-6-
Наряду с целесообразностью, можно рекомендовать следующие критерии отбора репертуара:
· эстетический (разнообразие и полноценность);
· психологический (созвучность музыкальному и жизненному опыту, преемственность этапов обучения, определение перспектив музыкального развития);
· музыкально-педагогический (соответствие тематическому содержанию программы обучения, доступность исполнения, учет возрастных особенностей, формирование музыкально-слуховых представлений, решение технических задач);
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно распределить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны:
а) Знакомство ансамбля с произведением в целом.
б) Техническое освоение выразительных средств.
в) Работа над воплощением художественного образа произведения.
Задачей первого этапа является создание у членов ансамбля общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения, эпохой, в которой оно возникло, стилистическими особенностями письма и требуемой манерой исполнения, характером произведения, его формой, основными темами.
Эту работу следует построить очень живо, интересно, приводя в качестве иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении. Необходимо предупредить участников о трудностях, с которыми им предстоит встретиться, и рассказать, как их преодолеть.
Следующий этап - преодоление ансамблем технических трудностей, что подразумевает в первую очередь:
-7-
а) синхронность при взятии и снятии звука;
б) равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;
|
в) согласование приемов звукоизвлечения;
г) передача голоса от партнера к партнеру;
д) соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами;
е) соблюдение общности ритмического пульса;
ж) единство динамики, фразировки.
Партнеры должны уметь "поделить" клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или пересекающемся голосоведении. Педализирует исполнитель партии Secondo, т.к. она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии, чаще всего звучащей в верхних регистрах. Необходимо следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать товарища. Замечание педагога - "ты не слушаешь партнера" должно пониматься так: "ты не слушаешь, что у вас вместе получается". Нужно слушать не себя, не его, а только общее звучание ансамбля (ни "я", ни "он", а "мы"). К этому приучать участников ансамбля с первых совместных занятий.
Начать вместе играть, синхронно взять два звука - не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Здесь нужно познакомить учащихся с техническим приемом дирижерского взмаха - ауфтактом, и как он может быть применен пианистами. При исполнении за одним или параллельными инструментами, когда руки каждого видны, другому ауфтакт даётся легким движением кисти (с ясно определенной верхней точки), либо кивком головы, или с помощью знака глазами, если рука не видна. Полезно одновременно с этим жестом обоим пианистам взять дыхание (сделать вздох).
-8-
Это делает начало естественным, органичным, снимает сковывающее напряжение. Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков. Не меньшее значение имеет и синхронное окончание - "снятие" звука. Пауза в игре имеет огромное выразительное значение. "Рваные", "лохматые" аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, загрязняют паузу. Синхронность отдельных звуков не исчерпывает технической задачи, партнерам необходимо добиваться и равновесия их звучания. Слаженность совместной игры в отдельном приеме и в общем замысле – особая сфера работы. Возникает специфическая трудность: то, что может быть сыграно без затруднений одним пианистом, становится технически сложным, если играется двумя руками двух исполнителей.
|
Большое внимание должно уделяться тщательной работе над штрихами, в процессе которой происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Лишь при общем звучании обеих партий может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблистов штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат
Пианисты должны уметь передавать друг другу “из рук в руки” пассажи, мелодии, аккомпанементы, незаконченную фразу, не разрывая музыкальной ткани.Динамика исполнения в отдельной партии в равной степени зависит от того, что играет в этот момент второй участник ансамбля, каковы особенности исполнения обеих партий. Следует отметить организующую роль партии Secondo -
|
основы, фундамента всего ансамбля в динамических сдвигах и нарастания.Работа над звуком - область огромного труда.
-9-
Еще не начав совместного исполнения, нужно договориться, что будет показывать вступление, каков характер звучания, и с каким приемом и с какой силой будет начата пьеса.Должен быть определен темп. Особенность понимания и чувствования темпа - одна из основных задач ансамбля. При разучивании можно просчитать в соответствующем темпе ”пустой такт”.
Особое место в совместном исполнении занимает ритм. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма. Каждому музыканту присуще свое ощущение ритма, а в ансамбле нужно добиться взаимопонимания, согласия.Специальная задача ансамбля - воспитание коллективного ритма, необходимого качества артистического ансамблевого исполнения. Ее можно решить путем изучения разнохарактерных произведений и развитием всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения. Ритм должен быть живым, гибким, выразительным.
Приступая к работе над произведением нужно поговорить с учащимися о характере, музыкальном содержании, определить значение каждой партии. Важно проучить с каждым учащимся его партию, что позволит более тщательно заняться фразировкой, ритмом, штрихами, затем осуществлять совместные репетиции. Конечная цель - создание продуманной интерпретации художественного образа произведения и яркое убедительное его исполнение.Последний этап перед выступлением на конкурсе чрезвычайно ответственный. Практически ежедневные репетиции требуют и физической и моральной выдержки от учеников, совершенно взрослого отношения к делу. Очень большую пользу приносят видеозаписи репетиций, особенно в том зале, где будет проходить конкурс. Ученики на сцене зачастую не всегда слышат баланс звучания, не сразу приноравливаются к звукоизвлечению концертного рояля.Здесь важно услышать из зала звуковой результат.
-10-
Вот в этот момент помогает прослушивание записи и подробный анализ всех погрешностей, взгляд на себя со стороны.
При выборе репертуара для ансамбля, прежде всего надо руководствоваться художественной ценностью и степенью сложности материала, допустимости его как в техническом отношении, так и по содержанию. В работе всегда должно быть простое для восприятия знакомое произведение, что приносит детям большую радость. Особо хочется остановиться на работе с произведениями для двух роялей. Безусловно, это уже вершина мастерства ансамблевого исполнительства. Два инструмента дают пианистам гораздо больше свободы, независимости в использовании всех регистров, педали.
В основном игрой на двух роялях занимаются способные учащиеся средних и старших классов, так как эта нотная литература обычно сложна и виртуозна, требует от исполнителей владения всеми видами техники, определенным музыкальным багажом и, конечно, звуковой палитрой.
Замечательно, если ансамбль сложился еще в младших классах, и дуэт «зреет» в течение нескольких лет. Тогда ученики понимают педагога и друг друга буквально с полуслова, у них вырабатывается ощущение внутреннего единства, сопереживания, они умеют грамотно работать самостоятельно, понимают необходимость регулярного сыгрывания, им хочется играть вместе. Обычно такие ученики выступают на конкурсах и фестивалях, украшают фортепианные концерты.