«Утверждено на 2012/2013 уч.год» Проректор по УМР __________________Н.А. Вершинина «_____»_______________2012 г. |
Дисциплина: КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Специальность (направление): все
Форма обучения: все
Форма контроля: зачет
Форма проведения: устно, тест
ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Естествознание как особая форма освоения объективной реальности. Статус естествознания в современном мире.
2. Характерные черты науки и динамика ее развития. Соотношение науки и религии, науки и философии.
3. Эволюция и место науки в системе культуры. Значение науки в эпоху НТР.
4. Воздействие НТР на жизнь общества и на мировоззрение людей. Отрицательные последствия НТР и противоречия современной науки.
5. Эволюция и место науки в системе культуры. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Отличие науки от других областей культуры.
6. К генезису естественнонаучного познания. Типы научной рациональности в истории естествознания.
7. Эмпирический и теоретический уровни науки как уровни естественнонаучного познания. Методы научного познания.
8. Применение математических методов в естествознании.
9. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Естественнонаучная картина мира.
10. Панорама современного естествознания и тенденции развития.
11. Предмет физики. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе; хаос.
12. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры. Пространство и время.
13. Принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения.
14. Взаимодействие; близкодействие; дальнодействие.
15. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе.
|
16. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии.
17. Изменения парадигмы естествознания на рубеже CIC – CC вв. Принципы формирования научной теории.
18. Происхождение Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной.
19. Эволюция и строение галактик.
20. Астрономия и космонавтика. Строение и эволюция звезд. Солнечная система и ее происхождение. Строение и эволюция Земли.
21. Становление химической науки.
22. Учение о составе вещества. Классификация веществ. Химические процессы. Реакционная способность веществ.
23. Основные законы классической химии. Особенности химии на рубеже CIC – CC вв. Тенденции второй половины CC в.
24. Синтез новых материалов. Химия и удовлетворение потребностей человека.
25. Химия и здравоохранение. Биотехнология. Химия и продовольственная проблема.
26. Биология какнаука. Теории происхождения живого.
27. Специфика живого. Особенности биологического уровня организации материи.
28. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.
29. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.
30. Генетика и эволюция. Основные тенденции развития биологии в конце CC в.
31. Этология и социобиология.
32. Аналитическая психология. Раздражимость и нервная система. Парапсихология. Особенности психологии мужчин и женщин.
33. Типы поведения. Рефлексы и бихевиоризм. Инстинкт и научение. Сознание и нравственность.
34. Предмет и задачи экологии. Экосистемный уровень организации живого мира.
|
35. Закономерности развития экосистем.
36. Биосфера как глобальная экосистема. Современные концепции биосферы. Биосферная аксиоматика. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
37. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера и необратимость времени.
38. Отношение «человек – биосфера» как глобальная проблема.
39. Внутреннее строение и история геологического развития Земли.
40. Современные концепции развития геосферных оболочек.
41. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы.
42. Ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая, географическая оболочка Земли.
43. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.
44. Аксиоматика социальной экологии. Биоэтика. Синтетическая теория эволюции.
45. Концепция коэволюции. Гипотеза Геи–Земли.
46. Концепция устойчивого развития социоэкосистемы.
47. Принцип экологизации науки. Три уровня экологизации: внутридисциплинарная, междисциплинарная и проблемная.
48. Двойственность техникознания.
49. Биосферные противоречия: три уровня решения. От «нововведения» к «оценке технологии».
50. Экологичность экономики.
51. Экономика, экология и право. Поиски «экологического человека».
52. Принцип единства и множественности развития науки.
53. Динамика интегральных и дифференциальных тенденций. Интегральный и дифференциальный методы познания.
54. Наука и искусство. Воздействие научно-технического прогресса на искусство.
55. Социокультурное развитие цивилизации. На пути к «третьей культуре».
56. О сущности понятия «синергетика». ЭВМ и персональные компьютеры. Компьютеризация как форма интеграции знания.
57. Модели мира. Сложные системы в химии. Неравновесные системы. Кибернетика и синергетика.
58. Особенности синергетического стиля мышления. Принципы универсального эволюционизма – путь к единой культуре.
ЛИТЕРАТУРЫ.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов._М.: Юнити, 2009 ISBN: 5-238-00564-4.
Вопросы утверждены на заседании кафедры
"Общих математических и естественнонаучных дисциплин" МФЮА
Протокол № 01-12-13 от30.08.2012 г.
Зав. каф. «Общих математических
и естественнонаучных дисциплин» ___________________ А.Ю. Байков.