому королю и давал ему возможность отимени империи объявлять войну и заключать мир, назначать и принимать послов, заключать договоры, созывать и закрывать заседания представительных органов государства - Союзного совета и рейхстага. Конституция наделяла императора правом обнародования имперских законов, он также должен был следить за их исполнением, имея при этом право издавать распоряжения, и указы, которые скреплялись подписью императорского канцлера.
Усилению личной власти кайзера в значительной степени способствовало и то обстоятельство, что подчинявшиеся ему органы управления Пруссией (гражданский, военный и военно-морской кабинеты) приобрели функции имперского масштаба. Став негласными органами империи (в конституции о них нет никаких упоминаний), прусские королевские учреждения принимали непосредственное участие в важнейшихрешениях в области внешней и внутренней имперской политики, обеспечивали тек самым прусскому королю широкое поле деятельности в качестве имперского кайзера.
В соответствии с конституцией государственными делами империи непосредственно управлял назначаемый императором и ответственный только перед ним имперский канцлер (рейхсканцлер). Он стал единственным имперским министром, который стоял во главевсех имперских ведомств и учреждений (за исключением военного и военно-морского). Руководители этих учреждений - государственные секретари - назначались канцлером и являлись его подчиненными. Помимо персональной унии "германский кайзер - прусский король" конституционная практика Германии знала и другое обыкновение: "имперский канцлер - прусский министр-президент".
Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг) стали двумя коллегиальными органами среди высших органов власти Германской империи. Эти органы, так же как и институт канцлерства, были заимствованы империей у Северо-Германского союза. Союзный совет состоялиз уполномоченных всех земель империи, руководил им прусский представитель. Пруссии же принадлежала треть всех голосов Совета.
Союзному совету конституцией 1871г были переданы права верхней палаты, принимавшей вместе с рейхстагом законы империи. Более того, он обладал правом законодательной инициативы, ему были представлены и значительные полномочия в сфере исполнительной власти: выносить решения относительно административных предписаний и мероприятий, устранять "недостатки, выясняющиеся при осуществлении имперских законов, принимать участие в назначении ряда высших должностных лиц (членов имперского суда, счетной палаты и др.). Союзный совет наделялся функциями арбитра в конфликтах между государствами, входящими в империю. Его согласие требовалось дляпринятия решения о вооруженной экзекуции для принуждения членов Союза к осуществлению своих конституционных обязанностей при объявлении войны, роспуске рейхстага. Фактические полномочия бундесрата все больше сужались по мере превращения империи в откровенно унитарное государство.
В отличие от Союзного совета рейхстаг олицетворял народное представительство объединенной Германии. Конституция закрепляла за рейхстагом право разработки и принятия законов, утверждения имперского бюджета и осуществление других финансовых полномочий, право одобрения международных договоров, участия в разрешении конституционных споров между землями, обращения с петициями в Союзный совет и пр. Самым важным полномочием рейхстага было, конечно, утверждение бюджета. Но и здесь наиболее серьезные вопросы решались подчас без его ведома. Например, в 1874 г. был примят закон, по которому средства на армию в течении семи лет отпускались без одобрения рейхстага. Создатели империи и в особенности ее первый канцлер О. фон Бисмарк, всячески старались избежать присутствия в рейхстаге "партийного духа". Образованные в этом органе многочисленные комитеты и комиссии должны были заменить партийные фракции. Однакоим не удалось остановить естественный процесс политического размежевания депутатов, особенно усилившего в конце XIX в.. когда на политическую арену Германии вышло мощное социалистическое движение.
Германский рейхстаг стал одной из самых ярких политических трибун Европы конца XIX - начала XX в. Заседания рейхстага, в отличие от Союзного совета, носили гласный характер с обязательным опубликованием всех выступлений в прессе. Внимание общественности было широко привлечено и к так называемому праву интерполяции т.е. праву парламентского запроса. Подписанный не менее чем тридцатью депутатами в адрес любого государственного секретаря или самого канцлера запрос нередко становился началом ожесточенной парламентской дискуссии по самым острым государственным, правовым и социально-экономическим проблемам.
4. Изменения в политическом режиме Германской империи.
Являясь самым динамичным компонентом формы государства, политический режим за пятьдесят лет существования империи претерпел целый ряд серьезных изменений.
В 1878 г. Бисмарку удалось добиться от рейхстага утверждения "исключительного" закона против социалистов, которым ограничивались объединения собрания и издательская деятельность социал-демократов.
Однако с появлением в 80-е гг. монополистической буржуазии, когда численно вырос и организационно окреп германский пролетариат, бонапартистский режим Бисмарка исчерпал свою политическую эффективность. После отставки Бисмарка в начале 90-х гг. в период правления Вильгельма II, началась постепенная либерализация режима, которая нашла выражение в разрешении таких форм деятельности германской социал-демократии, как издание собственных газет и журналов, проведение демонстраций, собраний с политическими лозунгами.
После объявления Германией в августе 1914 г. войны России, а затем Франции в Германии стал складываться режим военной диктатуры, выражавшей интересы самых агрессивных кругов монополистического капитала и юнкерства Германии. Этому процессу способствовало введение в действие Закона об осадном положении, на основании которого вся полнота власти на местах передавалась командующим военными округами.
В Пруссии и других землях были ужесточены нормы уголовного права для всех военнообязанных и военнослужащих; введены военно-полевые суды, которым были переданы дела всех лиц, обвиняемых в сопротивлении властям, в государственной измене и в тяжких уголовных преступлениях. Военные суды уже в первые месяцы войны вынесли тысячи приговоров в отношении военнообязанных. Жестокая военная цензура взяла под контроль всю германскую прессу, репертуар театров и пр.
В августе 1914 г. рейхстаг принял Закон о предоставлении чрезвычайных полномочий правительству, ускоривший создание государственно-монополистических предприятий, легализовавший грабеж завоеванных территорий.
Не могли укрепить режим ни так называемая Программа Гинденбурга, ни Закон 1916 г. "О вспомогательной службе Отечеству",на основе которых была проведена всеобщая мобилизация населения, а хозяйство империи передано под военное руководство.
В октябре 1918 г. была введена обязательная министерская подпись на распоряжения императора, ограничивающие личные права и свободы граждан, принят Закон об изменении конституции, который лишил главу государства всех его решающих полномочий, а канцлера государственных секретарей и генеральный штаб поставил под полный контроль рейхстага.
Одновременно королевские кабинеты были изъяты из подчинения монарху и переведены в ведение соответствующих секретарей и министров. Эти изменения привели к новым либеральным переменам в политическом режиме, но не спасли монархию. В ходе начавшейся революции в ноябре 1918 года Вильгельм II вынужден был отречься от престола.