Типы избирательных систем




Тип избирательной системы Его сущность Достоинства Недостатки
· Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов — устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями и населением округа;   — обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство — получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах; — частая нерезультативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо альтернативному голосованию; — практически исключает возможности победы на выборах маленькой партии
относительного большинства Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %. Применяется в Индии, Канаде, США и др.
— абсолютного большинства Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50 % + 1 голос. Применяется при выборах Президента в России и во Франции
Пропорциональная система Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы, а также при выборах в Израиле, Италии и др. — представляет широкий спектр политический партий, тем самым отражая волю меньшинства; — является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий — избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией; — избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны; — появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. Выборы в Российской Федерации проходят в соответствии с законодательством по мажоритарной системе (выборы президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы). Первоначально (с 1993 по 2006 год) выборы в Думу осуществлялись на основе смешанной системы — формируется действительно представительный парламент — в большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов; — партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей

 

В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.

Политический процесс.

1. Политический процесс — это последовательная смена событий и состояний в политической сфере общества, связанная с перераспределением государственной власти.

По­литическое развитие продолжается безостановочно с момента появления государства.

Этапы политического процесса Сущность политического развития Результат
Начальная стадия общественной жизни в нераз­витых странах Политический процесс проходит как бы сам собой, или «снизу». Политическая жизнь всего лишь воспроизводится. Изменения носят невидимый и несущественный характер.   Государственная власть перераспределяется между слоями обще­ства и политическими силами, выражающими их инте­ресы; Изменяется характер власти.
Поздние стадии общественной жизни в раз­витых странах Политический процесс приобретает це­ленаправленный характер (политические из­менения начинают планироваться), т. е. преиму­щественно он идет «сверху».

2. В истории известны три способа политического разви­тия (или три вида политических процессов):

• эволюционный (или эволюция);

• революционный (или революция);

• реформаторский (или реформа).

Способ политического развития Сущность проявления Достоинства способа Недостатки способа
Эволюция — постепенное и невидимое изме­нение в политической жизни страны. Развиваются все страны, где господствует традицион­ный или аграрный способ ведения хозяйства. В настоя­щее время к эволюционно развивающимся странам можно отнести африканские и многие азиатские государ­ства. Возникающие противоречия разрешаются сами собой. Если этого не происходит, то участие государственной власти минимально. Легальность или законность власти не подвергает­ся сомнению. Недопустимой является и ее критика, оп­позиция.   1) Нет кровопролития, мало человеческих жертв и материальных издержек; 2) Сохраняются традиции, оберегаются культурные ценности; 3) Остается стабильным экономическое и социальное положение людей; 4) Не наблюдается ломки государственного аппарата, идет его усовершенствование; 5) Результаты политического развития всегда в прин­ципе положительные и устойчивые. 1) Неспешность социально-политической жизни. проходит жизнь многих и многих поколений, а все обстоит по-прежнему. 2) Эволюционный процесс порой может превратиться в застойный, а иногда и в регрессивный.  
Революция — это глубокое и резкое изменение в политиче­ском развитии страны. Эпоха революций охватила Европу (XVI—XX вв.), когда на арену политической жизни вы­шел класс предпринимателей, получающих доходы от торговой, промышленной и кредитно-финансовой де­ятельности.   Сущность революции состоит в следующем: • относительно быстрое и глубокое изменение соци­альной жизни; • полный пересмотр конституции государства; • прежняя власть низвергается, и стихийно действующие массовые политические движения приходят ей на смену; • возрастает роль политических лидеров при упадке доверия к государственным органам.   1) социальные изменения происходят быстро, как правило, в течение жизни одного поколения; 2) революции отличаются полнотой и всеобъемлющим характером; 3) революционные преобразования позволяют ускорить социальное развитие практически во всех областях; 4) происходит сплочение народного духа, в результа­те чего повышаются активность и энергия людей в деле переустройства жизни, возникает массовый энтузиазм; 5) происходит расширение круга людей, которые мо­гут попасть во властные структуры, обновляется состав государственных органов.   1) гражданская война, кровопролитие, жестокость сопровождают ее практически всегда. 2) наблюдается экономический спад, по крайней мере в первый ее период; 3) уничтожаются культурные ценности, традиции на­рода; 4) происходит ломка сознания людей, многие из них так и не могут приспособиться к новой жизни; 5) уничтожаются квалифицированные государственные кадры и взамен во власть порой приходят непрофессионалы; 6) не всегда достигается цель революции, и часто новое общество сильно отличается от революционных заду­мок, а то и является его полной противоположностью.  
Реформа —прогрессивное нововведение. Западноевропейские страны, оставившие револю­ции далеко позади, давно и активно используют рефор­мирование в своем политическом развитии.   Смысл реформ состоит в поэтапном преобразовании общественной жизни путем измене­ния отдельных ее сторон, которые производятся «свер­ху», т. е. политической элитой, причем занимается этим она целенаправленно и планомерно. 1) не допускается кровопролитие; 2) сознание большинства людей успевает приспособиться к изменениям, и его не приходится ломать; 3) дает возможность ускорить ход исторического развития; 4) снижает вероятность революций; 5) происходит по плану и последовательно; 6) позволяет дозировать намеченные изменения и при перенапряжении сил общества снижать темп преобразо­ваний; 7) успех преобразований более вероятен, чем при революции. 1) требуют больших материальных затрат; 2) не всегда имеют социальную базу и их смысл порой непонятен народу; 3) требуют высокой квалификации полити­ков, а это имеется далеко не всегда; 4) могут быть болезненными, особенно на первом этапе; 5) если реформы непоследовательны, то развитие может быть повернуто вспять.  

4. Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, даже изменять общественный строй или типы экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

5. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ.

1. Для обобщенной характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое участие».

Политическое участиедействия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

            Политическое участие              
                         
                                 
опосредованное (представительное)           непосредственное (прямое)
осуществляется через избранных представителей           воздействие гражданина на власть без посредников
                                 
                        формы      
                                 
                                 
реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы   участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений   прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.   обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями   участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений   деятельность политических лидеров
   
                                 
                                 
                                 
        индивидуальные, групповые, массовые              
                     
                                         

2. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

    Особенности политического участия индивида    
       
         
самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур   самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики

 

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

      Виды политического участия      
           
               
случайное (разовое) участие   участие «по совместительству»   профессиональное участие
личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом   человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности   человек делает политическую деятельность своей профессией
     
               

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющим на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

3. Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

          Формы политического участия          
                   
                           
Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей   Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц   Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти   Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориенти­рующихся на завоевание власти или воздействие на нее   Выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъ­яв­ления всех граждан государства по важному для него вопросу
       
       
       
           

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.

Абсентеизм (лат. absens — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.

Таким образом, можно выделить следующие типы политической деятельности:

      Основные типы политической деятельности      
           
               
Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.   Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы   Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы
       
               

 

  1. Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях:

· Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений

· Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития

Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависит от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.

Политическое лидерство.

1. Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил.

Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса:

В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей:

          Типы политических ролей          
                   
                           
рядовой член общества   человек, состоящий в общественной организации или движении   гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации   профессиональный политик   политический лидер
не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней       политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни   способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов
  косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации      
      целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа    
                 
                   
                       

2. В современной науке существует несколько трактовок явления политического лидерства:

· постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу;

· управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение граждан;

· особый вид предпринимательства, осуществляемый на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности;

· символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса:

    Политический лидер    
       
             
как субъект политического процесса   как объект политического процесса
благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбора людьми он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его выбравших   имеет свои социальные и временные масштабы, в основе которых — эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той части общества, которая прибегала к его услугам
           
наделяется властными полномочиями: правом направлять волю, усилия, интеллект людей, оперировать материальными и финансовыми ценностями   в решении тех или иных проблем всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон
       

3. Политическое лидерство совершенно не отличается от других форм лидерства. Однако его отличие так или иначе связаны с тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

    Особенности политического лидерства    
       
               
политическая деятельность разворачивается в рамках общества, то есть затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, а также при помощи доверенных лиц     в силу власти, которой обладает лидер и необходимости воздействия на большое количество людей, он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе
   
   
       
  лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер  
                   

4. Функции выполняемые политическими лидерами.

Наименование функции Ее сущность
Интегративная Объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом
Ориентационная выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения
Инструментальная Определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач
Мобилизационная Инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения
Коммуникативная Обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями
Гаранта справедливости, законности и порядка Обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности

5. Проявления политического лидерства достаточно разнообразны. Одной из общераспространенных классификаций политических лидеров является типология, в основе которой лежит их имидж (англ. image — образ).

Классификация типов политических лидеров [1]

Тип лидера Его характеристика Примеры лидеров
Лидер-знаменосец Имеет собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования Основатель партии большевиков и Советского государства В. И. Ленин, руководитель национально-освободительного движения Индии М. К. Ганди, борец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг
Лидер-служитель Наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели Генеральные секретари ЦК КПСС Л. И. Брежнев, К. У. Черненко
Лидер-торговец Обладает способностью убеждать. Признания добивается знанием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить Президенты США Г. Трумэн, Р. Рейган
Лидер-пожарный Обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию Большинство лидеров в современных обществах

Данная классификация политических лидеров в достаточной степени условна, так как в чистом виде они встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества от каждого типа сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: