МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА




«Утверждено на 2012/2013 уч.год» Проректор по УМР __________________Н.А. Вершинина «_____»_______________2012 г.

 

 

Дисциплина: КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Специальность (направление): все

Форма обучения: все

Форма контроля: зачет

Форма проведения: устно, тест

 

 

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

1. Естествознание как особая форма освоения объективной реальности. Статус естествознания в современном мире.

2. Характерные черты науки и динамика ее развития. Соотношение науки и религии, науки и философии.

3. Эволюция и место науки в системе культуры. Значение науки в эпоху НТР.

4. Воздействие НТР на жизнь общества и на мировоззрение людей. Отрицательные последствия НТР и противоречия современной науки.

5. Эволюция и место науки в системе культуры. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Отличие науки от других областей культуры.

6. К генезису естественнонаучного познания. Типы научной рациональности в истории естествознания.

7. Эмпирический и теоретический уровни науки как уровни естественнонаучного познания. Методы научного познания.

8. Применение математических методов в естествознании.

9. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Естественнонаучная картина мира.

10. Панорама современного естествознания и тенденции развития.

11. Предмет физики. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе; хаос.

12. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры. Пространство и время.

13. Принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения.

14. Взаимодействие; близкодействие; дальнодействие.

15. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе.

16. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии.

17. Изменения парадигмы естествознания на рубеже CIC – CC вв. Принципы формирования научной теории.

18. Происхождение Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной.

19. Эволюция и строение галактик.

20. Астрономия и космонавтика. Строение и эволюция звезд. Солнечная система и ее происхождение. Строение и эволюция Земли.

21. Становление химической науки.

22. Учение о составе вещества. Классификация веществ. Химические процессы. Реакционная способность веществ.

23. Основные законы классической химии. Особенности химии на рубеже CIC – CC вв. Тенденции второй половины CC в.

24. Синтез новых материалов. Химия и удовлетворение потребностей человека.

25. Химия и здравоохранение. Биотехнология. Химия и продовольственная проблема.

26. Биология какнаука. Теории происхождения живого.

27. Специфика живого. Особенности биологического уровня организации материи.

28. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.

29. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

30. Генетика и эволюция. Основные тенденции развития биологии в конце CC в.

31. Этология и социобиология.

32. Аналитическая психология. Раздражимость и нервная система. Парапсихология. Особенности психологии мужчин и женщин.

33. Типы поведения. Рефлексы и бихевиоризм. Инстинкт и научение. Сознание и нравственность.

34. Предмет и задачи экологии. Экосистемный уровень организации живого мира.

35. Закономерности развития экосистем.

36. Биосфера как глобальная экосистема. Современные концепции биосферы. Биосферная аксиоматика. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

37. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера и необратимость времени.

38. Отношение «человек – биосфера» как глобальная проблема.

39. Внутреннее строение и история геологического развития Земли.

40. Современные концепции развития геосферных оболочек.

41. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы.

42. Ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая, географическая оболочка Земли.

43. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.

44. Аксиоматика социальной экологии. Биоэтика. Синтетическая теория эволюции.

45. Концепция коэволюции. Гипотеза Геи–Земли.

46. Концепция устойчивого развития социоэкосистемы.

47. Принцип экологизации науки. Три уровня экологизации: внутридисциплинарная, междисциплинарная и проблемная.

48. Двойственность техникознания.

49. Биосферные противоречия: три уровня решения. От «нововведения» к «оценке технологии».

50. Экологичность экономики.

51. Экономика, экология и право. Поиски «экологического человека».

52. Принцип единства и множественности развития науки.

53. Динамика интегральных и дифференциальных тенденций. Интегральный и дифференциальный методы познания.

54. Наука и искусство. Воздействие научно-технического прогресса на искусство.

55. Социокультурное развитие цивилизации. На пути к «третьей культуре».

56. О сущности понятия «синергетика». ЭВМ и персональные компьютеры. Компьютеризация как форма интеграции знания.

57. Модели мира. Сложные системы в химии. Неравновесные системы. Кибернетика и синергетика.

58. Особенности синергетического стиля мышления. Принципы универсального эволюционизма – путь к единой культуре.

 

ЛИТЕРАТУРЫ.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов._М.: Юнити, 2009 ISBN: 5-238-00564-4.

 

Вопросы утверждены на заседании кафедры
"Общих математических и естественнонаучных дисциплин" МФЮА
Протокол № 01-12-13 от30.08.2012 г.

 

Зав. каф. «Общих математических

и естественнонаучных дисциплин» ___________________ А.Ю. Байков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: