ПРЕДЫСТОРИЯ
В Сомали к власти военным переворотом пришел Захид Гази, выходец из Сомалиленда, участник террористической группировки Джамаат Аш-Шабааб и один из ближайших помощников известного террориста Аймана аз-Завахири. Став президентом Сомали Захид Гази сумел сплотить вокруг себя разрозненные группировки, сомалийских пиратов, автономные районы и государства, находившиеся на территории Сомали.
Под руководством Захида Гази Объединенное Сомали совершило несколько нападений на миротворческие миссии ООН. Основными требованиями Захида Гази и Джамаата Аш-Шабааб являются:
1) полный и безоговорочный вывод миротворческих войск ООН с территории страны;
2) международное признание Объединенных Сомали суверенным государством.
Без выполнения данных условий Захид Гази отказывается вести какие-либо переговоры.
ХОД СОБЫТИЙ
10 Августа 2013
Захид Гази приходит к власти в Сомали путем военного переворота.
17-28 Августа 2013
Происходит формирование Объединенных Сомали. В его состав входят: Сомалийская Республика, Джубаленд, Галмудуг, Химан и Хеб, Ахлюс-Сунна-уаль-Джама'а, Пунтленд, Азания, Маахир, Хатумо, Республика Сомалиленд, Авдаленд и собственно Исламский Эмират Сомали (Джамаат Аш-Шабааб), который был инициатором объединения этих некогда разрозненных земель.
2-5 Сентября 2013
Объединенное Сомали, совместно с союзной Эритреей совершает нападение на Джибути, с целью перекрытия Баб-Эль-Мандебского пролива. Параллельно сомалийские пираты захватывают остров Сокотра, который территориально принадлежит Йемену.
Во избежание применения вооруженной силы со стороны ООН, НАТО или других военно-политических альянсов, Захид Гази угрожает мировому сообществу применением «оружия, обладающего невероятной мощью». Ни одно из государств мира не располагает точной информацией об этом «оружии».
|
4-9 Сентября 2013
Миротворческие войска ООН (АМИСОМ - Миротворческий контингент Арабского союза в Сомали) пытаются взять ситуацию под контроль, но, несмотря на их уверенный контроль над сомалийским воздушным пространством, позиции миротворцев на ключевых транспортных артериях ослабли из-за постоянных нападений членов Аш-Шабааба. Миротворцы теряют контроль над крупными городами, так как им оказывается сопротивление не только со стороны радикально настроенных членов террористической организации, но и со стороны мирных жителей, поддерживающих новый режим.
8-11 Сентября 2013
НАТО воспринимает происходящее в Сомали в качестве прямой угрозы Йемену и Саудовской Аравии, которые играют важнейшую роль в транспортировке товаров и обеспечении безопасности гражданских судов (в том числе, некоторого количества нефтяных танкеров) при их продвижении из Персидского залива через Баб-Эль-Мандебский пролив в Красное море.
Поэтому, для защиты собственных и союзнических интересов, США мобилизуют свой контингент в Эфиопии и подводят войска к границам Сомали. Войска размещаются недалеко от сомалийского города Беледуэйне, но останавливают продвижение, не совершая значительных перемещений вглубь сомалийской территории. Кроме того, Великобритания наращивает собственную ударную группировку (rapid reaction force) в Кении.
Для обеспечения поддержки с моря, к Африканскому Рогу движутся Военно-Морские силы США. Происходит наращивание группировки НАТО в регионе.
|
Захид Гази публично называет подобные действия «неприкрытым и наглым актом агрессии, нарушающим нормы международного права», и активно продолжает ожесточенные бои с отступающими миротворцами.
Одним из немногих оплотов спокойствия в новообразованном государстве, являются миссии гуманитарной помощи при ООН и миссии Красного Креста, в том числе Российское отделение.
Характеристика ситуации к 18-му Сентября 2013:
На территории страны усиливается гуманитарный кризис, начинающий превращаться в гуманитарную катастрофу. Захид Гази выражает недовольство нормами Международного права и объявляет страну способной поддерживать безопасность в государстве и осуществлять контроль над распределением гуманитарных грузов без «чьей-либо сторонней помощи».
Захид Гази объявляет готовность сотрудничать с мировыми государствами при выполнении сомалийских условий.
Цели ООН:
- Замедление распространения и последующее мирное разрешение конфликта;
- недопущение активного участия войск НАТО, США и других государств в конфликте;
- снижение остроты и напряженности в Восточно-Африканском регионе;
- разрешение гуманитарного кризиса в Сомали;
- всесторонняя помощь пострадавшим в ходе конфликта и контроль над многочисленными потоками сомалийских беженцев.
Приложение 1. Таблица 1.
Участники Конфликта (прямые и косвенные)
Прямые участники: Объединенные Сомали Эритрея | Прямые участники: Джибути (ведется война) Эфиопия (начата мобилизация войск США) Кения (Аш-Шабааб объявил «джихад» этому государству) Йемен (нападение на остров Сокотра) |
Косвенные участники: Оман (близость к Йемену) Катар (авиабазы НАТО) Саудовская Аравия (близость к Йемену) Египет (контролирует Суэцкий канал – выход из Средиземного моря в Красное море) Судан (граничит с Эфиопией) США (контингент в Эфиопии, членство в НАТО) блок НАТО (в частности США, Великобритания, Франция) Сьерра-Леоне (военные силы Великобритании) Индия, Италия, Пакистан (Нефть) Страны Африканского союза Россия(нахождение российского флота у берегов Рога и участие США в конфликте) |
|
Приложение 2. Таблицы 2 и 3.
Миротворческие контингенты
UNITAF (Международный миротворческий контингент)
United Nations East African Peacekeeping Task Force
UNITAF II (participants) |
United States |
United Kingdom |
Saudi Arabia |
France |
Germany |
Australia |
New Zealand |
Canada |
Belgium |
Italy |
Greece |
India |
Malaysia |
Pakistan |
Spain |
Sweden |
Denmark |
Norway |
Netherlands |
Luxembourg |
Estonia |
Latvia |
Lithuania |
Portugal |
Hungary |
Czech Republic |
Приложение 2. Таблицы 2 и 3.
Миротворческие контингенты
AMISOM (Миротворческий контингент Арабского союза в Сомали)
AMISOM | |
Main military contingents*: | Auxiliary military contingents**: |
1.Uganda 2.Kenya 3.Burundi 4.Djibouti 5. Sierra Leone | Nigeria |
Ghana | |
Cameroon | |
Mali | |
Sénégal | |
Zambia | |
*From 1 to 5 by the total number of peacekeepers, involved in the mission **Countries, which have mainly sent military advisors, medical advisors and civil personnel. |
Приложение 3. Таблица 4.
Необходимая справочная информация.
Резолюции Совета Безопасности ООН по Сомали за 2012-2103 года:
S/RES/2111 (2013) | 24 июля | Ситуация в Сомали | S/PV.7009 |
S/RES/2102 (2013) | 2 мая | Ситуация в Сомали | S/PV.6959 |
S/RES/2093 (2013) | 6 марта | Ситуация в Сомали | S/PV.6929 |
S/RES/2077 (2012) | 21 ноября | Ситуация в Сомали | S/PV.6867 |
S/RES/2073 (2012) | 7 ноября | Ситуация в Сомали | S/PV.6854 |
S/RES/2072 (2012) | 31 октября | Ситуация в Сомали | S/PV.6853 |
S/RES/2067 (2012) | 18 сентября | Ситуация в Сомали | S/PV.6837 |
S/RES/2060 (2012) | 25 июля | Ситуация в Сомали | S/PV.6814 |
S/RES/2036 (2012) | 22 февраля | Ситуация в Сомали | S/PV.6718 |