Каковы проблемы содержания образования и перспективы его совершенствования?




Педагогика.

Тема: Содержание образования


1. Что понимают под содержанием образования?

Под содержанием образования понимается педагогическая адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.

Назовите подходы к определению сущности содержания образования.


Знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности.
Личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

3. Каковы критерии и принципы отбора содержания образования?

Принципы, на которые принято ориентироваться при отборе содержания общего образования:
Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.
Принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения.
Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Принцип гуманизации содержания общего образования.
Принцип фундаментализации содержания образования.
Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности.

Система критериев отбора:
*
целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;
* научная и практическая значимость содержания образовательного материала, включаемого в учебные предметы и общественную практику;
* соответствие сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
* соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение;
* учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;
* соответствие содержания общего образования имеющийся учебно-методической и материальной без современной школы.


4. Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры.


Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и

природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

 

Каковы проблемы содержания образования и перспективы его совершенствования?


Проблемы:

*Технический прогресс;
* Содержание и формирование образования;
* Сущность понятий: «обучение», «воспитание», «развитие»;
* Формы обучения;
* Методы обучения;
* Временная структура учебного процесса;
* Контроль и оценка;
* Качество образования;

* Информатизация образования;
* Экономика образования.

 

Перспективы:

* Дальнейшая разработка психолого-педагогического сопровождения саморазвития;

* Совершенствование педагогических и психологических условий, ориентированных на саморазвитие личности;

* Приобщение к научно-исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работе;

* Содействие распространению и изданию обобщенного педагогического опыта;

* Систематическая пропаганда профессиональных и творческих достижений педагогов через СМИ.

6. Каково назначение Государственного образовательного стандарта?

Под стандартом образования понимается система основных параметров в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.


7. Каковы нормативные документы, регламентирующие содержание образования?

* Учебный план;

* Базисный учебный план определяет:

a) Общую продолжительность обучения и по каждой ступени;

b) Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов;

c) Учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам;

d) Недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов на каждой ступени общего среднего образования, для обязательных занятий по выбору учащихся и для факультативных занятий.

* Региональный учебный план;

* Учебный план школы выделяют:
a) Инвариантную часть, обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

b) Вариативную часть, обеспечивает индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.

* Учебная программа;

a) Рабочие;

b) Авторские;

c) Типовые.


8. Каковы информационные и дидактические функции учебников и учебных пособий?


Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях.


Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
Учебник выполняет 2 основные функции:
* является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательным стандартом содержание;
* выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учебников.

Структура учебника включает в себя текст, как главный компонент, и внетекстовые (вспомогательные) компоненты.

Дополнением к учебнику являются учебные пособия, которые углубляют и расширяют его содержание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: