Информация об учебно-методическом комплексе




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе (русской) для 10 класса

 

на 2020 – 2021 учебный год

 

 

учителя

 

Герасимовой Надежды Васильевны

 

 

Содержание программы

1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета, курса

2. Содержание учебного предмета.

3. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся.

Информация об учебно-методическом комплексе

Материал курса структурирован в соответствии с Примерной программой по учебному предмету «Родная литература» и УМК Лебедева Ю.В.

  Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета, курса Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература» Реализация программы способствует достижению личностных результатов: 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; 11)осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир».   Реализация программы нацелена на достижение метапредметных результатов: Выпускник научится: · самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; · самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; · соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; · оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; · владеть основами самоконтроля, самооценки; · определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; · организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; · осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; · выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; · дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; · сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; · - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; · - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; · понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней; · оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; · определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа; · определять необходимость ответственности и долга перед Родиной; · осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи; · основам прогнозирования; · отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи. · проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; · использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач. Выпускник получит возможность научиться: · произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Предметные результаты изучения учебного предмета "Родная литература (русская)"   Выпускник на базовом уровне научится: - демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; - в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты); - в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; - в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного художественного мира произведения; - обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; - определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости. - анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки произведения, открытого или закрытого финала, противопоставлений в системе образов персонажей и пр.); - анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола); - осуществлять следующую продуктивную деятельность: - давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); - давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернет-ресурсов и т. д.). Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; - анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); - анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст; — узнать об историко-культурном подходе в литературоведении; — узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков; — узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой; — анализировать произведения современной литературы; — рассматривать книгу как нравственный ориентир; — свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч. Методы обучения Курс литературы опирается на следующие методы: 1. Метод творческого восприятия (метод творческого чтения). 2. Анализирующе – интерпретирующий метод (поисковый, исследовательский, эвристический). 3. Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы) Технологии обучения Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача курса литературы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить учащихся добывать их и осваивать самостоятельно. Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогают технологии: - технология проблемного обучения - технология дифференцированного обучения - технология использования опорных конспектов - технология игрового обучения (викторины, конкурсы, концерт, "мозговой штурм" и т.д.) - уроки «творческая мастерская» - компьютерные технологии (презентации, трансформация текста, тесты, использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, выполнение творческих работ) - социокультурно-адаптивная технология - здоровьесберегающая - ИКТ и проектная методика Приоритетные задачи педагогических технологий на уроках литературы – развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей; формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление; формировать потребность в систематическом чтении художественных произведений. Формы контроля уровня достижения обучающихся: Предусматривается текущий, промежуточный (наблюдение активности учащихся на занятиях; анализ творческих и исследовательских работ; проверка рабочих тетрадей; тестирование, cамоконтроль, творческие работы по итогам изучения каждого раздела) и итоговый (годовой) контроль по предмету (проект «Я читаю»).  
  Содержание учебного предмета Содержание тем с распределением учебных часов по основным разделам   Введение (1) Притча «Чему учат книги?»   Человек и его внутренний мир (9) А.Грин. "По закону" Проблема милосердия по отношению к преступникам И.Бунин. "Слепой" Ощущение жизни как ощущение любви Г.Бакланов. "Непорочное зачатие" Проблема исчезновения человеческого в человеке. Л.Улицкая "Народ избранный" Каждому нужно ощущать себя нужным Ю.Бондарев "Взгляд". Проблема нравственного выбора Б.Екимов "Как рассказать". Проблема равнодушного отношения к тем, кто нуждается во внимании К.Паустовский "Старый повар" Волшебная сила музыки С.Довлатов "Хочу быть сильным"   Человек, семья и общество (12) И.С.Тургенев "Первая любовь" Душевные переживания юного героя повести А.П.Чехов. «Три сестры». Мечты и реальность А.Толстой. "Русский характер" Проблема русского национального характера А.Куприн "Святая ложь" Всепонимающая и всепрощающая материнская любовь А.Алексин "Безумная Евдокия" Трагическая история семьи А.Алексин "Домашний совет" Цельность характера главного героя В.Солоухин "Под одной крышей" Проблема решения конфликта мирным путем В.Тендряков "Люди или нелюди". Проблема нравственного выбора В.Шукшин "Крепкий мужик" Человек и общество А.Арбузов "Жестокие игры"   Человек, природа, Родина и культура (10) А.Платонов. "Иван Великий" Жизнеутверждающий смысл рассказа Ю.Яковлев "Девочка с Васильевского острова". К.Симонов "Солдатская слава" К.Паустовский "Нет ли у вас молока?" Забота о детях во время войны К.Паустовский "Бакенщик". Что значит для человека понятие родины? В.Розов. "Дикая утка" Гуманное отношение к тем, кто слабее В.Солоухин "Летний паводок". Бережное отношение к миру природы В.Астафьев "Худого слова и растение боится". Взаимоотношения человека и природы В.Крупин. "Сбрось мешок". Важность понимания красоты Проект «Я читаю...»(2 часа)      
№ п/п Содержание материала Кол-во часов
  Введение   1 ч
  Человек и его внутренний мир   9 ч
  Человек, семья и общество   12 ч
  Человек, природа, Родина и культура   10 ч
  Проект «Я читаю...»   2 ч
    34 ч

 

3.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

 
Дата Тема Тип урока Виды деятельности учащихся
 
 

Введение (1 час)

    1.   Притча «Чему учат книги?»   Комбинированный урок Чтение и восприятие притчи. Анализ ее содержания Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос: «Чему учат книги меня?»


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: