Младший школьный возраст.
После дошкольного периода начинается не менее важный — младший школьный возраст. Время обучения, время школы, первых настоящих друзей и дисциплины.
План лекции:
1. Психологические новообразования.
2. Креативность в младшем школьном возрасте.
3. Виды готовности к обучению.
4. Основные проблемы младшего школьного возраста.
5. Роль родителей.
6. Развитие творческих способностей у детей 6-8 лет.
Психологические новообразования.
В возрасте 7 лет (начало обучения) процессы изменения структур и функциональных возможностей мозга еще не достигли окончательной зрелости. Это проявляется в неуправляемых и ненаправленных действиях. Только к 9-10 годам ребенок учится более-менее управлять собственной психической деятельностью.
Другой важной особенностью этого возрастного периода является установление доминирования и подчинения в системе межполушарных отношений. У праворуких детей — доминирование левого полушария. Оно отвечает за языковые способности, логику и анализ. Правое полушарие отвечает за креативность, интуицию, эмоциональность. Если провести тест на праворукость или леворукость, то можно выявить, что человек пишет правой рукой, но активно пользуется левой (носит часы на левой руке, берет трубку телефона левой рукой). То есть преобладает одна сторона головного мозга, но при этом вторая часть полноценна развита. Встречаются дети — амбидекстры, у которых и правая и левая рука развиты одинаково. Но это явление из разряда уникумов или натренированности человека.
Главный фактор, влияющий на развитие детей 6-8 лет — изменение социальной ситуации в связи с поступлением в школу. Ведущая деятельность этого периода — учебная.
|
В школе ребенок получает дополнительного взрослого — учителя. И для ребенка он очень значим. Поэтому большое значение имеет при поступлении в школу ни обучающая программа, ни стены, в которых ребенок находится, а личность учителя и стиль его поведения. Потому что ребенку в этот период времени нужен эмоционально-теплый педагог. Очень важно принятие ребенка со стороны взрослого.
Жестко авторитарный, отчужденный стиль работы учителя в младших классах очень непродуктивен и вызывает у детей нарушения в процессе адаптации к школе, снижает успеваемость и познавательную мотивацию.
Один из важных этапов в этот период — становление познавательной мотивации, связанной с новизной учебного процесса. Первичный интерес к учебе быстро угасает. И если вовремя ребенка не заинтересовали знания, сам глубинный процесс, который происходит в классе, то через некоторое время возникает мотивация, основанная на желании получить оценку, быть лучшим, а не на глубоком желании совершенствоваться и обучаться чему-то. Также происходит и в творческих коллективах. Мотивировать детей только призами, наградами, оценками — не лучший вариант. Потому что необходимо, чтоб человек научился радоваться расти и идти вперед. Как раз в этот возрастной период 6-7 лет мотивация к познанию, самосовершенствованию, желанию получать знания, испытывать себя надо обязательно сформировать.
Начальная школа — период формирования истинного познавательного мотива, который двигает человека к саморазвитию.
Дети младшего школьного возраста очень чутко различают —оценивает учитель их деятельность, их личность или ставит отметку за определенное действие (ответ или контрольную). Поэтому личностная оценка, что «я-есть», «я-молодец» ценнее, оценки за действие или поступок.
|
Неуспешность в обучении может крыться не только в интеллектуальных нарушениях (задержка, отставание), но и в некоторых индивидуальных психических особенностях ребенка.
Особенность данного возраста — недостаточная концентрация внимания и низкий уровень произвольной памяти. Это та данность, которая не компенсируется мышлением и волевой регуляцией, ее нужно пережить. Поэтому нужно грамотно выстраивать урок с обязательной сменой разноплановых видов деятельности, а также наличие отдыха во время урока.
К
Креативность в младшем школьном возрасте.
Исследования показали, что существуют некоторые сложности в развитии и определении креативности младших школьников.
Это связано с традиционной системой обучения, которая рассчитана, прежде всего, на воспроизведение знаний, а не на их творческую модификацию.
Типы креативности:
- Вербальная — способность к творчеству с преимущественно словесными материалами
- Образная — способность к творчеству преимущественно с предметами или их изображениями.
Для детей, склонных к образному типу, стимулирование преимущественно формально-логического мышления препятствует развитию творчества.
Успешность в обучении напрямую влияет на самооценку ребенка, на его социализацию, стимулирует к дальнейшему обучению.
В этом возрасте важно организовать самостоятельную работу детей в группе (когда необходимо учитывать не только свою позицию, но и позицию партнера). Это развивает рефлексивные действия (сознательные и осмысленные).
|
Виды готовности к обучению:
1. Интеллектуальная. Определенный уровень развития памяти, мышления, воображения, логики, способности обобщать, анализировать.
2. Личностно-социальная. Готовность к новой роли, которая предполагает взаимодействие с взрослыми, со сверстниками, умение контролировать себя и ставить самому себе какие-то ограничения.
3. Мотивационная. Правильно сформированная мотивация обучения. Не красивый портфель, друзья в этом классе, а возможность получать знания и совершенствовать свои умения и навыки.
4. Эмоционально-волевая. Готовность к трудностям и поиску путей их разрешения.
Основные проблемы младшего школьного возраста:
1. Ребенок хочет быть во всем первым.
2. Ребенок боится выстраивать отношения с другими людьми.
3. Частые болезни.
4. Ребенку не нравится поведение других детей: кричат, трогают, плохо говорят.
5. Ребенок устает.
6. Страхи и переживания.
7. Недовольство достижениями детей у родителей или педагога.
Роль родителей.
Успех обучения обеспечивают родители, которые ставят перед собой цель и находят силы поддерживать интерес у ребенка, когда первичные восторги от нового места и нового занятия ребенка утихают (это происходит примерно через 1-2 месяца, при условии, что изначально ребенку нравилось заниматься). Задача родителя и педагога создавать адекватную, эмоционально-комфортную среду.
Очень важно не заставлять ребенка заниматься тем, что ему откровенно не нравится. Если ему нравится что-то совсем другое — дать попробовать это.