1. Дайте определения следующим понятиям:
Профессиональное просвещение - воспитание осознанной потребности в труде: начальная профессиональная подготовка студентов и школьников через уроки труда;
Профессиональное информирование- комплекс мероприятий по ознакомлению молодежи и прочих лиц с ситуацией на рынке труда
Профессиональная пропаганда - разновидность профессионального просвещения, которая представляет собой информационную деятельность по привлечению внимания к определенной профессии или специальности путем показа ее привлекательных сторон с критикой конкурирующих на рынке профессий или специальностей
Профессиональная диагностика - изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функция
Профессиональная консультация -это содействие определившимся в выборе профессий предлагаемых работодателем, через изучение личных качеств консультируемых индивидов с целью выявления состояния здоровья, направленности и интересов, структуры способностей и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения
Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека еще на этапе выбора профессии путем знакомства его с требованиями профессии, изучения личных особенностей, предоставления возможности включиться в определенную деятельность.
Профессиональный подбор - психолого-профориентационная услуга, конечный результат которой - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психодиагностической и медицинской диагностики.
Профессиональная адаптация - процесс вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, его нормах и правилах и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда
Профессиональное трудоустройство - это процесс подыскивания подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу;
это деятельность органов по оказанию помощи гражданам в поиске подходящей работы, включая процесс их профессиональной подготовки, участия в общественных работах и т.д.
Профессиональное воспитание - формирование профессиональных и личностныхкачеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека - основы для решенияактуальных социально-профессиональных задач.
2. Найдите в социально-педагогической и психолого-педагогической литературе определения понятия «профориентация», запишите источник, сравните их, подготовьте свои суждения по данному вопросу.
Профориентация_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Профориентация_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Профориентация_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Профориентация_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Основные концептуальные положения профориентационной деятельности:
Профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала и достижения вершин профессионализма
Стадии профессионального становления:
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека – 35-40 лет. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. Т.В.Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:
1) возникновение и формирование профессиональных намерений;
2) 2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;
3) 3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
4) 4) полную реализацию личности в профессиональном труде'.
Е.А.Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию: 1) стадия оптации (12 — 17 лет) — подготовка к сознательному выбору профессионального пути; 2) стадия профессиональной подготовки (15 — 23 года) — овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности; 3) стадия развития профессионала (от 16 — 23 лет до пенсионного возраста) — вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности2.