Сущность антимонопольной политики государства




Тема: Роль антимонопольного законодательства в регулировании экономики


Содержание

 

Введение......................................................................................... 3

1. Сущность антимонопольной политики государства................ 5

2. Правовое регулирование ограничения монополизма в Украине 11

3. Сущность недобросовестной конкуренции................................ 14

Выводы............................................................................................ 23


Введение

 

Цель работы - рассмотреть роль антимонопольного законодательства в регулировании экономики. Тема курсовой работы является актуальной в современных условиях. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией и структурой рынка, направленный на предупреждение и устранение доминирующего положения субъектов предпринимательской деятельности, является одной из важнейших сфер антимонопольной политики, поскольку экономика Украины отличается высокой степенью монополизма. Курсовая работа состоит из вступления, трех разделов, выводов и списка литературы.

Самой актуальной проблемой государственной экономической политики является ее способность обеспечить условия стабильного экономического развития. Наиболее важная составляющая экономического развития - экономический рост. Поэтому целью интенсификации регуляторных усилий выступает максимизация объемов национального производства. Это – единственный путь для повышения уровня потребления материальных благ и удовлетворения, постоянно возрастающих человеческих потребностей в рамках существующего технологического способа производства. Безусловно, проблематика экономического развития значительно шире, однако ее решение связано с четким определением потенциала существующих производственных возможностей, в Украине создана нормативная база по контролю за экономической концентрацией субъектов хозяйствования, в котором обосноновывается недопущение монополизации товарных рынков или существенного ограничения конкуренции на рынке на законодательном уровне. Контроль за экономической концентрацией субъектов хозяйствования на рынке закреплен в ст. 14, 15 Закона «Об ограничении монополизма...», первая из которых регулирует контроль за созданием, реорганизацией (слиянием, присоединением), ликвидацией субъектов хозяйствования, а вторая — контроль за приобретением, передачей в аренду имущества. Это привело к обновлению правовой основы антимонопольного контроля за концентрацией. Повысить эффективность деятельности органов субъектов хозяйствования, которые осуществляются финансовыми посредниками на аукционах, фондовых биржах и иных организационно оформленных рынках является одной из основных задач государственного регулирования экономики.

К 1995 году была сформирована правовая база контроля за экономической концентрацией, а к 2000 году она была обновлена (однако обновление коснулось не всех нормативных актов).

Нормы постановления Кабинета Министров Украины были конкретизированы в нескольких подзаконных ведомственных нормативно-правовых актах, утвержденных приказами Антимонопольного комитета, основным из которых является Положение о контроле за экономической концентрацией, утвержденное в новой редакции распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 18.02.2000 г. № 31-р.

В соответствии с законодательством Украины специальной целью антимонопольного контроля за экономической концентрацией субъектов хозяйствования является недопущение монополизации товарных рынков или существенного ограничения конкуренции на рынке.

Способом осуществления контроля за экономической концентрацией в Украине является установленное в законодательстве требование получения предварительного согласия (разрешения, согласования, выводов) органов Ан­тимонопольного комитета на определенные случаи концентрации Антимонопольный контроль за созданием холдингов, промышленно-финансовых групп, деятельностью инвестиционных фондов и компаний имеет определенные особенности.


Сущность антимонопольной политики государства

 

Достаточно обширное антимонопольно-конкурентное законодательство характерно для развитых зарубежных стран.

Именно законодательство, регулирующее экономическую конкуренцию, является одной из ключевых составляющих государственного регулирования экономики. Например, в США основу антимонопольно-конкурентного законодательства составляют Закон Шермана (направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и моно­полий) от 2 июля 1890 г., Закон Клейтона (дополняющий существующие законы против неправомерных ограничений и монополий, а также преследующий иные цели) от 15 октября 1914г. и Закон о Федеральной торговой комиссии от 26 сентября 1914г. При этом наблюдается определенная специализация в объектах правового регулирования данных нормативных актов. В основу Закона Шермана положены наиболее характерные черты антитрестовского (антимонопольного) законодательства. В Законе Клейтона значительное внимание уделено понятию нечестных методов конкуренции. Закон о запрещении частной монополии и обеспечении честных сделок регулирует развитие конкуренции в Японии; специальный раздел «Об антиконкурентной практике» содержит Ордонанс № 86-1243 от 1 декабря 1986 г. «О свободе цен и конкуренции» во Франции. К антимонопольно-конкурентному законодательству Германии относятся Закон против недобросовестной конкуренции, принятый 7 июня 1909г. (с последующими изменениями и дополнениями), Закон о снижении цен от 25 ноября 1933 г., Постановление о премиях от 9 марта 1932г., а также Постановление о специальных продажах от 4 июля 1935г., которые и составляют костяк классического немецкого конкурентного права. Украина с первых лет своего независимого развития рассматривает создание предпосылок для развития состязательности в экономике и противодействие монополистическим злоупотреблениям как условия формирования развитой рыночной экономики.

Формирование этих условий невозможно без создания правовой базы, адекватной новым экономическим условиям. Современная система антимонопольно-конкурентного законодательства включает в себя совокупность нормативных актов. Прежде всего, это Конституция Украины. Статья 42 Конституции устанавливает: «Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и границы монополии определяются законом». В ст. 92 Конституции закреплена необходимость исключительно законодательного определения правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования.

Принципы государственного регулирования находят свое отражение в специальной программе, которую разрабатывает Кабинет Министров Украины и утверждает Верховная Рада Украины.

Первым законом, принятым в Украине с целью непосредственного правового обеспечения развития состязательности и предотвращения монополистических злоупотреблений стал Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», принятый 18 февраля 1992г. Кроме того, систему антимонопольно-конкурентного законодательства Украины составляют законы Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», «О защите от недобросовестной конкуренции»., «О защите экономической конкуренции». (Закон вступает в силу через год после его опубликования, кроме пунктов, касающихся обращения субъектов хозяйствования в органы Антимонопольного комитета Украины с заявлением о предоставлении разрешения на согласованные действия, если такие действия будут иметь место на день вступления в силу Закона). Некоторые нормы антимонопольного законодательства содержатся в других законах, в частности в законах Украины «О предприятиях в Украине» и о «О предпринимательстве» суды вправе обращаться как административные учреждения, так и компании, частные лица, считающие себя пострадавшими от нарушения принципа свободной конкуренции.

В США исполнительные органы власти, то есть практически все министерства и ведомства, осуществляют антимонопольную политику. Непосредственное же предотвращение явлений монополизма возложено на Федеральную торговую комиссию и антитрестовский отдел Министерства юстиции. Однако имеет большое значение тот факт, что все эти органы не могут самостоятельно пресекать нарушения антимонопольного законодательства. Такая деятельность — исключительная компетенция суда.

Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел занимаются также профилактикой действий, противоречащих конкуренции, контролируют соблюдение антитрестовского законодательства правительственными органами. Остальные органы исполнительной власти в своей деятельности всемерно учитывают антимонопольный фактор.

Государственная политика в сфере ограничения монополизма и содействия развитию конкуренции осуществляется уполномоченными на это органами государственной власти, местного самоуправления и органами административно-хозяйственного управления и контроля. Непосредственный государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защитой интересов предпринимателей от недобросовестной конкуренции осуществляет Антимонопольный комитет Украины в соответствии с его компетенцией. Это положение закреплено в ст. S Закона Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» от 18 февраля 1992 г., а также в ст. 2 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001г.

В состав Антимонопольного комитета Украины входят его Председатель и десять государственных уполномоченных. В соответствии с Конституцией Украины (ст. 85) Председатель Антимонопольного комитета назначается на должность Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины. Государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины является независимым в осуществлении возложенных на него полномочий в отношении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и при рассмотрении дел о его нарушении.

Антимонопольный комитет создает территориальные управления, то есть имеет право делегировать свои права в отношении дачи предпринимателям и органам управления обязательных для исполнения распоряжений. Территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины созданы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Комитет и его территориальные отделения составляют систему органов Антимонопольного комитета Украины.

В соответствии с Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» основными задачами Комитета являются:

Для развития законодательства Украины, разъяснения порядка его применения предусмотрено принятие подзаконных нормативных актов. Решения по вопросам антимонопольной политики могут приниматься также органами местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных законом.

Анализируя сложившуюся систему государственного регулирования конкуренции за рубежом прежде всего хотелось бы отметить, что в ее основе, как и в Украине, лежит система управления, которая включает в себя органы, призванные осуществлять контрольно-управленческие функции.

Так, в США система управления антимонопольной политикой включает: Конгресс, федеральные и местные суды, органы исполнительной власти. В обязанности Конгресса входит разработка стратегических направлений антимонопольной политики, а также их корректировка в соответствии с изменяющимися условиями развития экономики. Одной из функций судов различных инстанций является признание законности коммерческой практики той или иной корпорации. Ни один другой орган государственной власти этой прерогативой не обладает.

Явления конкуренции и монополизма носят интернациональный характер. Поэтому органы государства, обеспечивающие антимонопольное регулирование в отдельно взятых странах, стремятся консолидировать свои усилия с целью обеспечения законодательного регулирования конкуренции на международных рынках. Реальным воплощением такой консолидации стали договоры, подписанные государствами ЕС 25 марта 1957 г. и вступившие в силу после их ратификации государствами-членами 1 января 1958 г. По месту их подписания они вошли в историю европейской интеграции под названием «Римские договоры». Среди них Договор о ЕЭС стал главным учредительным документом европейских сообществ.

Право Европейского сообщества влияет на законодательство против недобросовестной конкуренции государств — участников Сообщества. В Договоре не дается понятия конкуренции. В то же время Договор определяет назначение разработки и осуществления общей политики конкуренции. Она состоит в необходимости гарантировать нормальное развитие рыночных отношений, создании в рамках сообществ такого единого внутреннего рынка, на котором обеспечивалось бы здоровое соперничество предпринимателей. В частности, статьи 30 и 31 Договора предусматривают ликвидацию правительственных барьеров на пути свободной торговли. Правовая основа согласования национальных правовых систем заложена также в статьях 100 и 100а Договора о ЕЭС, предоставляющих полномочия государствам-участникам на унификацию правовых норм, имеющих значение для внутреннего рынка.

Статья 92.1 третьего раздела Договора о ЕЭС «Помощь, оказываемая госу­дарствами» закрепляет положение, согласно которому «за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором, является несовместимой с общим рынком, в той мере, в какой она затрагивает обмен между господарствами-членами, всякая форма помощи, предоставляемая государствами или за счет государственных ресурсов, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию, благоприятствуя некоторым видам предприятий или некоторым видам продукции. При этом совместимой с общим рынком считается:

а) помощь социального характера, оказываемая индивидуальным потребителям при условии, что она предоставляется без дискриминации, связанной с происхождением товаров;

б) помощь, имеющая своей целью возместить ущерб, причиненный стихийными бедствиями или какими-либо другими чрезвычайными событиями;

в) помощь, оказываемая некоторым районам ФРГ, пострадавшим от раскола Германии, в мере, необходимой для компенсации экономических минусов, причиной которых является этот раскол».

В то же время правовые системы различных государств акцентируют внима­ние и на решении отдельных специфических вопросов, направленных на развитие конкуренции. В законодательстве Франции это выражается, в частности, в запрещении определенных видов коммерческой деятельности, например, продажи под премию. Запрещенной конкуренцией считается также нарушение договорных обязательств о воздержании от конкуренции. В договор о продаже торгово-промышленного предприятия может быть включено условие о воздержании от конкуренции со стороны продавца. Подобного рода условия включаются в трудовые договоры, согласно которым служащий обязуется не допускать со своей стороны конкурентных действий по окончании трудового договора в отношении бывшего предпринимателя в течение определенного времени и на определенной территории. Анализируя опыт стран ЕС, можно говорить не только о государственной политике в рамках одной страны, но и о наднациональной регламентации процессов государственного регулирования в рамках ЕС в целом. В настоящее время европейские государства переживают новый виток интеграционных процессов. Так, 9—10 декабря 1991 г. в Маастрихте был подписан Договор о Европейском союзе. В то же время интерпретация многих его положений предполагает обращение к другим правовым актам, в частности к Парижскому и Римскому учредительным договорам.

Подписание 14 июня 1994 г. в Люксембурге Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между странами ЕС и Украиной открыло новую страницу в отношениях ЕС и Украины. Основной целью Соглашения является обеспечение правовых основ для взаимовыгодного экономического, социального, финансового, научно-технического сотрудничества Украины и стран ЕС.

Конкурентное законодательство в разных странах имеет свои особенности. Общим является подход к регулированию конкурентных отношений в современных развитых странах. Все, что сопровождает развитие экономики и полноценное удовлетворение потребностей людей, должно поощряться правом, а все, что не сопровождает это развитие, — ограничиваться или запрещаться правом. Следует особо подчеркнуть, что государство решает поставленные задачи путем правового регулирования отношений конкуренции. Приоритет права в регулировании процессов конкуренции и экономики в целом свидетельствует о стремлении боль­шинства развитых стран к построению правового государства. Украина в данном случае не является исключением.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: