РАЗДЕЛ 2
После того, как были изложены теоретические сведения, мне предстояло в исследовательской работе показать, как на практике журналисты используют различные источники информации при подготовке газетных материалов. Можно было выбрать любую тему, но я остановилась на той, которая оказалась интересной не только мне.
Однажды, готовясь к Республиканскому краеведческому форуму, я посмотрела уникальную кинохронику, рассказывающую о посещении школы № 15 нашим земляком, дважды Героем Советского Союза, лётчиком-космонавтом Георгием Тимофеевичем Береговым. Меня заинтересовала личность этого человека, и я решила подготовить о нём журналистский материал, используя различные источники информации. Для этого я решила использовать материалы школьного военно-исторического музея боевой славы.
Он был открыт в 1967 году, но к тому времени учащиеся нашей школы, объединившиеся в поисковый отряд «Юный патриот Родины», под руководством учителя-фронтовика Игоря Григорьевича Устюжанина уже собрали материалы о енакиевцах, получивших звание Героя Советского Союза, об учительнице-летчице Марии Семеновне Батраковой, начали переписку с воинами гвардейских дивизий, освобождавших наш город в 1943 году. С тех пор эти материалы бережно хранятся в школьном музее, который был первым музеем, открытым в городе Енакиево.
2.2 Социологический способ получения информации на практике. Закрытый вопросник
Сегодня журналисты довольно часто используют методы, применяющиеся в социологии. Причем, самым популярным, несомненно, является анкетирование, позволяющее очень оперативно узнать и изучить мнение большого количества людей по значимым общественным проблемам.
|
Но на первом этапе мне важно было понять, насколько важна интересна для моих сверстников информация, которую я хотела подготовить, готовы ли они
ее воспринимать. Не исключалось, что она широко всем известна и не вызовет интереса. Для того, чтобы понять это, я использовала метод получения данных о состоянии общественного мнения с помощью заочного (письменного) опроса посредством закрытого вопросника. (Приложение А)
Журналисты довольно часто используют методы, применяющиеся в социологии. Причем, самым популярным, несомненно, является анкетирование, позволяющее очень оперативно узнать и изучить мнение большого количества людей по значимым общественным проблемам. На четыре вопроса составленной мною анкеты я попросила ответить моих одноклассников, предложив им выбрать наиболее подходящий ответ. (Приложение Б)(Приложение В)
На первый вопрос «Насколько хорошо вы знаете историю своей школы?» утвердительно ответили лишь 10 процентов из 20 человек, принимавших участие в анкетировании. Полученный результат говорил о том, что дополнительные знания об истории нашей школы должны быть востребованы, но нужно было уточнить некоторые детали (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Насколько хорошо вы знаете историю своей школы?
Понять, насколько хорошо школьники знакомы с такой личностью как Георгий Береговой позволил следующий вопрос «Кем является для нашего города Георгий Тимофеевич Береговой?», с которым уверенно справились 85 процентов опрошенных, выбрав вариант, утверждающий, что он наш земляк (Рис. 2.2).
|
16
Рис.2.2 Кем является для нашего города Георгий Тимофеевич Береговой?
Теперь предстояло узнать главное: имеют ли мои одноклассники представление о том, какое место в истории нашей школы занимает Георгий Тимофеевич Береговой? К сожалению, лишь 30 процентов ребят выбрали тот вариант ответа, в которыйом утверждалось, что Георгий Береговой дружил с учащимися нашей школы (Рис. 2.3).
Рис. 2.3 Какое место в истории нашей школы занимает Георгий Тимофеевич Береговой?
Таким образом способом, используя вспомогательный источник информации, каким является результат социологического исследования, мне удалось выяснить, что большинство моих одноклассников не знает о том, какое место в истории нашей школы занимает такая выдающая личность как наш земляк, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой.
Но хотят ли мои сверстники узнать об этом? Ответ на этот вопрос я нашла, ознакомившись с тем, какие варианты ответов выбрали ребята в
итоговой части. Утвердительно на вопрос «Хотите ли вы узнать больше о Георгии Тимофеевиче Береговом?» ответили 85 процентов опрошенных, причем еще 5 процентов участников анкетирования считают, что в этом нет необходимости, так как они знают о нем много (Рис. 2.4).
Рис. 2.4 Хотите ли вы узнать больше о Георгии Тимофеевиче Береговом?
ЗДЕСЬ ТЕКСТ С ДИАГРАММАМИ
Таким образом, проведенное мною анкетирование позволило получить очень важные сведения: для большинства моих одноклассников подготавливаемая мною информация о дружбе Г.Т. Береговомго и учащихся ОШ № 15 не мало известна и будет востребована.
|
2.2.3 Документальные источники информации на практике. Работа с письмами
Итак, первый источник журналистской информации, который я использую в своей работе – — документальный. Среди самых важных экспонатов в школьном музее хранятся папки с документами — письмами школьников, ответами из министерств и ведомств на их запросы, а также с многостраничными ответами фронтовиков. В папке № 2 хранятся документы, связанные с именем Георгия Тимофеевича Берегового. (Приложение В)
Первые сведения о Г.Т. Береговом у ребят появились в 1964 году. О нем рассказал летчик, один из организаторов Енакиевского аэроклуба
В.А. Бахтин, работавший в то время инженером на металлургическом заводе. Он сообщил, что в начале 60-х годов о летчике Береговом была опубликована
статья в газете «Красная звезда», а также дал его адрес. Эти данные и стали отправной точкой в поисках школьников.
В папке подшито письмо учащихся 4-А класса, которым поручили вести переписку с Героем Советского Союза Георгием Береговым. Собранные в папке документы свидетельствуют, что на первое письмо ответа не последовало. Руководитель юных следопытов И.Г. Устюжанин направил запросы и в адресное бюро города Москвы, и в Министерство обороны.
Также ребята встречались с преподавателями аэроклуба, родными и близкими Г.Т.Берегового, писали им письма. Например, однажды школьники нашли сведения об одной из учительниц Г.Т.Берегового и написали Зинаиде Ивановне Неутриевской письмо с просьбой рассказать о её ученике. На что она ответила: «… Жора был мальчиком общительным, спокойным и добродушным. Бывало, получал замечания за нарисованный в тетради пропеллер, но никогда не обижался, смеялся вместе со всеми…». Она также рассказала школьникам о приездах лётчика в родную школу, об их встречах, на которых «Жора мало говорил о себе, больше рассказывал о своём погибшем друге… [4, 17-18]», о его удивительной скромности, о том, насколько этот человек хорошо помнил своих одноклассников и учителей.
И вот 5 марта 1965 года пришел ответ из министерства, а через две недели школьники получили письмо и от самого Георгия Тимофеевича. Но прежде, чем приступить к его исследованию я хотела бы привести некоторые сведения из биографии Георгия Берегового, с целью раскрытия мира лётчика, его переживаний, неудач, успехов и нелегкого боевого пути.
Георгий Тимофеевич родился весной 1921 года в селе Федоровка, на Полтавщине. Окончив среднюю школу, он начал свою трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. Затем он был призван в ряды Красной Армии. Началась Великая Отечественная война, и Георгий Тимофеевич, окончив школу военных летчиков, ушел на фронт.
Война – это страшная трагедия. Летчик рисковал своей жизнью, сражаясь с фашистами в небе. Он первый взлетал в небо, выполняя сложные задачи. За годы войны он совершил 186 боевых вылетов.
За героизм, отвагу Георгий Тимофеевич был удостоен звания Героя Советского Союза. Летные навыки ему пригодились, когда после войны он начал работать летчиком-испытателем.
Небо захватило его навсегда своей таинственностью и загадочностью. Испытывая новые самолеты, он мечтательно смотрел на него. Далекие планеты, бесконечный Вселенная. Уже выполнил свой полет-подвиг Ю.А. Гагарин. Это событие приблизило землян к звездам. Началось освоение космоса. И вот, в 1968 году Георгий Тимофеевич осуществил мечту полета к звездам. На космическом корабле Союз-3, на протяжении почти четырех суток, он чувствовал невесомость и любовался красотой Земли из космоса.
В 70-е годы Берегового был зачислен в отряд советских космонавтов. Позже Георгий Тимофеевич возглавил центр по их подготовке. Он делился опытом с будущими космонавтами.
Всю свою жизнь Георгий Тимофеевич посвятил людям, исследованиям в области космоса и единой мечты-полетам. Награжден очень многими отечественными и иностранными орденами и медалями.
Очень интересный литературное наследие оставил нам Георгий Тимофеевич Береговой. Ведь он не только профессионально летал, но не менее профессионально владел словом. Его произведения посвящены полетам, космосу, Великой Отечественной войне.
Георгию Тимофеевичу Береговому установлен памятник в городе Енакиево. Он является Почетным гражданином городов Луганск, Енакиево, Винница, Калуга (Россия), Плевен, Сливен (Болгария).
Итак, самым главным из документальных источников информации является ответ Г.Т.Берегового на письмо учащихся 4-А класса.[1] Это было первое письмо, написанное школьникам лётчиком-фронтовиком. В нём автор рассказал о своей жизни: об обучении в средней школе, в аэроклубе, в военной школе лётчиков, о своих боевых буднях и нынешней работе лётчиком-испытателем, заочном окончании академии. Также рассказал о
ннекоторых фактах из биографии своей подруги – М.С. Батраковой (учительнице-лётчице города Енакиево, в честьимя которой названа носит наша школа). Выслал газеты и свои фото. Письмо было очень тёплым и искренним, в нём отражалось уважение лётчика к занятию ребят,
бесконечная любовь к родному краю и вечная память о нём:
«Мне очень приятно, что пионеры г.орода Енакиево занялись таким важным и ответственным делом – — сбводром материалов о земляках-героях с последующим оформлением стендов и уголков.», - — с этих слов начал своё письмо Георгий Тимофеевич. —
«Ребята, желаю Вам всяческих успехов в учёбе, в жизни, в труде. Пусть те тяжелые далёкие годы войны будут для Вас примером, как надо любить Родину и жизнь. Крепко жму Ваши руки. Береговой.17.03.1965 г.» - наилучшие пожелания лётчика-истребителя Юным Патриотам. [4, 10]».
С тех пор между поисковым отрядом и этим замечательным человеком завязалась переписка, которая уже к 1968 году была достаточно накопленаобъемной. (Приложение Г)
Однако эта связь появилась не так сразу, как может показаться на первый взгляд. Первые сведения о Г.Т. Береговом у ребят появились в 1964 году. О нем рассказал летчик, один из организаторов Енакиевского аэроклуба В.А. Бахтин, работавший в то время инженером на металлургическом заводе. Он сообщил, что в начале 60-х годов о летчике Береговом была опубликована статья в газете «Красная звезда», а также дал его адрес. Эти данные и стали отправной точкой в поисках школьников. В нашем музее имеются выписки из этой беседы майора запаса Бахтиным с учащимися 8 класса: «…В 1939 г. Береговой кончил Енакиевский авиационный клуб и вступил в Ворошиловоградскую лётную школу. Бахтин в начале войны работает борт-техником. Под Калининградом встретился с Ж.Береговым и попал с ним в одну группу...» [5]
Первое письмо, написанное школьниками, осталось без ответа, так что руководитель юных следопытов И.Г. Устюжанин направил запросы и в адресное бюро города Москвы, и в Министерство обороны. Материалы стали поступать практически одновременно - 5 марта 1965 года пришел ответ из министерства, а через две недели получили и то письмо от самого Георгия Тимофеевича, о котором рассказывалось ранее.
Одновременно с переписками ребята встречались с учителями по аэроклубу, родными и близкими Г.Т.Берегового, также писали им письма.
Например, ребята однажды нашли контакты одной из учительниц Г.Т.Берегового и не могли лишить себя возможности пообщаться с ней. Они написали Зинаиде Ивановне письмо, с просьбой рассказать о её ученике. На что она ответила: «… Жора был мальчиком общительным, спокойным и добродушным. Бывало, получал замечания за нарисованный в тетради пропеллер, но никогда не обижался, смеялся вместе со всеми…». Женщина также рассказала школьникам о приездах лётчика в родную школу, о их встречах, на которых «Жора мало говорил о себе, больше рассказывал о своём погибшем друге…», о его удивительной скромности, о том, насколько этот человек хорошо помнил своих одноклассников и учителей.[17-18]
Но не только учащиеся школы вели переписки с Г.Т.Береговым и его знакомыми. Директор школы № 15,учитель-фронтовик Игорь Григорьевич
Усюжанин очень ответственно и настойчиво занимался с поисковым отрядом «Юный патриот Родины», работал над усовершенствованием школьного музея. И в 1869 году он написал письмо лётчику с просъбой о помощи. Директор школы вместе с Братковым В.И. решили создать книгу-сборник о бывших воспитанниках енакиевского аэроклуба. И они попросили Г.Т.Берегового прислать им короткое письмо – «маленькое предисловие, которое явилось бы подтверждением необходимости вывода в свет этого сборника.». [27]
2.4 3. Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации на практике. Исследование экспонатов музея
Второй источник информации, используемый в моей работе – — это предметно-вещевая среда как источник журналистской информации. Расскажу об одном из важнейших его представителей.
В витринах нашего музея немало уникальных экспонатов, среди них и те, которые подарил школьникам лично Георгий Тимофеевич. Он бывал в школе часто (каждый раз, когда приезжал в Енакиево), и каждый всякий раз привозил какой-нибудь интересный подарок. Таким ценным экспонатом является, например, пионерский галстук. Его Береговой привёз школьникам во время одной из первогоых посещенийя школы. Его ценность в том, что на галстуке находятся автографы 14 первых космонавтов, в том числе и людей, которые известны всему миру: первого космонавта – Юрия Гагарина, первой женщины-космонавтаки – Валентины Терешковой, основателя космической династии – горловчанина Александра Волкова и т.д. (Приложение Д)
В свою очередь школьники тогда тоже подарили Береговому пионерский галстук, приняв его в почетные члены пионерской дружины.
Ведь в то время принято было таких уважаемых гостей принимать в члены пионерской организации. В ппоследствии пионерской дружине школы № 15 было присвоено имя дважды Героя Советского Союза – Георгия Тимофеевича
Берегового. Вот насколько значимым для всей школы был этот человек, с которым у школьников завязалась дружба длиною в четверть века. (Приложение Ж)
Также лётчик-космонавт, как почётный гость, сделал свою запись в книге отзывов школьного музея. Она хранится и сегодня, и каждый, кто приходит на экскурсию, может прочесть слова Берегового, обращенные к школьникам, которые актуальны и сегодня: «Дорогие ребята! Музей боевой славы, это ваш большой труд, который поможет очень многим узнать историю школы и города, а также замечательных людей Донбасса». (Приложение Е)
Среди экспонатов, связанных с именем Г.Т. Берегового, есть несколько газет. Одна из них имеет очень интересную историю. О том, что их земляк полетел в космос, школьники, как и все жители города, узнали из официальных сообщений, опубликованных в газетах.Следующий интересный экспонат школьного музея. Однажды из газет ученики школы №15 узнают о том, что их земляк полетел в космос.И буквально через несколько дней сюда в школу приехализжают журналисты центральной газеты «Комсомольская правда». Они пообщалисьются с ребятами, директором школы, И.Г. Устюжаниным и написали материал о дружбе космонавта с енакиевскими школьниками. Об этом вВыходитшла статья, под названием «Штурмовать свою высоту» (рассказывающая о переписке космонавта-12 с енакиевскими школьниками). ЧИ вот, через несколько дней после приземления «Союза-3», на одной из встреч с журналистамивстрече ЦК ВЛКСМ, космонавт «прямо на газетной странице написал вам несколько слов и попросил нас передать вам свой автограф. Это мы и делаем с большим удовольствием [4, 29].». Вскоре журналисты уже вместе с автографом передают газету обратно. На ней уже давно знакомым подчерком было написано: «Дорогие ребята!/ Желаю побед и отличной учёбы. /До скорой встречи/(Роспись)/. 5-11-68 г. [4, 30]».
(Приложение Ж).
Ещё можно рассказать об одном из выпусков газеты «Енакиевский рабочий» 1965 года, который также является экспонатом нашего музея. В газете мы можем прочитать статью под названием «Хозяин неба», написанную И.Г.Устюжаниным. Она, конечно же, была посвящена деятельности Г.Т.Берегового, его боевым подвигам и наградам. В заключении своей работы учитель-фронтовик написал: «С каким вниманием слушают кружковцы ДОСААФ 15-й школы рассказ о своём отважном земляке, с жадностью рассматривают фронтовые фотографии и документы, собранные самими ребятами. Они гордятся героем и полны стремления быть достойной сменой своих старших товарищей.». [23]
Среди газетных публикаций есть и рассказКроме того, однажды специальныхе корреспондентов газетыы «Енакиевскийого рабочийего», которые находились по заданию редакции побывали в Звёздном городке. Там они встретились с лётчиком-космонавтомГ.Т.
Береговым и опубликовали в газете интервью с ним., задавали разного рода вопросы. Среди них различных вопросов был вопрос и о «кКрасных следопытах» школы № 15, на который
Г.Т.Береговой ответил так: «Молодцы, «кКрасные следопыты»! Они делают доброе, нужное и, скажу прямо, героическое дело, увековечивая для всего города память о людях, которые в трудное военное время проявили истинное бесстрашие в борьбе с врагом. Своих героев енакиевцы должны знать и помнить [4, 36].».
Данный фрагмент говорит о том, что лётчик-испытатель очень гордится своими маленькими земляками и искренне надеется на дальнейшие успехи в их полезном и нужном деле.
Отношения между енакиевскими школьниками и Георгием Тимофеевичем были очень тесными, тёплыми и дружескилюбными. Очередным доказательствомСвидетельством этого может послужить телеграмма с поздравлением, которую ребята отправили своему герою. В ней они написали: «Уважаемый Георгий Тимофеевич! Учителя, учащиеся школ города Енакиево, отряд «Юный патриот Родины» СШ № 15 поздравляют Вас с Новым годом, шлют наилучшие пожелания: отличного здоровья, новых космических успехов.
4-5 января ждите наших ребят СШ № 15 и № 37 [4, 41]». (Приложение Л)
И наконец последний представительХотелось бы остановиться еще на одном источнике информации, каким стал репортаж в газете предметно-вещевой среды как источника журналистской информации, исследуемый в моей работе – выпуск газеты «Социалистический Донбасс» 1952 года. На его первой странице разместили статью под названием «В родном городе». В ней спецкоры газеты
г. Енакиево рассказали о первом за много лет после расставания после полета в космос приезде на свидание св роднойым городом космонавта Г.Т.Берегового. Первым местом, где побывал Георгий Тимофеевич, была именно школа № 15. «…В школе № 15 царит особенное оживлениоживление. е…В окружении счастливой детворы Георгий Тимофеевич поднимается на третий этаж в музей боевой славы. У дверей его встречает почетный караул. …Вот Георгий Тимофеевич останавливается у стенда, рассказывающего об аэроклубе, с поля которого он впервые взлетел в небо. …Из музея космонавт-12 направляется в актовый зал. Здесь его приветствовали директор школы, … члены кружка авиамоделистов, пионеры и комсомольцы школы, вокальный ансамбль «Орлята». …Они вручили гостю сувениры. Среди них был макет самолёта, на котором впервые поднялся в небо Г.Т.Береговой [5, с. 1].». (Приложение М)
ППосле встречи в нашей школе космонавт посетил Енакиевский металлургический завод, побывал на митинге на площади имени Ленина и навестил родную среднюю школу № 37.
ОднакоМожно только представить, какое чувство гордости переполняло учащихся школы № 15 переполняло чувство гордости – герой посетил их первыми, а значит – — они лучшие! (Приложение Н)
О дружбе Г.Т. Берегового и учащихся ОШ № 15 рассказывают и такие источники информации, какими являются фотографии. Их небольшое количество, ведь в то время фотографировали не так много, но каждая из них добавляет свою, уникальную, информацию.
Вообще говоря, В школьном музее также хранится очень много материалов - — книг, фотографий космонавтов с их автографами, значков, личных вещей, подаренных Георгием Тимофеевичем во время многочисленных встреч.
2.4. Интернет как источник журналистской информации на практике. Работа с социальными сетями
Хотелось бы остановиться и на таком современном источнике информации, каким является интернет. В социальных сетях Одноклассники и ВКонтакте созданы группы «Школьный военно-исторический музей ОШ № 15». В них размещаются фото- и видеоматериалы, посвященные истории дружбы космонавта № 12 и учащихся ОШ № 15.
И мы безумно ценим эти экспонаты и бережно храним их в стенах нашей школы.
Однако о посещениях Георгием Тимофеевичем школы № 15 я расскажу более подробно. Для этого мне понадобятся видео-материалы, которые хранятся на просторах Интернета, а также в базе школьного музея.
Георгий Тимофеевич побывал в нашей школе девять раз. И каждый его приезд становился для школьников незабываемым событием.
Во-первыхПрежде всего, это кадры кинохроники, которые стали определяющими в выборе темы моей исследовательской работы. Первые полеты в космос были событием огромной важности для всех землян, тем более для жителей тех мест, откуда космонавты были родом. Неудивительно, что их встречали как героев. Поэтому в феврале 1969 года, когда Георгий Тимофеевич приехал в родной город впервые после полета в космос, на центральной площади города его встречал многотысячный митинг. Затем были встречи с рабочими коллективами, с одноклассниками. Но первой космонавт посетил школу № 15.(Об этом приезде я рассказывала ранее)его встречали как героя. Все эти события снимали кинооператоры. Но за прошедшие десятилетия практически вся кинопленка, рассказывающая об этих событиях, была утрачена, восстановить удалось только считанные метры. К нашему счастью, именно на этих фрагментах мы можем увидеть посещение Береговым нашего школьного музея. [9]
Таким образом, мы можем не только прочеситать в газете об этом грандиозном событии как для нашей школы, так и для всего города, в газете, но и увидеть егоё собственными глазами. Вот Георгий Тимофеевич вместе с И.Г. Устюжаниным проходит вдоль стендов, вместе с Героем Советского Союза А.Я. Марченко рассматривает чучело пингвина, привезенное из Антарктиды, изучает альбом, посвященный М.С. Батраковой, делает запись в книге отзывов. Не все эти подробности можно прочесть в газетных репортажах, а вот кинокадры позволяют увидеть мельчайшие детали.
Во-вторыхВ интернет-группах также выставлен и видеоролик, подготовленный моими коллегами, обучающимися кружка «Основы журналистики Анастасией Едигаровой и Юлией Пономаренко. В нем рассказывается это видео-ролико мероприятиия, прошедшемего в нашей школе 15 апреля 2016 года в честь 95-летия Г.Т. Берегового. Там я увиделаЗдесь представлено выступление Татьяны Алексеевны Плиски, которая подробно рассказывала о их встречах с лётчиком-космонавтом. В первые разы она встречала герояПервый раз она встретилась с Г.Т. Береговым, еще будучи школьницей, председателем пионерской дружины, именно она принимала его в почётные пионеры. А через несколько лет, на последних встречах, Татьяна Алексеевна встречала Георгия Тимофеевича уже вместе со своим сыном, будучи завучем школы № 15. Таким образом, выстроилась целая ученическая династия!Последняя их встреча произошла в 1994 году, когда космонавт посетил наш город и школу в последний раз.
— «Практически все жители города поселка пришли к школе поприветствовать Георгия Тимофеевича,… – — рассказывает Татьяна Алексеевна о первой встрече с космонавтом., –— …Мы думали: приедеёт дважды Герой Советского Ссоюза, человек видный, уважаемый, человек мирового значения, как это будет? А зашёл в актовый зал человек, который сразу расположил к себе всех, начиная от детей и, заканчивая взрослыми. Проходя мимо ребят, сидящих с краю, он одного потрогал за плечо, другому руку пожал, третьего по голове погладил, четвертому что-то сказал… Он зашёл как добрый, простой, обыкновенный человек, который приехал к себе на Родину, приехал к себе домой.». [810]
Вот таким был этот замечательный человек – — очень душевным, простым в общении, в нём не было ни капли «звездности». Он очень любил
свой родной город, часто бывал в нем и по депутатским делам, и по зову сердца.
2.5. Человек как источник журналистской информации на практике. Интервью с учителями
Источники информации, хранящиеся в школьном музее, рассказали очень много. Но ведь хочется больше комментариев по поводухотелось бы узнать и о том, что чувствовали школьники, встречаясь с Г.Т.Береговым, больше настроения и эмоций!. С кем побеседовать? Как найти материал? Кто встречался с космонавтом? И тут мне пришёл на помощь такой источник информации, как общение с коллегами. В газете «Молодёжка», в статье, рассказывающей о выпускниках школы № 15, я увидела фотографию выпускников школы № 15, которые и сейчас работают здесь учителями. Среди них были учитель русского языка и литературы Дубенко Татьяна Владимировна Дубенко – учитель русского языка и литературы, и учитель истории Кравцова Татьяна Владимировна Кравцова. – учитель истории. Они, по своему возрасту, однозначно должны были встретиться с Г.Т.Береговым. К ним-то я и обратилась, чтобы с просьбой дать взять интервью (Приложение З).
Прежде всего, Т.В. Дубенко Т.В. рассказала мне больше об своих эмоциях, которые переполняли всех учащихся школы:
о том чувстве гордости, восторга, которое переполняло её: «…— С гордостью и восторгом мы говорили о том, Мычто живём в той стране, в которой впервые отправился в космос человек, именно наш – — русский человек! Каким мы увидели Берегового?..». Открытый, доверчивый. Когда он зашёл в актовый зал, то не просто прошёл с высоко поднятой головой. Он окинул взором абсолютно всех и, казалось, подмигнул каждому. Впечатление было такое, что он приехал в свою родную семью, — делилась своими впечатлениями Татьяна Владимировна.
А Кравцова Т.В. вспомнила об отдельных эпизодах встреч, о своих переживаниях: «…— Только несколько дней назад мы видели в кинохронике, как он идёт по красной дорожке, рапортует правительству – — и вдруг он появляется в нашей школе! Нам казалось, будто Господь Бог сошёл с небес, — вспоминает о своих переживаниях и встречах с космонавтом Т.В. Кравцова.…» — Он очень любил свой родной город, это было видно. Хотя он уже давно жил в Москве, казалось, мог уже и забыть его.
Они рассказывали мнео том, что для них, школьников того времени значитло слово «космонавт»;, каково это было – — встретиться с настоящим героем. Рассказали о добром, но бледном лице Георгия Тимофеевича, ведь он приехал почти сразу после своего космического полёта. А он был единственным космонавтом, который участвовал в войне. Рассказывали о том, насколько сильно лётчику понравилось выступление ансамбля «Орлятаёнок», и он сразу же пригласил их юных певцов в Звёздный городок. Рассказали о том, как в один из своих приездов пришкольном парке Г.Т.Береговой вместе со школьниками в близлежащем парке посадил дерево.
ВЫВОД:
2.7 Человек с большой буквы. Вечная память герою «… Он очень любил свой родной город, это было видно. Хотя он уже давно жил в Москве, казалось, мог уже и забыть его…» – рассказывала Кравцова Т.В.
«…Открытый, доверчивый. Когда он только зашёл в актовый зал, он не просто прошёл с высоко поднятой головой. Он окинул взором абсолютно всех и, казалось, подмигнул каждому. Впечатление было такое, что он приехал в свою родную семью…» - делилась своими впечатлениями о Георгии Тимофеевиче Дубенко Т.В.
Георгий Тимофеевич Береговой был яркой личностью. Звездных высот он добивался только благодаря своему таланту, труду и стремлению к высоте. А главное — всегда оставался Человеком с большой буквы. Жаль, что нам, молодым, не довелось пообщаться с этим замечательным человеком. И все, что нам остается — это хранить память о нем, с гордостью передавая ее своим сверстникам.
Прошло два десятилетия с того скорбного дня, когда ушел из жизни наш знаменитый земляк. Но енакиевцы о нем не забыли, и, что самое удивительное, до сих пор продолжается дружба между городом Енакиево и семьей Георгия Тимофеевича. Сюда приезжали его внуки с женой, на 90-летие Г.Т. Берегового приезжали брат, сын и дочь.
И, кстати говоря, школьники не однократно навещали мать Г.Т.Берегового. Вот, насколько тесной была связь между космонавтом и школой № 15.
ВЫВОДЫ
В ходе подготовки исследовательской работы я изучила теоретический материал по теме исследования «Источники и методы сбора журналистской информации»; показала, как на практике журналисты используют различные источники информации при подготовке газетных материалов. Для того, чтобы понять, насколько важна интересна для моих сверстников информация, которую я хотела подготовитьпредставить, я использовала метод получения данных о состоянии общественного мнения с помощью заочного (письменного) опроса посредством закрытого вопросника. Также при подготовке материала мне предстояло ответить на вопросы, почему, приехав в родной город после полета в космос, Береговой посетил именно нашу школу? Бывал ли он здесь в дальнейшем? Ответы на них я стала искать в школьном военно-историческом музее боевой славы, в котором бережно хранится большое количество документов и экспонатов. Все поставленные в начале исследования задачи были выполнены, цель достигнута.
В результате проведения исследовательской работы был подготовлен цикл журналистских публикаций, ставший основой длявошедший в спецвыпуска газеты «Молодежка», которая выпускается обучающимися, занимающимися в кружке «Основы журналистики» ЦДЮТ города Енакиево.
Все поставленные в начале исследования задачи были выполнены, цель достигнута.
Все журналистские материалы, представленные в работе, могутОн может быть использованы при разработке воспитательных часов и открытых уроков в стенах школы, расширяя кругозор школьников, прививая им любовь к своей малой Родине и уважение к героям-землякам. (Приложение И)
Нашему знаменитому земляку, фронтовику, летчику-испытателю, летчику-космонавту, дважды Герою Советского Союза Георгию Тимофеевичу Береговому в 2016 году исполнилось бы 95 лет. И мы с вами, благодаря, даннойИ я рада, что благодаря этой исследовательской работе, смогла прикоснуться к той уникальной личности, какой был Георгий Тимофеевич Береговой.
!
Список литературы:
1. Большой толковый словарь русского языка. — СПб., 2000, С.- 23.
2. Журналист и информация. Под ред. С, Г, Корконосенко. — СПб., 1994 С.- 55.
3. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. — М., 1988. С.- 51.
4. Архивные материалы школьного впоенно-патриотического музея боевой славы ОШ № 15, папка № 2 «Георгий Тимофеевич Береговой[Н1] ». – С.- 10,17,18,29,30,36,41.
5. Волков В., Гончаров В., Иванченко Р., «В родном городе» — «Социалистический Донбасс», № 29 (12382), 9 февраля 1969 года. – С.1
Интернет-ресурсы:
46. Источники журналистской информации. Их классификация // Источники журналистской информации: достоверные - недостоверные, открытые - скрытые, конфиденциальные сведения // Журналистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/728852/zhurnalistika/istochniki_zhurnalistskoy_informatsii_klassifikatsiya – Загл.с экрана.
57. Лозовский, Б.Н. Методика сбора информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://evartist.narod.ru/text5/62.htm – Загл.с экрана.
68. Основные источники информации для СМИ и методы их использования // Журналистика // Рефераты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.newreferat.com/ref-26865-1.html – Загл.с экрана.
Архив музея:
Интернет-ресурсы:
79.https://www.ok.ru/video/44061166190
810.https://www.ok.ru/video/43890051694
Приложение А
Получения данных о состоянии общественного мнения с помощью заочного (письменного) опроса посредством закрытого вопросника
Приложение Б
АНКЕТА
Данное анкетирование проводится в рамках подготовки научно-исследовательской работы
Малой академии наук "Источники информации в журналистике "
Анкетирование является анонимным. Вся информация в обобщенном виде будет использоваться в практической части работы. Спасибо за ответы!
- Насколько хорошо вы знаете историю своей школы?
а) знаю хорошо — 10%;
б) знаю, но слабо — 75%;
в) не знаю вообще — 15%.
Какое место в истории нашей школы занимает Георгий Тимофеевич Береговой?
а) он не имеет к ней никакого отношения — 30%;
б) он является выпускником нашей школы — 40%;
в) он дружил с учащимися нашей школы — 30%.