ГИА по обществознанию, 9 класс
вопросы кодификатора
Усвоение учащимися следующих элементов содержания, проверяемые заданиями
экзаменационной работы (вопросы кодификатора):
- общество как форма жизнедеятельности людей;
- взаимодействие общества и природы;
- основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь;
- биологическое и социальное в человеке;
- личность, особенности подросткового возраста;
- деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение);
- человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение;
- межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Общество как форма жизнедеятельности людей
Существует понятие общество в широком и узком смысле.
Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.
Под обществом в узком смысле понимается:
- Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)
- Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)
- Население страны, государства (российское общество)
- Всё человечество в целом
Различают следующие типы обществ:
- Традиционное
- Индустриальное
- Постиндустриальное
Более подробно типы обществ в дополнительных материалах.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Информация о глобальных проблемах в дополнительных материалах
Взаимодействие общества и природы
Существует понятие природы в широком и узком смысле.
|
В широком смысле под природой понимается весь мир, в многообразии его форм и проявлений;
в узком смысле – биосфера, естественные условия жизни общества, человека.
Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.
Типы отношений общества и природы:
Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.
Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.
Таким образом взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы общественной жизни | Составляющие элементы | Деятельность людей и отношения между ними |
Экономическая | Предприятия, фирмы, банки, биржи и др. | Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ |
Политическая | Парламент, правительство партии, общественные организации и др. | Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями |
Социальная | Системы соц. обеспечения, здравоохране- ния и др. | Отношения между различными общественными группами |
Духовная (культура, образование, наука, религия) | Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д. | Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления |
Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.
|
Биологическое и социальное в человеке
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало:
1) анатомия
2) физиология
3) протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)
Основные отличия человека от животных:
1) Человек способен производить орудия труда, использовать их;
2) Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
3) Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
Только для человека возможна самореализация личности.
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Виды потребностей:
- Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)
- Социальные (общение, самореализация и др.)
- Духовные (вера, творчество)
Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Личность, особенности подросткового возраста
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
|
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Информация об этапах социализации в дополнительных материалах.
Особенности подросткового возраста:
1) Психологические изменения
2) Физиологические изменения
3) Развитие мышления
4) Формирование самосознания
5) Формирование мировоззрения
6) Полярность мнений и поведения
7) Чувство взрослости
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.
Более подробно об отличиях деятельности человека от активности животных в дополнительных материалах.
Структура деятельности включает в себя:
- Объект
- Субъект
- Мотив
- Цель
- Средства
- достижения
- Результат
Более подробно об основных компонентах деятельности в дополнительных материалах.
Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение
Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
Признаки малой группы:
1) Наличие общей цели;
2) Совместная деятельность;
3) Личное взаимодействие членов группы;
4) Длительность существования;
5) Добровольный характер
6) Определённый эмоциональный фон.
Различают следующие типы малых групп:
- Условные (нет постоянных контактов)
- Реальные (постоянные контакты)
- Естественные (складываются сами по себе)
- Формальные (официальные)
- Неформальные (неофициальные)
Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Формальные:
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону.
Неформальные:
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире
- происходит передача опыта
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество
- усваивает правила и нормы поведения
- учится оценивать поступки других людей
- формирует личные качества:
- принципиальность, отзывчивость,
- честность, доброту и др.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
Причины конфликтов:
1) Неумение контролировать эмоции
2) Негативные чувства (зависть, корысть)
3) Невоспитанность
4) Различные ценностные ориентации
5) Возрастные
Стратегии поведения в условиях конфликта:
- Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её
- Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам
- Соперничество – открытая борьба за свои интересы
- Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок
- Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон