Сквозная тема: | |||||
Школа: КГУ «93-гимназия» | |||||
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: Айтжанова.Д.Б. | ||||
Класс: 4 «__Г__» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: | ||||
Тема урока: | Растения и животные водоемов. | ||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | |||||
Познакомить учащихся с природными особенностями водоемов. | |||||
Цели урока: | 1.Сформировать знания о разнообразии животного и растительного мира водоёмов. 2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение работать с физической картой Казахстана, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы. 3. Содействовать воспитанию бережного отношения к природе. Воспитывать любовь к знаниям. | ||||
Критерии успеха | Учащиеся узнают, знать об особенностях природы леса, животного и растительного мира; Учащиеся будут определять природную зону по основным признакам; иметь навыки самостоятельного добывания знаний, умения делать выводы. | ||||
Привитие ценностей | Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту. | ||||
Межпредметные связи. | Естествознание. | ||||
Навыки использования ИКТ | На данном уроке учащиеся не используют ИКТ | ||||
Предварительные знания | Природные зоны; животные; растение. | ||||
Ход урока | |||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||
Начало урока | Психологический настрой 1. Организационный момент. Учитель: Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет все узнать наша любознательность. Вы пришли сюда... (учиться), Не лениться, а... (трудиться) Только тот, кто много … (знает), В жизни что-то … (достигает). Проверка домашнего задания. - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Предлагаю ответить на тестовые вопросы по этой теме? (Ученикам раздаются листочки с тестами по теме «Растения и животные лесов и тугаев». После завершения теста, вывешиваются правильные ответы, дети в парах обмениваются листочками и оценивают друг друга). Тест. Обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, грибами, лишайниками? А) степь; Б) лес; В) джунгли; 2. Тугаи – это… А) леса в горных долинах; Б) леса на берегах крупных рек и озер в пустынной и полупустынной зонах; В) таежные леса; 3. Небольшой самостоятельный участок леса (кленов) называется … А) тугай; Б) околок; В) роща; 4. Хвойное дерево, сбрасывающее хвою осенью? А) кедр; Б) пихта; В) лиственница; 5. Берёза растёт в … А) ельнике; Б) бору; В) роще; 6. В лесу можно встретить … А) медведя; Б) пингвина; В) лебедя; 7. Какая особенность в приспособлении животных к жизни в лесу? А) ведут в основном ночной образ жизни; Б) быстро бегают; В) имеют окраску подходящую к цвету коры. Актуализация знаний. - Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная. (Озеро) 2. Все обходят это место: Здесь земля Как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи: Нет опоры для ноги. (Болото) 3. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (Река) 4. Молодые берёзки Свои перед нами Поправляют причёски. И месяц, и звёзды - В нём отражается: Как это зеркало называется? (Пруд) 5. К маме речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился - весной. (Ручей) 6. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна - И горька, и солона. (Море) - Какие реки, озера и моря Казахстана вы знаете? Покажите их на карте? - Какие водоёмы вы знаете? (искусственные, естественные; пресные, солёные) - В чём различие между искусственным и естественным? -Давайте вспомним, какие естественные водоёмы существуют? Речка, ручей, море, озеро. –- Какие реки, озера и моря Казахстана вы знаете? Покажите их на карте? -Какие искусственные водоёмы знаете? Пруд, водохранилище, канал. -Какую роль играют водоёмы в жизни человека? Человек использует воду для: хозяйственных нужд -питья -перевозки грузов - полива и орошения -для отдыха -для пищи (рыба и морепродукты) | ||||
Середина урока | Сообщение темы и цели урока. Давайте сформулируем тему нашего урока:Растения и животные водоёмов. -Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, научиться составлять цепи питания, доказать, что водоём – природное сообщество). (Показ видео о водоёмах). - Как в пресной так и в соленой воде очень разнообразен мир растений и животных. Наши зелёные друзья – растения заселили и водную среду. В реках, ручьях, протоках, озёрах и прудах растут и развиваются растения. Растительный мир водоёмов очень разнообразен. Сегодня мы попробуем определить некоторые из них, постарайтесь запомнить растения и научится узнавать их в природе. Все растения пресных водоёмов можно разделить на группы: А) прибрежные растения Б) плавающие по воде В) находящиеся полностью под водой. Задание 1 (определить по описанию к какой группе относится растение). Рогоз широколиственныймноголетнее растение 1-2 метра в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические бархатные початки. Камыш, тростник очень похожи, различаются лишь соцветиями. Это крупные, высокие травянистые растения, растущие у берега, с длинными жесткими листьями, корни прикреплены ко дну водоема, Кувшинка белая -самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Корни этих растений разрастаются в илистом дне, а листья находятся на поверхности воды.У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера. Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки жёлтой. Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение. Водоросли – простейшие среди растений, не имеют ни корней, не стеблей, ни цветов, ни листьев. Они играют огромную роль в природе, так как являются основными производителями органической пищи и кислорода. -Как приспособились растения к среде обитания? Какую пользу приносят? Вывод: общее: все растения прикреплены корнями ко дну, имеют высокие стебли с длинными жесткими листьями. отличие: одни растения цветут, а другие – не цветут Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных. Физминутка На болоте 2 подружки, 2 зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет! Всем друзьям – физкульт. привет! Животные водоёмов: Задание 2. - Догадайся по описанию, о ком идет речь? - По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка) Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность. - Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой) - Сама ползет, На себе свой дом везет. (улитка) - Какие улитки встречаются в водоеме? - Чем защищено их тело? - Какую пользу приносят улитки? - Ребята, у кого дома есть аквариум? - Зачем в аквариумы заводят труженицу улитку? (улитка очищает воду в аквариуме) -Под водой живет народ, Ходит задом наперед. (рак) Это –одна из крупных рыб; размеры её достигают полутора метров, масса – 24 кг и более Тело удлинённое, стреловидное, голова большая вытянутая; рот большой с многочисленными острыми зубами. Она питается разнообразной пищей: мелкими ракообразными, насекомыми, икрой и мальками других видов рыб. Это рыба-хищник, она поедает рыб, птенцов, крупных насекомых. Это крупная птица с длинными ногами. Питаются они разнообразной водной и околоводной живностью — рыбой, мальками, головастиками, взрослыми лягушками и жабами, тритонами, змеями, ужами, ящерицами, моллюсками, ракообразными, насекомыми. При случае они могут охотится и на теплокровных животных: ловят птенцов чаек, мышевидных грызунов и даже кротов Иногда птица стоит на месте в полной неподвижности, но она не просто ждет, а приманивает добычу. Для этого она шевелит пальцами, которые часто окрашены в яркий цвет. Рыбы принимают пальцы за червяков и подплывают поближе. Врагами в воздухе являются хищные дневные птицы — соколы, коршуны, ястребы, орлы. Это – небольшой зверёк, Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. На суше передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками. Это – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками. Свою добычу она либо подкарауливает, сидя на каком – нибудь выступающем из воды камне, либо преследует. Является ценным пушным зверем, однако везде она немногочисленна, редка. Поэтому охота на неё в большинстве мест запрещена. Они живут только в чистой воде. В водоёмах обитают два вида этихрыб: серебристый и золотистый. Они обладают большой жизнестойкостью. Чешуя у них крупная и гладкая на ощупь. В местах с суровым климатом рыбы впадают в зимнюю спячку, при этом выдерживают полное промерзание водоёма до дна. Питаются растительностью, мелкими беспозвоночными, Обитают исключительно в болотистых и низменных озёрах и реках. Это– один из крупных грызунов. В воде он хорошо плавает, ныряет. Под водой могут оставаться 10—15 минут, проплывая за это время до 750 м. На суше они довольно неуклюжи. Животные издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Вход в жилище для безопасности всегда располагается под водой Кроме того, они строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Активны они в основном ночью и в сумерках. Летом они выходят из жилищ в сумерках и трудятся до 4—6 часов утра. А также животное обладает красивым мехом. Это – ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена. Это – ночное животное, живёт на дне водоёмов с чистой водой. Если в водоёме их нет, это говорит о его загрязнении. Они всеядны. Они питаются растениями и животными, причем могут поедать и живую, и мертвую добычу. Вывод: Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить? - плавники - жабры - перепонки на лапах - длинные ноги, клюв - защитную окраску - обтекаемую форму тела | ||||
Конец урока | Итог урока. Задание 3. - Прочитайте утверждения. Обведите ответ. 1. Реки и озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности. Да. Нет. 2. Озёра бывают только солёными. Да. Нет. 3. Кубышка жёлтая и кувшинка белая растут в степи. Да. Нет. 4. Беззубка и прудовик являются животными - фильтраторами. Да. Нет. 5. Цветки рогоза собраны в початки. Да. Нет. 6. Если в водоёме нет раков, то это показатель чистоты водоёма. Да. Нет. 7. Стебли камыша используют для изготовления плетёных изделий. Да. Нет. 8. Мельчайшие рачки-дафнии очищают воду от мути и служат кормов для мальков рыб, головастиков, личинок насекомых. Да. Нет. 9. Водоросли имеют тонкие разветвлённые корни. Да. Нет. 10. Бобры и ондатры живут в хатках. Да. Нет. 6. Подведение итогов. - Что мы сегодня узнали? Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие. - Что очень важно для водоёмов? -Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни? Как? -Оцените работу своего напарника за весь урок. Рефлексия. Выразите свое настроение на снежных комочках. | ||||
|
|
|
К уроку допускаю
Учитель:_____________
Методист:____________