Вторая группа включает монографии, научные сборники, справочники.




К третьей группе относятся материалы периодической печати - журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном содержаться новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные.

Правильно подобрать необходимые издания поможет система каталогов библиотеки Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. (Ленинградский проспект, 49), а также «Методические рекомендации по работе с библиотечными каталогами при подготовке к письменным работам и аудиторным занятиям» - М.:Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2000.

Основным каталогом библиотеки является алфавитный.

Зная автора книги или ее название (в случае, если автор отсутствует), можно быстро разыскать необходимую книгу.

Принципом построения систематического каталога служит название тем. В нем сгруппирована литература по определенной тематике.

Каталог персоналий (картотека периодики) включает перечень статей из газет и журналов по 105 наименованиям изданий. Он построен в обратной хронологии: в начале расположены последние материалы по различным проблемам.

Электронный каталог включает около 100 тыс. изданий. Его особенностью является то, что необходимый источник может быть найден по одному из перечисленных критериев: фамилии автора, названию книги, месту издания, году издания или ключевому слову.

Следует также учитывать, что 1 раз в два месяца библиотека издает бюллетень новых поступлений. Его просмотр также сможет помочь в процессе подготовки к научному докладу.

Подбор литературы принято осуществлять с использованием библиографических карточек. Использование карточек помогает облегчить и упорядочить работу по подбору источников. Карточки удобны в работе: их можно разложить в определенном порядке, перегруппировать, классифицировать. Записи на библиографических карточках производят следующим образом. Записывается Ф.И.О. автора, название книги, том, место и год издания, библиотечный шифр. Обратную сторону карточки лучше использовать после изучения источника, указав определенные главы, параграфы и страницы, которые могут быть использованы в докладе.

Работа с источниками начинается с предварительного знакомства с книгой, просмотра ее содержания и чтения аннотации. Работа с нужной книгой может быть продолжена в форме конспектирования.

Цифры и отдельные цитаты принято в практике научной работы выписывать на отдельных карточках.

Конспектирование отдельных разделов, глав или параграфов изучаемого источника удобнее будет производить на отдельных листах бумаги с одной стороны и обязательным оставлением полей. Они будут необходимы для того, чтобы сделать заметки, к примеру, выразить свое отношение к написанному.

 

III. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ДОКЛАДА.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН. При этом необходимо учесть, что предварительно составленный план будет изменяться и корректироваться в процессе дальнейшего изучения темы. И хотя этот план не имеет конкретно обозначенных границ, его составление позволит сформировать основу создаваемого доклада и уже на этом этапе обозначить контуры будущего выступления. В дальнейшем, по мере овладения изучаемым материалом, начальный план можно будет дополнять, совершенствовать и конкретизировать.

Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее сложному и ответственному этапу подготовки научного доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план.

Приступая к работе над текстом доклада, следует учитывать структуру его построения.

Научный доклад должен включать три основные части:

- вступление;

- основную часть;

- заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой. «Самая тяжелая задача во время деловой беседы — расположить к себе в ее начале и добиться успеха в ее конце», - мнение известного американского психолога Дейла Карнеги[2].

Действительно, хотя вступление непродолжительно по времени (всего 2-3 минуты), оно необходимо, чтобы пробудить интерес в аудитории и подготовить почву для доклада.

Вступление подобно увертюре, так как оно определяет не только тему предстоящего доклада, но и дает лейтмотив всего выступления. Вступление способно заинтересовать слушателей, создать благоприятный настрой для будущего восприятия.

Необходимо начать с главной мысли, которая затем займет центральное место. Удачно сформулированные во вступлении несколько фраз способны обеспечить успех всего доклада.

Начать доклад нужно с обращения к аудитории. Следующие фразы должны быть предельно просты и лаконичны. «Уважаемые коллеги! Известно, что крупные компании составляют основу экономического потенциала любого государства. Составляя небольшую часть общей численности компаний страны, они создают большую долю ее национального богатства. В экономической литературе конкурентное преимущество фирм-гигантов традиционно объясняется получением ими эффекта масштаба. Однако крупной фирмой пройден длительный путь развития, в процессе которого определился ряд новых факторов, способных повысить ее конкурентоспособность. Что же на самом деле позволяет обеспечить крупной компании эффективную деятельность? Что помогает ей несмотря на недостатки в целом сохранять высокую конкурентоспособность?»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства (аргументы).

Для того, чтобы правильно построить основную часть своего доклада, необходимо составить ее подробный план. Важность составления такого плана связана с основной задачей автора. Он должен в течение 10-15 минут, отведенного на основную часть, суметь представить и изложить авторскую точку зрения по обозначенной в теме доклада проблеме.

Наличие подробного плана позволяет выполнить эту задачу, дает возможность автору в сжатой форме донести свои идеи до аудитории и уложиться в установленный регламент.

Каким образом следует излагать материал в основной части доклада?

Текст научной работы отличается от всякого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике проблемы, обозначенной в докладе. Существуют также наиболее общие принципы представления материала:

1. От частного к общему. Данный принцип изложения материала предполагает следующее его представление. В начале доклада приводятся примеры, на основании которых делается обобщение.

Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающимися, тщательно отобранными. Автору не следует использовать в докладе случайные факты и делать на их основе далеко идущие выводы.

При изложении материала необходимо также учесть, что для анализа проблемы нужно использовать больший объем сведений и фактов, чем непосредственно требуется для написания текста выступления. Резервный материал делает доклад более ярким и убедительным. «Хороший доклад - это тот, за которым стоит много резервного материала, значительно больше, чем оратор имел возможность использовать»[3]. Резервный материал может быть также использован для ответа на возможные вопросы аудитории.

2. От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются. Вот один из возможных вариантов использования данного принципа. «В настоящее время в экономике любого государства центральное место принадлежит крупной компании. Ею удерживаются ключевые позиции во всех сферах хозяйства. Так, например, в промышленности США на долю двухсот крупнейших компаний приходится 40% ВВП страны. В большинстве отраслей обрабатывающей промышленности Америки наиболее крупные компании сосредоточили от 25 до 100% отраслевого производства. Отечественным крупным бизнесом обеспечивается более 50% объема выпуска промышленной продукции. Аналогичным образом обстоят дела в большинстве стран мира».

3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы. Рассмотрим применение принципа историзма. «В народном хозяйстве России крупные предприятия всегда играли ведущую роль. Их становление в этом качестве является закономерным явлением. Крупные предприятия в нашей стране возникли по причине необходимости удовлетворения потребностей обширного российского рынка и постепенно стали превращаться в неотъемлемую часть отечественной экономики. Главные достижения, равно как и проблемы российской экономики, на разных этапах ее развития определяла именно успешная деятельность гигантов.

- Большая емкость отечественного рынка явилась основной причиной становления первых крупных фирм в России в конце 17 начале 18 веков.

- Грандиозные успехи экономики НЭПа в первую очередь были связаны с эффективной деятельностью крупных компаний в форме трестов.

- Осуществление индустриализации в нашей стране в 30-е годы в очень сжатые сроки обеспечили крупные советские предприятия.

- Формирование оборонного комплекса в годы Второй мировой войны стало возможным в течение короткого периода времени благодаря концентрации военного производства на крупных отечественных предприятиях.

- В 60-70-е годы в СССР были сделаны шаги к созданию общества массового потребления исключительно усилиями крупных компаний в форме производственных объединений.

- Наметившиеся пути выхода экономики России из кризиса 90-х годов в первую очередь были обозначены крупными предприятиями».

Вместе с тем следует отметить, что перечисленные принципы изложения материала не используются отдельно друг от друга. Часто отдельные моменты доклада излагаются по принципу от общего к частному, другие - с использованием принципа историзма, или восхождения от частных примеров к общему выводу.

Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любого научного доклада является доказательность высказываемых утверждений. Каждый тезис (тезис -концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов, или цитат. При этом важно соблюдать «ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ» и не перегружать доклад изобилием цифр. Они должны приводиться с большим ограничением. Человеческое сознание не может одновременно воспринимать более чем 7 (+ -) 2цифр. Следует избегать простого перечисления чисел. Их лучше сгруппировать, проклассифицировать и представить в виде графика или диаграммы.

Нельзя злоупотреблять поговорками, пословицами или забавными историями. Любая пословица должна органически вписываться в содержание доклада. Образность выступления создается логикой его построения и его убедительностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ имеет целью обобщить основные мысли и идеи выступления. Его, как и весь доклад, необходимо подготовить заранее в спокойной и неторопливой обстановке. На экспромт не следует рассчитывать. «Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключении, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил свое выступление, и видимо, их будут помнить дольше всего»[4].

В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада. На заключение можно возложить также функцию обобщения всего представленного докладчиком материала.

Теперь, когда доклад написан, следует приступить к его оформлению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: