Тема: Синтаксические нормы




Дисциплина: Основы культуры речи дефектолога

Вид занятия: Лекция

Дата проведения: 14 апреля 2020

Время: 13.10

Тема: Синтаксические нормы

 

Мы, управление дома,с ненавистью заговорил Швондер,

пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома,

на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома...

–Кто на ком стоял?крикнул Филипп Филиппович.

М. А. Булгаков.

Синтаксические нормы – правила использования синтаксических конструкций, требующие правильного согласовани я слов: черный кофе, большое бра (не черное кофе и не большая бра); управления: согласно приказу (не приказа), приехать из района (не с района); расположения слов в структуре предложения; выражения различных отношений между частями сложного предложения и т.п.

Охарактеризуем порядок слов в словосочетаниях, которые наиболее часто используются в русских конструкциях.

1. В сочетаниях имен существительных с прилагательными последние обычно препозитивны: хороший человек, веселая прогулка. Постпозитивное прилагательное выделяется по смыслу и часто подчеркивается интонацией: Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые... (Н. В. Гоголь).

2. Если в предложении нарушается целостность словосочетания и прилагательное отделяется от существительного глаголом, то это обычно стилистически обосновано. Такое прилагательное всегда подчеркнуто, усилено. Например: Скука меня томила страшная (Л. Н. Толстой); В таких случаях говорят об инверсии — то есть о стилистическом приеме, состоящем в намеренном изменении обычного порядка слов с целью эмоционального, смыслового выделения какой-либо части высказывания.

3. В словосочетаниях из двух существительных зависимое слово, как правило, постпозитивно: любовь матери, прогулка при луне, путь к победе. Но слово, указывающее на внешний вид, размер, цвет и другие свойства предмета, может быть и препозитивно, выступая всегда в сочетании с прилагательным: показался весьма похожим на средней величины медведя (Н. В. Гоголь).

4. В словосочетаниях со стержневым словом-прилагательным на первом месте обычно стоит наречие: очень добрый, смертельно бледный, неправдоподобно большой. Такое же положение занимает и существительное, указывающее на качественный признак прилагательного: на редкость терпеливый, в корне неправильный.

5. В глагольных словосочетаниях с зависимой падежной формой существительного оно, как правило, на втором месте: люблю грозу, пишу карандашом, подошел к окну. Однако возможна и препозиция существительного, если оно указывает на качество или способ действия: Быстрыми шагами она шла к дому. Если к глаголу относятся два существительных, то непосредственно после него ставятся слова со значением адресата или обстоятельства: написал для студентов пособие, взял в шкафу бумагу, открыл ключом дверь, конечную же позицию занимает словоформа, которая по смыслу теснее связана с глаголом: получил из редакции ответ, пишет друзьям письма.

В сочетаниях глаголов с наречиями порядок слов зависит от смысла высказывания: наречия постпозитивны, если на них приходится логическое ударение: пел артистически; встретились приятельски.

При построении словосочетания следует применять правила управления слов, например:

· директор чего-либо, заведующий чем-либо;

· оплатить что-либо, заплатить за что-либо;

· рассказать о чем-либо, указать на что-либо;

· беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо;

· превосходство над чем-нибудь, преимущество перед кем-либо и др.

В русском языке предпочтительным является прямой порядок слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а исходная информация – новой. В противном случае предложение может оказаться двусмысленным, например, У педагога-дефектолога в документах подобного рода информация отсутствует сочетание подобного рода может относиться к слову документы и к слову информация.

Ошибочно употребление двух подлежащих: Индивидуальная программа она была составлена с учётом возможностей ребёнка. Часто неоправданно включение слова такой: Условия реабилитации, они такие...

При подлежащем, выраженном собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть) именем существительным в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, и в единственном, если речь идет о неодушевленных (большинство студентов сдал и экзамены, часть стульев оставлен о в коридоре).

При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое ставится в единственном числе: Сколько схем было разработан о?

Используя однородные члены предложения, необходимо помнить:

· невозможно соединение в качестве однородных членов неоднородных понятий – изучать генетику и сорта чая; а также нельзя включать в один ряд видовые и родовые понятия – я люблю педагогику, психологию, учебные предметы;

· при двух однородных членах ставится общее управляемое слово в том случае, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать лекции; любить и думать о стране (неверно).

Строя деепричастный оборот, надо помнить, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом: Читая книгу, студент обычно делал записи.

Необходимо избегать нагромождения придаточных предложений, например: Дефектологи собрались на комиссию, которая состоялось в актовом зале, который недавно был отремонтирован строителями, которые постарались исправить недоделки в срок, который был установлен планом, который месяц назад утвердили в этом же зале.

Литература

1. Пасечная, И. Н. Культура речи (аспекты порождения высказывания): практикум: учебное пособие / И. Н. Пасечная, С. В. Скоморохова, С. В. Юртаев; под редакцией С. В. Юртаев. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 143 с. — ISBN 978-5-9765-1647-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115784 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Петрякова, А. Г. Культура речи: учебное пособие / А. Г. Петрякова. — 3-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 488 с. — ISBN 978-5-9765-2101-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/90274 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Былкова, С. В. Культура речи. Стилистика: учебное пособие / С. В. Былкова, Е. Ю. Махницкая. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 400 с. — ISBN 978-5-89349-675-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10952 Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Щербакова, Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога: учебно-методическое пособие / Н. Н. Щербакова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 116 с. — ISBN 978-5-9765-2190-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70435 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: