Создание Германской империи. Имперская конституция 1871 года.




Ускоренное экономическое развитие Пруссии в 40-50-е гг. XIX в, ее войны с Данией за включение в союз Шлезвига и Гольштинии (1848,1848-1850 гг.), изменения в международной обстановке в 50-60-е гг. XIX в. обеспечили в итоге успех постепенному процессу объединения Германии по "малогерманскому" пути - без Австрии под главенством Пруссии. В 1866 гг. Пруссия выступила с предложением реформировать Нацио­нальное собрание, а вместе с ним - и все немецкое государственное устройство. Обещая народам других немецких государств создать демократи­ческий общегерманский парламент (рейхстаг), Пруссия одновременно пот­ребовала исключить "реакционную" Австрию из будущей Германии. Это при­вело в итоге к австро - прусской войне 1866 г., а после разгрома Австрии к мирному договору и исключению этой империииз германского союза. Имело значение и то обстоятельство, что многонациональная Австрия все менее и менее становилась немецким государством. В конце XIX в.изпримерно 37 млн. человек ее населения 19,3 млн. были славяне, 7,44 млн.- венгры и только 10,58 млн. - немцы,т.е. менее одной трети всего населения государства.

Победа над своим извечным противником позволила Пруссии создать немецкий союз под собственным руководством. В том же 1866 г был обра­зован Северо-Германский союз (СГС), в который вошли всё северные и ряд западных и южнонемецких государств. Союз держался на военной и эконо­мической мощи прусского народа и стал последней вехой на пути к обра­зованию новой германской империи. В конституцию Северо-Германского Со­юза были перенесены многие демократические нормы бездействовавшей до этих пор Франкфуртской конституции 1849 г. Среди них - всеобщее, рав­ное и тайное избирательное право при выборах в общесоюзный рейхстаг, гражданские и политические права и свободы. Конституция вместе с тем открыто закрепила прусскую гегемонию в союзе, передав прусскому королю должность президента,. Ему же была передана и вся полнота исполнитель­ной власти, которая поручалась назначаемому президентом, ответственно­му только перед ним союзному канцлеру.

Объединение немецких земель и прусское господство в них становились все более опасными для Франции. Рассчитывая на победоносную войну, Луи Бо­напарт надеялся найти в ней выходиз внутриполитического кризиса, ко­торый угрожал Фракции новой революцией. Канцлер Северо-Германского со­юза Бисмарк сумел спровоцировать Наполеона III на объявление войны Пруссии, что и превратило ее в державу, подвергшуюся нападению, и ста­ло немаловажным моральным фактором, благоприятствующим Пруссии как в международном, так и во внутриполитическом положении. Благодаря почти всенародной поддержке война для Северо-Германского союза была победо­носной и скорой. Северо-Германский союз присоединил к себе еще ряд юж­нонемецких территорий получил пятимиллиардную контрибуцию с Франции. Спустя несколько месяцев на основе Северо-Германского союза была соз­дана и новая, вторая, Германская империя.

Акт о провозглашении империи был издан в январе 1871 г, а в мае того же года вступила в силу имперская конституция, которая в соот­ветствии с традициями немецкого государственного устройства закрепляла неоспоримую гегемонию прусского королевства в "федеративной" Германской империи. Она состояла из 25 земель: 22 монархии (среди них 4 коро­левства - Пруссия, Бавария," Саксония, Вюртемберг), 18 герцогств и графств) и 3 "вольных города": Любек, Бремен, Гамбург - с республи­канским устройством. Только Германская империя в целом обладала полно­той суверенных прав, ей принадлежало право управления важнейшими об­ластями жизнедеятельности Германии: ведение внешних дел, руководство вооруженными силами, чеканка монеты и управление финансовой и хозяйс­твенной деятельностью империи, правовое регулирование всех сторон жиз­ни общества, организация судопроизводства и т.д. Приоритет прусского государства в империи нашел отражение во многих статьях конституции. Только прусский король мог стать германским императором; при обсужде­нии важнейших вопросов в Союзном совете (по делам армии, флота, о та­моженных тарифах и т.д.) голос Пруссии был решающим, он оставался та­ковым и в случае равенства при голосовании. Не могло произойти измене­ние и конституции империи без согласия Пруссии. Процессы "опруссачивания" Германии постепенно принимали все новые и новые формы. Они влияли на экономические, государственно-правовые отношения и другие сферы жизнедеятельности Германской империи и привели в результате к полному подчинению всех королевств, герцогств и вольных городов прусско-имперскому руководству.

Главой го­сударства, который не только представлял его в международных делах, но и обладал обширнейшим кругом высших полномочий в самойимперии, являл­ся кайзер или император Германской империи. Титул этот принадлежал прусскому королю и давал ему возможность отимени империи объявлять войну и заключать мир, назначать и принимать послов, заключать догово­ры, созывать и закрывать заседания представительных органов государс­тва - Союзного совета и рейхстага. Конституция наделяла императора правом обнародования имперских законов, он также должен был следить за их исполнением, имея при этом право издавать распоряжения, и указы, ко­торые скреплялись подписью императорского канцлера.

Усилению личной власти кайзера в значительной степени способство­вало и то обстоятельство, что подчинявшиеся ему органы управления Пруссией (гражданский, военный и военно-морской кабинеты) приобрели функции имперского масштаба. Став негласными органами империи (в конституции о них нет никаких упоминаний), прусские королевские учреждения принимали непосредственное участие в важнейшихрешениях в области внешней и внутренней имперской политики, обеспечивали тек самым прусс­кому королю широкое поле деятельности в качестве имперского кайзера.

В соответствии с конституцией государственными делами империи не­посредственно управлял назначаемый императором и ответственный только перед ним имперский канцлер (рейхсканцлер). Он стал единственным им­перским министром, который стоял во главевсех имперских ведомств и учреждений (за исключением военного и военно-морского). Руководители этих учреждений - государственные секретари - назначались канцлером и являлись его подчиненными. Помимо персональной унии "германский кайзер - прусский король" конституционная практика Германии знала и другое обыкновение: "имперский канцлер - прусский министр-президент".

Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг) стали двумя кол­легиальными органами среди высших органов власти Германской империи. Эти органы, так же как и институт канцлерства, были заимствованы импе­рией у Северо-Германского союза. Союзный совет состоялиз уполномочен­ных всех земель империи, руководил им прусский представитель. Пруссии же принадлежала треть всех голосов Совета.

Союзному совету конституцией 1871г были переданы права верхней палаты, принимавшей вместе с рейхстагом законы империи. Более того, он обладал правом законодательной инициативы, ему были представлены и значительные полномочия в сфере исполнительной власти: выносить реше­ния относительно административных предписаний и мероприятий, устранять "недостатки, выясняющиеся при осуществлении имперских законов, прини­мать участие в назначении ряда высших должностных лиц (членов имперс­кого суда, счетной палаты и др.). Союзный совет наделялся функциями арбитра в конфликтах между государствами, входящими в империю. Его согласие требовалось дляпринятия решения о вооруженной экзекуции для принуждения членов Союза к осуществлению своих конституционных обязан­ностей при объявлении войны, роспуске рейхстага. Фактические полномо­чия бундесрата все больше сужались по мере превращения империи в отк­ровенно унитарное государство.

В отличие от Союзного совета рейхстаг олицетворял народное предс­тавительство объединенной Германии. Конституция закрепляла за рейхста­гом право разработки и принятия законов, утверждения имперского бюдже­та и осуществление других финансовых полномочий, право одобрения меж­дународных договоров, участия в разрешении конституционных споров меж­ду землями, обращения с петициями в Союзный совет и пр. Самым важным полномочием рейхстага было, конечно, утверждение бюджета. Но и здесь наиболее серьезные вопросы решались подчас без его ведома. Например, в 1874 г. был примят закон, по которому средства на армию в течении семи лет отпускались без одобрения рейхстага. Создатели империи и в особен­ности ее первый канцлер О. фон Бисмарк, всячески старались избежать присутствия в рейхстаге "партийного духа". Образованные в этом органе многочисленные комитеты и комиссии должны были заменить партийные фракции. Однакоим не удалось остановить естественный процесс полити­ческого размежевания депутатов, особенно усилившего в конце XIX в.. когда на политическую арену Германии вышло мощное социалистическое движение.

Германский рейхстаг стал одной из самых ярких политических трибун Европы конца XIX - начала XX в. Заседания рейхстага, в отличие от Со­юзного совета, носили гласный характер с обязательным опубликованием всех выступлений в прессе. Внимание общественности было широко привле­чено и к так называемому праву интерполяции т.е. праву парламентского запроса. Подписанный не менее чем тридцатью депутатами в адрес любого государственного секретаря или самого канцлера запрос нередко стано­вился началом ожесточенной парламентской дискуссии по самым острым го­сударственным, правовым и социально-экономическим проблемам.

 

4. Изменения в политическом режиме Германской империи.

Являясь самым динамичным компонентом формы государства, политический режим за пять­десят лет существования империи претерпел целый ряд серьезных измене­ний.

В 1878 г. Бисмарку удалось добиться от рейхстага утверждения "исключительного" закона против социалистов, которым ограничивались объединения собрания и издательская деятельность социал-демократов.

Однако с появлением в 80-е гг. монополистической буржуазии, когда численно вырос и организационно окреп германский пролетариат, бонапар­тистский режим Бисмарка исчерпал свою политическую эффективность. Пос­ле отставки Бисмарка в начале 90-х гг. в период правления Вильгельма II, началась постепенная либерализация режима, которая нашла выражение в разрешении таких форм деятельности германской социал-демократии, как издание собственных газет и журналов, проведение демонстраций, собра­ний с политическими лозунгами.

После объявления Германией в августе 1914 г. войны России, а за­тем Франции в Германии стал складываться режим военной диктатуры, вы­ражавшей интересы самых агрессивных кругов монополистического капитала и юнкерства Германии. Этому процессу способствовало введение в дейс­твие Закона об осадном положении, на основании которого вся полнота власти на местах передавалась командующим военными округами.

В Пруссии и других землях были ужесточены нормы уголовного права для всех военнообязанных и военнослужащих; введены военно-полевые суды, которым были переданы дела всех лиц, обвиняемых в сопротивлении влас­тям, в государственной измене и в тяжких уголовных преступлениях. Во­енные суды уже в первые месяцы войны вынесли тысячи приговоров в отношении военнообязанных. Жестокая военная цензура взяла под контроль всю германскую прессу, репертуар театров и пр.

В августе 1914 г. рейхстаг принял Закон о предоставлении чрезвы­чайных полномочий правительству, ускоривший создание государствен­но-монополистических предприятий, легализовавший грабеж завоеванных территорий.

Не могли укрепить режим ни так называемая Программа Гинденбурга, ни Закон 1916 г. "О вспомогательной службе Отечеству",на основе кото­рых была проведена всеобщая мобилизация населения, а хозяйство империи передано под военное руководство.

В октябре 1918 г. была введена обязательная министерская подпись на распоряжения императора, ограничивающие личные права и свободы граждан, принят Закон об изменении конституции, который лишил главу государства всех его решающих полномочий, а канцлера государственных секретарей и генеральный штаб поставил под полный контроль рейхстага.

Одновременно королевские кабинеты были изъяты из подчинения монарху и переведены в ведение соответствующих секретарей и министров. Эти изменения привели к новым либеральным переменам в политическом режиме, но не спасли монархию. В ходе начавшейся революции в ноябре 1918 года Вильгельм II вынужден был отречься от престола.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: