Цели и задачи предмета «Фортепианный ансамбль».




Вступление.

Ансамблевоемузицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Оно способствует расширению музыкального кругозора, воспитывает и формирует художественный вкус, понимание стиля, формы произведения.Игра на фортепиано в четыре руки - это один из самыхлюбимых видов совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом; занимаются и сейчас. В России в 18-19 веках во всех дворянских семьях традиционно обучали детей музыке, игре на различных музыкальных инструментах, чтобы на досуге они могли с удовольствием музицировать. Многие композиторы писали как для профессионального обучения и концертных выступлений, так и для домашнего музицирования. Долгое время четырехручные переложения симфоний, опер, балетов были единственным способом ознакомления с ними, что являлось, своего рода, просветительской функцией. Ведь ансамблевая фактура, которая могла охватить практически все регистры фортепиано, оказалась способной воспроизводить оркестровое звучание.Слово «анс» в переводе с французского означает единство. Педагогическая ценность совместного исполнения музыкальных произведений,безусловно, очень велика.Игра в четыре руки ставит перед исполнителями те же задачи, что и перед всеми музыкантами в любом инструментальном коллективе. Самое важное и прекрасное из этого - стать частью целого, вслушиваться и вживаться в музыкальный процесс - «творить» настоящее искусство.

 

 

-3-

Цели и задачи предмета «Фортепианный ансамбль».

Занятия к классе фортепианного ансамбля - не только любимая форма музицирования учеников, но и огромный развивающий потенциал всего комплекса способностей: музыкального слуха, ритмической устойчивости, художественного вкуса, понимания стиля и формы и т.д. Обязательный совместный счет вслух на первых этапах, умение «держать» темп, слушая партнера, умение подхватывать с любого места в случае возможной ошибки, умелое исправление которой требует от ученика навыков быстрого реагирования и даже некоторой импровизации - вот основные приемы, которыми ученики овладевают на уроках ансамбля. Кроме того, в совместноммузицировании пианист приобретает музыкальную гибкость и свободу, нарабатывает сценическую выдержку, потому что вдвоем выступать на сцене не так страшно и волнительно, как одному.

Приступать к игре в ансамбле нужно уже в самом начале обучения, хотя по программе предмет «Ансамбль» появляется в 3 или 4 классе. Не стоит терять самое драгоценное время начального обучения, когда закладывается «база» всех необходимых в дальнейшем умений и навыков. Раньше для маленьких пианистов было очень мало нотной литературы. В основном, это были ансамбли ученик-учитель. В таких занятиях, безусловно, есть польза. Верхняя партия, как правило, имеет ведущее значение и требует от детей полнозвучного, выразительного и уверенного звучания. Музыкальный ребенок старается играть старательно и качественно, чувствует себя равным учителю, который, в свою очередь, интуитивно оказывает музыкальное влияние, «заражает» ученика своей выразительностью.

Самое прекрасное, если с ребенком может музицировать кто-то из членов семьи.

 

-4-

Во-первых, это доставляет радость и удовольствие и тем, кто играет и тем, кто собрался послушать на семейном празднике. В этой ситуации ребенок обычно ведет себя уверенно, даже что-то может подсказать взрослому и почувствовать себя более образованным в музыке. Нередко такие семейные ансамбли отваживаются выступать на концертах фортепианного отделения и, как правило, имеют несомненный успех у зрителей. А это уже небольшой вклад в сохранение традиций семейного музицирования, создания культурной среды в семьях учащихся.

Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар поистине необозрим, он включает в себя разнообразную музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется. Основные источники его пополнения это сочинения современных композиторов, новые публикации произведений старинных мастеров и переложения специально для ансамблевого исполнения

Хочется остановиться на теме выбора репертуара с учетом современных требований и возможностей. Подбор интересных, популярных произведений для изучения в классе ансамбля - очень важный этап, который требует от преподавателя тщательного обдумывания и, безусловно, обширных знаний репертуара. От этого в дальнейшем в большой степени зависит успех работы. Важно заранее определить, для каких целей будет разучиваться данное произведение. Для прохождения в классе обычно берутся произведения с определенным набором задач, выполнение которых разовьет определенные навыки и умения игры в ансамбле. Причем начинать полезно с более простых произведений, на 1-2 класса ниже, чтобы сосредоточиться на ансамблевых задачах, а «не завязнуть» в сложностях текста.

 

 

-5-

Чтобы заинтересовать учеников, создать на уроке творческую атмосферу, определить их склонности, нужно дать им возможность познакомиться с творчеством различных композиторов и направлений. В первую очередь это,конечно, произведения русских и зарубежных классиков, переложения популярных отрывков из опер и балетов и т. д., что формирует музыкальный вкус, расширяет музыкальный кругозор. Но нельзя ограничивать учеников разучиванием только классических произведений.

С огромным удовольствием дети воспроизводят на фортепиано уже накопленные сознанием и слухом мелодии из мультфильмов, художественных фильмов, музыку современных композиторов, переложения песен времен Великой отечественной войны и т.д.

Нужно учитывать современные музыкальные пристрастия и увлечения подрастающего поколения. И здесь ответственный момент выбора достойного и качественного материала лежит на преподавателе. Особенно это важно при подборе конкурсной или концертной программы. Иногда, слушая конкурсы фортепианных ансамблей, удивляешься скучной и необдуманной программе. Даже способные ученики выглядят бледно и, как правило, остаются без призовых мест. Это полностью вина педагога.

Сейчас можно активно пользоваться возможностями интернета. Существуют специальные сайты нотных архивов, например нотный архив Б.Тараканова, А.Кондакова, А.Джангваладзе, «Нотомания» и др. Достаточно набрать в яндексе запрос и можно найти практически любое произведение, скачать и распечатать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: