АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adapto - приспособляю и socialis - общественный) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде.
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ ДЕТСКАЯ - отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорность выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.
БЕСПРИЗОРНОСТЬ ДЕТСКАЯ - социальное явление, заключающееся в отсутствии у детей и подростков места жительства или места постоянного пребывания. Причины беспризорности носят социально-экономический характер. Беспризорность возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений влекущих за собой социальное сиротство детей.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - как правило, негосударственная деятельность, направленная на оказание помощи (в первую очередь материальной) нуждающимся людям. Обычно отношения благотворительности характерны между людьми несвязанными родственными или иными жёсткими узами, которые предполагают взаимопомощь и поддержку, или различающимися по социальному и материальному положению. Благотворительность совершается людьми, признающими общегуманистические идеи любви к ближнему.
ВИКТИМОГЕННОСТЬ - наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т.д.).
ВИКТИМИЗАЦИЯ - процесс и результат превращения человека или группы
людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
ВИКТИМНОСТЬ - предрасположенность человека стать жертвой тех или
иных обстоятельств.
ВИКТИМОЛОГИЯ (от лат. victime - жертва и греч. logos - понятие, учение),
социально-педагогическая область знания, изучающая различные категории
людей - жертв,• неблагоприятных условий социализации. Термин «виктимология» заимствован из криминологии, специальный раздел которой - юридическая виктимология исследует проблемы людей, оказавшихся жертвами преступлений. Предметом социально-педагогической виктимологии является изучение детей и взрослых, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной социальной и педагогической помощи.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ - навязчивые, ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его психическом и физическом развитии.
ГРУППА РИСКА - группа лиц (чаше всего подростков), которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к социальной и психологической дезадаптации.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям.
ДЕВИАНТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - отклоняющееся психическое развитие, закономерно приводящее в итоге к поступкам, противоречащим морали или праву, например, к пьянству, половой распущенности, мошенничеству, воровству, преступлениям против личности, достоинства, здоровья людей.
ДЕВИАЦИЯ – отклонение от некоторой нормы, которая установлена в данном обществе (социальной группе).
ДЕЗАДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - использование ребенком, подростком
или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации.
ДЕЗАДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ – вид социальной дезадаптации школьника, при которой оказывается невозможным обучение по программе, соответствующей интеллектуальным способностям ребенка, или пребывание в школе согласуется с принятыми дисциплинарными нормами. Дезадаптация школьная проявляется в противоречивых отношениях, между целью и результатами, намерениями и деяниями, замыслами и воплощением, побуждениями к их действию и их итогам.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от. лат. delinquent - правонарушитель) - отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.
ЗАЩИТА ДЕТСТВА - система практических мероприятий, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодежи, социальные группы детей различной направленности. К неформальным объединениям обычно относят официально не зарегистрированные сообщества детей и подростков. Набор индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ, эти действия часто спонтанны и функционируют без четко выраженных правил или программы взаимодействия.
ОПЕКА - одна из предусмотренных гражданским и семейным законодательством форм заботы о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты своих прав и законных интересов.
ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) над несовершеннолетними – форма семейного воспитания детей, оставшихся без родительского попечения вследствие смерти родителей, утраты ими родительских прав по суду, из-за тяжелой болезни, инвалидности, хронического алкоголизма матери и отца либо потому, что они не хотят сами заботиться о своем ребенке. Понятия «опеки» и «попечительства» как формы семейного воспитания идентичны.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный), развитие человека на протяжении всей жизни. Предполагает: усвоение человеком выработанного обществом опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления человека (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Термин «социализация» заимствован из политэкономии.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ – система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (по определению А.В. Мудрика) - отрасль
педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях для которых воспитание не является основной функцией. Термин «Социальная педагогика» введен в XIX веке Ф.А. Дистервегом. Предмет социальной педагогики - исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА – новый для России вид практической помощи населению, официально существующий с 1991 г. В настоящее время социальная работа проводится, как правило, в форме помощи инвалидам и престарелым, одиноким и больным людям – путем прикрепления муниципальными органами опеки социального работника к лицу, не имеющему возможности самому обеспечить себя жизненно важными ресурсами, продуктами питания, предметами первой необходимости и пр. и не имеющему близких родственников для ухода за ним. Как правило, социальный работник ухаживает (покупает продукты, готовит, убирает и др.) за несколькими подопечными, навещая их один-два раза в неделю.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – процесс восстановления основных социальных функций личности. Как технология предполагает совокупность методов, направленных на реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, профессиональном, личностном уровнях в глазах общества.
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении родительских обязанностей. Социальные сироты – это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим причинам, т.е. сироты при живых родителях.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это системообразующий компонент социального воспитания, средство социализации личности, ее адаптации современным условиям жизни, включение в социальную жизнь общества и решение социальных проблем индивида, семьи, социальных групп.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функционировать в обществе, сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ – система социально- педагогических мер, обеспечивающих такие психолого-педагогические условия жизнедеятельности ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ детей и подростков их возвращение, включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
СОЦИАЛЬНОСТЬ - личностное качество, характеризующее меру развития
человека как общественного существа. Выражается в уровне овладения знаниями и умениями, а также другими элементами накопленного в обществе
социального опыта. Проявляется через способность индивида реализовывать
свой духовно-культурный потенциал в процессе совместной с другими людьми деятельности.
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ - вид среды, окружающие человека общественные
материальные и духовные условия его существования и деятельности.
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ - ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.