в рамках состоявшегося 7 июня 2022 «открытого диалога»




Вопрос Ответ
1. «1. Каков внесудебный порядок оформления земельных участков (далее – ЗУ) ранее предоставленных и неиспользуемых собственником за желающими приобрести данные ЗУ; 2. Каков внесудебный порядок оформления прав на ЗУ, в случае, если документом, подтверждающим покупку ЗУ является расписка? ». По первому и второму вопросу. В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права граждан и юридических лиц на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). При этом согласно статье 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Таким образом, во внесудебном порядке земельный участок может быть приобретен заинтересованным лицом в рамках договорных отношений с собственником такого участка в соответствии с общими положениями гражданского и земельного законодательства. При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 14 Закона № 218-ФЗ расписка не является основанием государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
2. «1. Наличие программ (федеральных) по финансированию, оказанию помощи в проведении работ по ГКУ земель общего пользования 2. Порядок обращения в собственность СНТ/ДНТ заброшенных участков, которые поставлены на ГКУ и находятся в частной собственности?». По второму вопросу. В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права граждан и юридических лиц на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, земельный участок может быть приобретен заинтересованным лицом в рамках договорных отношений с собственником такого участка в соответствии с общими положениями гражданского и земельного законодательства. Одновременно с этим следует отметить, что согласно статье 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Кроме того, согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи. При этом основания для изъятия садовых и огородных земельных участков в связи с их неиспользованием Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрены. В случае если собственник земельного участка умер и такой участок передан в собственность соответствующего уполномоченного органа в рамках механизма передачи выморочного имущества, предусмотренного статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанный земельный участок может быть приобретен заинтересованным лицом из государственной или муниципальной собственности, по общим основаниям и в порядке, установленным Земельным кодексом Российской Федерации
3. «Возможность предоставления (перераспределения) земель общего пользования тем членам садовых товариществ, которые имеют в собственности ЗУ, смежные с землями, и которые обрабатывают эти земли (часть) за границами принадлежащего им участка с учетом норм № 217-ФЗ от 29.07.2017?» В рамках действующих положений Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ) допускается возможность отчуждения имущества общего пользования, исключительно в долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, либо в собственность органов государственной власти или органов местного самоуправления в рамках оказания мер поддержки ведения садоводства и огородничества. Таким образом, возможность отчуждения земельных участков общего назначения в собственность членов товарищества Законом № 217-ФЗ не предусмотрена.
4. 1) Почему при переходе права собственности Росреестром не истребуется справка об отсутствии задолженности по членским и целевым взносам? 2) Как установить возможность согласования с председателем СНТ документов для постановки на ГКУ и ГРП при приватизации сада?». По первому вопросу. Пунктом 2 части 6 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) установлена обязанность по своевременной уплате членами товарищества членских и целевых взносов. Законом № 217-ФЗ также предусмотрена обязанность граждан, осуществляющих ведение садоводства на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, без участия в товариществе, вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном Законом № 217-ФЗ для уплаты взносов членами товарищества (часть 3 статьи 5 Закона № 217-ФЗ). Товарищество вправе взыскать неуплаченные взносы, пени и указанную плату в судебном порядке (часть 5 статьи 5, часть 10 статьи 14 Закона № 217-ФЗ). При этом справка об отсутствии задолженности при переходе права собственности на земельный участок может быть запрошена в соответствии с порядком, установленном статьей 21 Закона № 217-ФЗ. Кроме того, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором с даты регистрации права собственности на данное имущество. При этом ограничение права собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществу не соответствует основным принципам гражданского законодательства. Более того, частью 1 статьи 391 и частью 1 статьи 392.2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен либо по соглашению между первоначальным должником и новым должником, либо по основаниям, предусмотренным законом. Таким образом, прежний собственник земельного участка может заключить с новым собственником соглашение о переводе долга по уплате взносов в садоводческом товариществе, который возник у продавца на момент продажи земельного участка на территории садоводческого некоммерческого объединения. В иных случаях – взыскание долга осуществляется в судебном порядке. Учитывая изложенное, истребование справки об отсутствии задолженности при переходе права на недвижимое имущество представляется необоснованным.
5. «Каким образом решаются проблемы с заброшенными участками в СНТ на законодательном уровне?». Действующим законодательством предусмотрены механизмы вовлечения «заброшенных» земельных участков в хозяйственный оборот, например, институты вымороченного имущества (статья 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации), привлечение к административной ответственности за нарушение требований земельного законодательства и пожарной безопасности (статьи 8.8, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Вместе с этим данный вопрос планируется дополнительно проработать в рамках работы Правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2022 г. № 901, и наделенной полномочиями по решению широкого круга вопросов в сфере коллективного садоводства и огородничества, в том числе по осуществлению координации действий заинтересованных органов и организаций в сфере коллективного садоводства и огородничества, разработке основных направлений правового регулирования, рассмотрению предложений по совершенствованию государственной политики в данной сфере.
6. «1. По какой причине резко возросла кадастровая стоимость земельных участков общего пользования? и как ее можно пересмотреть? 2. Какие действия можно предпринять в отношении правообладателей земельных участков, которые не обрабатывают свои земельные участки?». По первому вопросу. Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Согласно положениям Закона № 237-ФЗ полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, наделено бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее – бюджетное учреждение). Ранее государственная кадастровая оценка проводилась в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Кадастровая стоимость определялась независимыми оценщиками. Таким образом, изменение величины кадастровой стоимости может быть обусловлено изменением порядка проведения государственной кадастровой оценки, методологии определения кадастровой стоимости, изменениям состояния рынка аз период между турами оценки. Законом № 237-ФЗ предусмотрены механизмы исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также механизм оспаривания кадастровой стоимости в целях установления ее в размере рыночной стоимости в комиссии, созданной субъектом Российской Федерации, или суде. В целях исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, заинтересованное лицо вправе обратиться в бюджетное учреждение с обращением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости или с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Соответствующий порядок описан в статьях 20 и 21 Закона № 237-ФЗ. С 2023 года во всех субъектах Российской Федерации механизм оспаривания кадастровой стоимости будет заменен на механизм установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Это право правообладателя в любой момент жизненного цикла объекта использовать его уникальные характеристики или его окружения для определения налоговой базы по объекту от кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной. Для реализации указанного права предусмотрен досудебный порядок, когда правообладатель обращается в бюджетное учреждение с отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости для принятия соответствующего решения. При этом решением субъекта Российской Федерации может быть установлена иная дата перехода к вышеуказанному порядку установления кадастровой стоимости в размере рыночной в бюджетном учреждении. По второму вопросу. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) садовый земельный участок предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, а огородный земельный участок - для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. С учетом особенностей правового режима садовых и огородных земельных участков, установленных Законом № 217-ФЗ, допускается использование таких участков исключительно для отдыха. Таким образом, в силу положений Закона № 217-ФЗ у правообладателей садовых и огородных земельных участков отсутствует обязанность по проведению работ, связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур. Вместе с этим следует отметить, что в соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, правообладатели садовых и огородных земельных участков обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы на таких земельных участках. При этом в соответствии со статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. По факту нарушения требований пожарной безопасности необходимо обратиться в уполномоченными органы государственной пожарного надзора. В соответствии с Вопросами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Вместе с этим вопрос вовлечения в оборот «заброшенных» садовых и огородных земельных участков планируется дополнительно проработать в рамках работы Правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2022 г. № 901, и наделенной полномочиями по решению широкого круга вопросов в сфере коллективного садоводства и огородничества, в том числе по осуществлению координации действий заинтересованных органов и организаций в сфере коллективного садоводства и огородничества, разработке основных направлений правового регулирования, рассмотрению предложений по совершенствованию государственной политики в данной сфере.
7. «Каким образом легализовать права на земельные участки членам ликвидированного СНТ, если исходный земельный участок был предоставлен СНТ в аренду, СНТ разделило его на несколько ЗУ и поставило на кадастровый учет. Членам СНТ ЗУ предоставлены в субаренду?» Информации недостаточно для подготовки обоснованного ответа по существу вопроса (отсутствует информация о кадастровых номерах земельных участков, основаниях предоставления товариществу в аренду земельного участка, о дате ликвидации товарищества, раздела участка, осуществления государственного кадастрового учета образуемых участков). По общему правилу согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Особенности передачи членам садоводческого некоммерческого товарищества земельных участков, образованных из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного такому товариществу на праве аренды, в случае его ликвидации, действующим законодательством не урегулированы. Дополнительно отмечаем, что в настоящее время в целях устранения проблем, выявленных по результатам мониторинга правоприменения Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан проект Федерального закона № 43016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Законопроект 10 марта 2022 г. принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении. В рамках законопроекта предусматривается продление до 1 марта 2031 года срока действия упрощенного порядка приватизации, предусмотренного пунктами 2.7-2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также распространение положений данного порядка в отношении граждан, прекративших членство в садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих организациях, созданных до 1 января 2019 года, вследствие их ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности юридического лица.
8. «Отсутствие возможности получения сведений из Росреестра о собственниках брошенных участков (персональные данные)». Полные данные о правообладателе, включая паспортные данные, СНИЛС, предоставляются в составе Выписки из ЕГРН только ограниченному кругу лиц, перечень которых установлен частью 13 статьи 62 Закона № 218-ФЗ. Председатели, иные органы правления товариществ не включены в указанный перечень. Указанные сведения могут быть предоставлены, например, по запросу органа местного самоуправления (ОМС). В соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: членство в товариществе основано на добровольном волеизъявлении правообладателя земельного участка, расположенного в границах товарищества (часть 2 статьи 12); к заявлению о принятии в члены товарищества прилагаются копии документов о правах на соответствующий земельный участок (часть 6 статьи 12); реестр членов товарищества должен содержать данные о членах товарищества, указанные ими в заявлении о приеме в члены товарищества (в частности, фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес места жительства, почтовый и электронный адреса, по которым осуществляется связь с членами товарищества), кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член товарищества (часть 3 стать 15); член товарищества обязан предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра членов товарищества, и своевременно информировать председателя товарищества или иного уполномоченного члена правления товарищества об их изменении, а в случае неисполнения данного требования член товарищества несет риск отнесения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре членов товарищества актуальной информации (части 4 и 5 статьи 15). Таким образом, необходимые данные о членах товариществ содержатся в соответствующем реестре со дня приема в члены товарищества, а в случае не предоставления членом товарищества актуальной информации (например, не информирования руководства товарищества об отчуждении земельного участка), он несет риск отнесения на него расходов товарищества.
9. «Актуальный вопрос о государственной регистрации права общей долевой собственности на имущество общего пользования СНТ и ОНТ: кворум при голосовании на общем собрании, порядок расчёта размера долей в праве, размер госпошлины и т.д. (СНТ обязывают зарегистрировать)» В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу Закона,№ 217-ФЗ, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Согласно части 3 статьи 25 Закона № 217-ФЗ в соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Таким образом, решение общего собрания членов товарищества о передаче имущества общего пользования в долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков может быть принято при условии соблюдения общих требований к процедуре проведения общих собраний членов товарищества, установленных статьей 17 Закона № 217-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных частью 3 статьи 25 Закона № 217-ФЗ. Содержание такого решения должно соответствовать требованиям установленным частью 28 статьи 17 Закона № 217-ФЗ. При этом, согласно части 15 статьи 54 Закона № 217-ФЗ вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года. Вместе с этим следует отметить, что, исходя из вышеуказанных положений, а также с учетом положений части 3 статьи 24 Закона № 217-ФЗ, в случае вынесения данного вопроса на рассмотрение общего собрания членов товарищества и недостижения согласия всех собственников садовых участков по данному вопросу право собственности садоводческого некоммерческого товарищества на имущество общего пользования сохраняется.
10. «В садоводческом товариществе есть заброшенные (свободные) участки, они не за кем не оформлены. Могут ли садоводы на общем собрании (принять решение) распределить или передать свободные участки в собственность граждан, желающих приобрести такие участки?» Садовые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, свободные от прав третьих лиц, расположенные в границах территории ведения садоводства, могут быть приобретены заинтересованными лицами на общих основаниях, установленных Земельных кодексом Российской Федерации. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, садоводческое некоммерческое товарищество не вправе принимать решение о передаче таких участков в собственность заинтересованных лиц.
11. «До 01.03.22 ЗУ, относящиеся к имуществу общественного пользователя, предоставляется бесплатно в общественную долевую собственность собственникам ЗУ, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, для собственных нужд, пропорционально площади таких ЗУ. Как исчисляется плата за предоставленные ЗУ» Из вопроса остается неясным о какой плате идет речь, принимая во внимание, что процедура приватизации земельных участков, в рамках положений пунктами 2.7-2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) до 1 марта 2022 года осуществлялась бесплатно. Налогообложение таких участков осуществляется в соответствии с общими требованиями налогового законодательства, независимо от особенностей предоставления указанных участков. При этом в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Дополнительно отмечаем, что в настоящее время в целях устранения проблем, выявленных по результатам мониторинга правоприменения Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан проект Федерального закона № 43016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Законопроект 10 марта 2022 г. принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении. В рамках законопроекта предусматривается продление до 1 марта 2031 года срока действия упрощенного порядка приватизации, предусмотренного пунктами 2.7-2.10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ.
12. «Внесудебный порядок передачи неиспользуемых собственниками ЗУ лицам, желающим приобрести данные ЗУ» В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права граждан и юридических лиц на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). При этом согласно статье 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Таким образом, во внесудебном порядке земельный участок может быть приобретен заинтересованным лицом в рамках договорных отношений с собственником такого участка в соответствии с общими положениями гражданского и земельного законодательства. Вместе с этим вопрос вовлечения в оборот «заброшенных» участков также планируется дополнительно проработать в рамках работы Правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2022 г. № 901, и наделенной полномочиями по решению широкого круга вопросов в сфере коллективного садоводства и огородничества, в том числе по осуществлению координации действий заинтересованных органов и организаций в сфере коллективного садоводства и огородничества, разработке основных направлений правового регулирования, рассмотрению предложений по совершенствованию государственной политики в данной сфере.
13. «Постановка на кадастровый учет границ территории СНТ, на основании утвержденного в установленном порядке проекта планировки и организации территории, и отражения сведений в данных ЕГРН по земельному участку, о его нахождении в границах СНТ» Учитывая статью 10 Закона № 218-ФЗ, пункт 8 статьи 3 Закона № 217-ФЗ: территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (территория садоводства или огородничества) – это территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории; сведения об описании местоположения границ территории садоводства или огородничества в реестр границ ЕГРН не вносятся.
14. «При проведении комплексных кадастровых работ по межеванию общего имущества СНТ существует ли минимальная и максимальная стоимость такой услуги или она определяется индивидуально?» Вопрос не входит в компетенцию Росреестра
15. «1. Заброшенные участки (порядок изъятия, возможность перераспределения членам СНТ; 2. Нецелевое использование земель СНТ (строительство баз, складов, стоянок и т.д.; 3. Возможность запрета перерегистрации участков без справки из СНТ об отсутствии задолженности» По первому вопросу. В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права граждан и юридических лиц на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, земельный участок может быть приобретен заинтересованным лицом в рамках договорных отношений с собственником такого участка в соответствии с общими положениями гражданского и земельного законодательства. Одновременно с этим следует отметить, что согласно статье 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Кроме того, согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи. При этом основания для изъятия садовых и огородных земельных участков в связи с их неиспользованием Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрены. В случае если собственник земельного участка умер и такой участок передан в собственность соответствующего уполномоченного органа в рамках механизма передачи выморочного имущества, предусмотренного статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанный земельный участок может быть приобретен заинтересованным лицом из государственной или муниципальной собственности, по общим основаниям и в порядке, установленным Земельным кодексом Российской Федерации. Вместе с этим вопрос вовлечения в оборот «заброшенных» участков также планируется дополнительно проработать в рамках работы Правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2022 г. № 901, и наделенной полномочиями по решению широкого круга вопросов в сфере коллективного садоводства и огородничества, в том числе по осуществлению координации действий заинтересованных органов и организаций в сфере коллективного садоводства и огородничества, разработке основных направлений правового регулирования, рассмотрению предложений по совершенствованию государственной политики в данной сфере. По второму вопросу. Правовой режим садовых земельных участков и земельных участков общего назначения установлен статьей 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г.№ 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ). Ответственность за нецелевое использование земельных участков предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, статьей 285 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для принудительного изъятия земельных участков, в случае если такие участки используются не по целевому назначению. По третьему вопросу. Пунктом 2 части 6 Закона № 217-ФЗ установлена обязанность по своевременной уплате членами товарищества членских и целевых взносов. Законом № 217-ФЗ также предусмотрена обязанность граждан, осуществляющих ведение садоводства на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, без участия в товариществе, вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном Законом № 217-ФЗ для уплаты взносов членами товарищества (часть 3 статьи 5 Закона № 217-ФЗ). Товарищество вправе взыскать неуплаченные взносы, пени и указанную плату в судебном порядке (часть 5 статьи 5, часть 10 статьи 14 Закона № 217-ФЗ). При этом справка об отсутствии задолженности при переходе права собственности на земельный участок может быть запрошена в соответствии с порядком, установленном статьей 21 Закона № 217-ФЗ. Кроме того, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором с даты регистрации права собственности на данное имущество. При этом ограничение права собственник


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: