Способы контроля внешних переменных




 

Экспериментатор должен стремиться к уменьшению воздействия внешних переменных на эксперимент, используя следующие способы:

  1. Элиминация – это конструирование экспериментальной ситуации таким образом, чтобы исключить какое-либо в ней присутствие внешней переменной. (Например: максимально изолированное от внешнего мира помещение).
  2. Создание константных условий – т.е. создаются условия, когда внешние переменные не изменяются и одинаково влияют на всех испытуемых. (Например: шум улицы за окном рассматривается как постоянно действующая переменная, но при этом воздействие этой постоянной внешней переменной не должно значительно снижать валидность эксперимента).
  3. Балансировка – это компенсация эффекта действия внешних переменных.Она имеет 2 варианта:

· Использование контрольной группы;

· Использование нескольких контрольных групп.

Это делается для того, чтобы проконтролировать влияние несколькихвнешних переменных.

Например: пол проводящего эксперимент.

  1. Контрбалансировка – это компенсация порядка воздействия стимулов в одной группе и изменение этого порядка в другой группе.

Например: в первой группе сначала даются трудные задачи, потом легче, легче и т.д. На следующем этапе эксперимента мы даем сначала легкие, потом труднее, труднее и т.д.

  1. Рандомизация – т.е. случайный выбор испытуемых в группу. Это позволяет исключить влияние как индивидуально-психологических особенностей испытуемого, так и исключить влияние пристрастий того, кто набирал группу.

Рандомизация осуществляется следующим образом: (случайный отбор). Всем потенциальным испытуемым, которые могли бы принять участие в эксперименте, присваиваются номера. Затем, по таблице случайных цифр выбираются те. Кто будет участвовать в эксперименте.

 

 

08.10.

Стратегии формирования экспериментальных групп

  • Рандомизация – на практике нередко прибегает к более простому способу.

Случайным образом отбирают любую группу потенциальных испытуемых, затем измеряют у них значимое для эксперимента индивидуальное свойство. После этого распределяют по группам так, чтобы вероятность попасть в группу для каждого испытуемого была равна.

  • Попарный отбор – представляет собой стратегию формирования групп, при которой экспериментальные и контрольные группы составляют из индивидуумов эквивалентных по значимым для эксперимента параметрам. (По уровню интеллекта, уровню тревожности, уровню конформности и т.д.)

Идеальный вариант этой ситуации – использование монозиготных близнецов.

  • Стратометрический отбор – заключается в том, что генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обладающих определенными характеристиками. (Генеральная совокупность – это все потенциальные испытуемые для данного эксперимента). В экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты.

Это необходимо при изучении общественного мнения восприятия рекламы и т.д. (Фокус группы).

Для этого могут быть использованы такие характеристики как:

  • пол,
  • возраст,
  • национальность,
  • политические предпочтения,
  • образование,
  • уровень дохода,
  • семейное положение и т.д.

Данная стратегия используется чаще в социологических исследованиях, реже в социально-психологических.

 

Использование реальных групп:

Реально существующая группа рассматривается как случайно созданная. При этом не должно быть особых критериев для ее подбора.

Эта стратегия также оправдана, когда вся группа сводится к реально существующей.

 

Репрезентативное моделирование

Заключается в формировании группы испытуемых, характеристики членов которой соответствуют характеристикам представителей интересующей нас популяции.

 

Приближенное моделирование

Применяется тогда, когда невозможно полностью реализовать репрезентативное моделирование. Например: исследование на студентах 2-го курса мы распространяем на всю молодежь 17-18 лет.

 

Экспериментальный план

- это описание структуры и последовательности проведения эксперимента.

 

Однофакторный план

1. План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия.

 

Э.Г. – экспериментальная группа

К.Г. – контрольная группа

R - рандомизированная группа

О1, О2 – тестирование

Х – экспериментальное воздействие

Гипотеза доказывается через сравнение О1 с О2:

Э.Г. R х О1

К.Г. R О2

 

2. Гипотеза для нескольких рандомизированных групп с тестированием после воздействия.

1 вариант: когда применяется более одной экспериментальной группы и одна контрольная группа:

Э.Г. №1 R х О1

Э.Г. №2 R х О2

К.Г. R О3

Это делается для того, чтобы проконтролировать разные уровни воздействия независимых переменных.

2 вариант: когда используется одна экспериментальная группа и несколько контрольных групп.

Э.Г. R х О1

К.Г. №1 R О2 (шум)

К.Г. №2 R О3 (температура)

Для доказательства этой гипотезы сравниваются О1 с О2; О1 с О3; О2 с О3.

 

3. План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием.

Такого рода планы часто используются в психологических исследованиях, потому что существует необходимость контролировать исходный уровень зависимой переменной. (Уровень тревожности).

Однако при применении этого плана может возникнуть эффект тестирования, т.е. методика используемая для диагностики испытуемых может навести их на мысль, что вопросы или содержание этой методики будут предметом исследования в эксперименте.

Э.Г. R О1 х О2

К.Г. R О3 О4

Например: применение теста Розенцвейга на изучение фрустрационных реакций может повысить чувствительность испытуемых к данного рода ситуациям.

 

План Соломона

Э.Г. №1 R О1 х О2

К.Г. №1 R О3 О4

Э.Г. №2 R х О5

К.Г. №2 R О6

Для избегания эффекта тестирования (…)

Соломон предложил план для 4-х рандомизированных групп с предварительным тестированием в 2-х группах и итоговым тестированием в 4-х группах.

Для доказательства гипотезы сравнивается О2 с О4; О5 с О6; О2 с О1; О4 сО3; О5 с О1; О6 с О3; О2 с О5; О4 с О6.

 

  1. План для 4-х рандомизированных групп с предварительным тестированием во всех группах и итоговым в разное время.

Э.Г. №1 R О1 х О2

К.Г. №1 R О3 О4

Э.Г. №2 R О5 х О6

К.Г. №2 R О7 О8

План применяется в случаях, когда неободимо проверить изменения во времени эффекта эксперимента.

Для доказательства гипотеза сравнивается по схеме плана Соломона.

 

Многофакторные планы

Они применяются тогда, когда необходимо проверить сложные гипотезы о взамосвязяхмежду переменными.

Общий вид гипотезы

Если «А1, А2, А3… Аn, то В» в многофакторном эксперименте как правило проверяются 2 типа гипотезы.

 

Гипотезы о реальном влиянии каждой их независимых переменных на зависимую.

Например:

1. Гипотеза: если человек хорошо знает компьютер, то он более эффективно выполняет обязанности сотрудников службы персонала.

Гипотеза: если человек хорошо знает английский язык, то он более эффективно выполняет обязанности сотрудников службы персонала.

Гипотеза: если человек обладает хорошей психологической компетентностью, то он более эффективно выполняет обязанности сотрудников службы персонала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: