Молитва в жизни мусульманина.




 

Молитва, будучи вторым из пяти столпов ислама, не может рассматриваться отдельно от остальных базовых элементов, поскольку ее подлинная ценность проявляется лишь в сочета­нии с ними. Каждый элемент ритуального действа (ибадат) должен быть изучен в рамках “целого”, наивысшим проявлением которого служит единство Ал­лаха {тавхид). Молитва же является — или, скорее, должна быть — ключом в поисках того, что мавлана Фазлур Рахман Ансари определил как “единое суще­ствование (тавхиди)”; молитва оказывает поддержку в личной и общественной жизни тем, кто искренне старается стать настоящим мусульманином.

Молитва в исламе неразрывно связана с таким понятием, как тавхид, то есть единосущие Аллаха. Она отражает Его и направляет к Нему. Тело при этом вовлечено в физические ритуальные процессы, серд­це внимает величию Аллаха, а сознание следует за основополагающими моментами молитвы; все вмес­те это служит для достижения Единого.

Концепция достижения единства с Аллахом пу­тем так называемого “вертикального поиска”, ког­да верующий избегает вторжения в свои ритуалы всего земного (так называемого “горизонтального поиска”), является необоснованной по отношению к исламу.

Связь между духовным и мирским Прослеживается и в случае восхождения (мирадж) П ророка Мухаммада, позволившего ему достичь наивысшей точки в своих поисках Аллаха. И если человек все, к чему он стремился в жизни, было существование в присутствие Аллаха, то он бы остался там. Но он тем не менее вернулся на землю, по­скольку именно на земле были его корни, там он превратился в сознательную личность и там среди альнас, семьи Аллаха, ему открылся лик Аллаха.

Ключевыми идеями Корана высту­пают необходимость непосредственного общения с Аллахом (через молитву), поиск Его благоволения, полная отдача себя в Его руки. Поиск лично значи­мых и социально адекватных путей преображения обычного человека в истинного мусульманина, его стремление достичь единства с Аллахом на первый план неизбежно выводит нашу молитвенную прак­тику.

Тем не менее, человек может педантично выпол­нять все свои обязанности молящегося, но при этом ни на йоту не приблизиться к нашему Господу. Ког­да мы читаем о том, как молились первые мусуль­мане, нас не может оставить равнодушным факт их полного подчинения духу благочестия и смирения, что было осуществимо лишь благодаря постоянно му осознанию повсеместного присутствия Аллаха в зкизни каждого из нас. И именно эта формула “в присутствии Аллаха” является жизненно важным эюементом молитвы, — элементом, которым мно­гие из нас, к сожалению, пожертвовали ради фор­мальной упорядоченности ритуала

Идея самообновления.

 

Идея подлинного самообновления ислах вклю­чает в себя понятие свободы выбора обновить свою жизнь. В истории ислама уже происходили горячие дискуссии на тему свободы выбора и предопреде­ления. Осталось немало документов, посвященных описанию позиций двух главных оппонентов — ашаритов, с их идеей предопределенности, и мутазилитов, поддерживавших мнение о свободе выбо­ра.

Необходи­мо принять идею свободы (возможности) изменить свою личную и социальную жизнь, поскольку лишь подобная предпосылка способна придать подлин­ную ценность моему существованию и укрепить веру в Божественную справедливость. Уверенность в ис­тинности данной свободы и той ответственности, которую она возлагает на мусульманина, — ответственности вести сознательную жизнь — первое условие для подлинного развития.

Второе условие представляет критическую и чест­ную оценку самого себя и тех игр, которые человек ведет с собой и с другими. Подобные игры служат для маскировки истинных отношений к себе и к другим.

Третьим условием является необходимость ува­жать себя. Жизнь трудна; величайшая извращенность нашей эпохи заключается в отчаянном стрем­лении сделать ее еще труднее. В мире существует немало людей, которые отказываются признать нас и нашу ценность. Не стоит присоединяться к их точке зрения. Условие самоуважения вовсе не является тем покрывалом, что закроет нас от возможных изме­нений; это всего лишь способ остаться в дружбе с самим собой несмотря на собственные ошибки и заблуждения, без чего, заметим, невозможно под­линное обновление. И точно так же, как Аллах ни­когда не оставляет нас, невзирая на наши слабос­ти, мы должны оставаться верными самим себе.

Именно в этом заключается четвертое условие роста. Не сбиваться с пути подлинного са­мообновления, честности, критической самооцен­ки и самоуважения далеко не одно и то же, что упрямое отстаивание устаревших взглядов, дискре­дитированных теорий и неверной оценки собствен­ной значимости; последнее неизбежно привело бы

Понятие свободы.

 

Свобода оставаться свободным стоит выше человеческого “я” и того положения, в котором оно находится.

Решение самому определять свое собственное поведение несет человеку не только освобождение, но и немало страданий, поскольку именно это ре­шение возлагает на наши плечи груз невероятной ответственности. Так, человек уже не имеет права сказать: “Я не желаю иметь с ней никакого дела, поскольку она все время настроена против меня”; или же: “Я страшно зол, поскольку еда все еще не готова”. Теперь человек должен сказать себе: “Она делает то что делает, и я тоже делаю то что делаю — и я один в ответе за свои поступки. Я больше не могу возлагать на нее вину за свое настроение или поведение”.

Разумеется, это совсем не то же самое, что пас­сивно подставить другую щеку; это значит, что если вы ударили меня по щеке, то я всегда свободен в выборе: уйти прочь или ответить вам тем же. С этим согласуется и заключенная в Коране идея о том, что ни одна душа не может нести на себе чужую ношу (другими словами, отказ перекладывать ответствен­ность за собственную реакцию на плечи других). Бу­дучи конкретной личностью, мусульманин имеет право время от времени проявлять твердость и останавливать не­подобающие поступки другой личности. Однако его поведение должно исходить из понимания самих себя как существ, находящихся в непрерыв­ном движении по направлению к Аллаху, что ис­ключает слепую реакцию на внешние воздействия.

Вот интересный текст из Корана, показываю­щий, с одной стороны, суть свободного обраще­ния и поведения, с другой же — суть такого пове­дения и обращения, что заключает человека в не­видимую темницу:

“Разве ты не видел, как Аллах приводит, притчей доброе слово — оно, как дерево доб­рое; корень его тверд, а ветви в небесах... Оно приносит свои плоды в каждый миг с соизво­ления своего Господа. И приводит Аллах прит­чи людям, — может быть, они опомнятся! А притча о скверном слове — оно, как сквер­ное дерево, которое вырывается из земли, — нет у него стойкости” (К. 14:24—26).

Приведенная цитата из Корана упоминает о временах года; и человеку необходимо свыкнуться с мыслью, что в его жизни бывают периоды осе­ни, когда он мало что может предложить своему окружению, и периоды весны, когда он является более целостными и щедрыми существами. Но тем, кто искренне стремится быть мусульманином, та­кая смена не должна помешать в их стараниях “ши­роко раскинуть свои ветви”. Им необходимо про­должать попытки тянуться своими ветвями как мож­но дальше, касаясь ими других, — даже если это проявляется в искреннем стремлении разделить с близкими их собственную осень.

Для того чтобы он мог творчески подойти к про­блеме, большая часть его личности должна была умереть. Говоря словами Джалаладдина Руми, про­славленного персидского поэта: “Ты должен уме­реть, прежде чем ты умер. И ты должен родиться, пока ты еще жив”. Такое возможно лишь в том слу­чае, когда человек разрушили все “стены” и живет от­крыто — то есть подлинной жизнью

Колесо развития.

 

Пророк однажды сказал: “Человек, дни которого совершенно одина­ковы, — явный неудачник”. Альтернатива этому представлена на следующей иллюстрации, где каж­дый шаг является ступенью на пути к раскрытию самого себя, пока в конце концов человек не достигает своей глубинной сущности и предстает пред лицом Аллаха, осуществив предсказазанное в хадисе: “Человек, который познал самого себя, познал и своего Господа”.

С завершением полного оборота “Колеса развития” человек становится более свободным для любви, более способным идти на уступки и более ранимым. Затем вновь происходит что-то неприятное, и колесо снова начинает вращать­ся — но на этот раз путешествие значительно короче. Человек двигается быстрее, и по бо­лее короткому пути. Каждое внешнее воздействие отправляет человека для совершения еще одного круга развития — однако радиус такого круга все меньше и меньше, так что я как бы двига­юсь по спирали, которая завершается в самых глубинах человеческой сущности, там, где обитает Бог, где человек уже не чувствую боли и не должен поэтому отправляться в следующее кругообращение.

Колесо развития.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: