Тип избирательной системы | Его сущность | Достоинства | Недостатки |
· Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система | Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов | — устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями и населением округа; — обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство | — получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах; — частая нерезультативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо альтернативному голосованию; — практически исключает возможности победы на выборах маленькой партии |
— относительного большинства | Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %. Применяется в Индии, Канаде, США и др. | ||
— абсолютного большинства | Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50 % + 1 голос. Применяется при выборах Президента в России и во Франции | ||
Пропорциональная система | Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы, а также при выборах в Израиле, Италии и др. | — представляет широкий спектр политический партий, тем самым отражая волю меньшинства; — является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий | — избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией; — избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны; — появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений |
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система | Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. Выборы в Российской Федерации проходят в соответствии с законодательством по мажоритарной системе (выборы президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы). Первоначально (с 1993 по 2006 год) выборы в Думу осуществлялись на основе смешанной системы | — формируется действительно представительный парламент | — в большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов; — партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей |
В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.
Политический процесс.
1. Политический процесс — это последовательная смена событий и состояний в политической сфере общества, связанная с перераспределением государственной власти.
Политическое развитие продолжается безостановочно с момента появления государства.
Этапы политического процесса | Сущность политического развития | Результат |
Начальная стадия общественной жизни в неразвитых странах | Политический процесс проходит как бы сам собой, или «снизу». Политическая жизнь всего лишь воспроизводится. Изменения носят невидимый и несущественный характер. | Государственная власть перераспределяется между слоями общества и политическими силами, выражающими их интересы; Изменяется характер власти. |
Поздние стадии общественной жизни в развитых странах | Политический процесс приобретает целенаправленный характер (политические изменения начинают планироваться), т. е. преимущественно он идет «сверху». |
2. В истории известны три способа политического развития (или три вида политических процессов):
• эволюционный (или эволюция);
• революционный (или революция);
• реформаторский (или реформа).
Способ политического развития | Сущность проявления | Достоинства способа | Недостатки способа |
Эволюция — постепенное и невидимое изменение в политической жизни страны. Развиваются все страны, где господствует традиционный или аграрный способ ведения хозяйства. В настоящее время к эволюционно развивающимся странам можно отнести африканские и многие азиатские государства. | Возникающие противоречия разрешаются сами собой. Если этого не происходит, то участие государственной власти минимально. Легальность или законность власти не подвергается сомнению. Недопустимой является и ее критика, оппозиция. | 1) Нет кровопролития, мало человеческих жертв и материальных издержек; 2) Сохраняются традиции, оберегаются культурные ценности; 3) Остается стабильным экономическое и социальное положение людей; 4) Не наблюдается ломки государственного аппарата, идет его усовершенствование; 5) Результаты политического развития всегда в принципе положительные и устойчивые. | 1) Неспешность социально-политической жизни. проходит жизнь многих и многих поколений, а все обстоит по-прежнему. 2) Эволюционный процесс порой может превратиться в застойный, а иногда и в регрессивный. |
Революция — это глубокое и резкое изменение в политическом развитии страны. Эпоха революций охватила Европу (XVI—XX вв.), когда на арену политической жизни вышел класс предпринимателей, получающих доходы от торговой, промышленной и кредитно-финансовой деятельности. | Сущность революции состоит в следующем: • относительно быстрое и глубокое изменение социальной жизни; • полный пересмотр конституции государства; • прежняя власть низвергается, и стихийно действующие массовые политические движения приходят ей на смену; • возрастает роль политических лидеров при упадке доверия к государственным органам. | 1) социальные изменения происходят быстро, как правило, в течение жизни одного поколения; 2) революции отличаются полнотой и всеобъемлющим характером; 3) революционные преобразования позволяют ускорить социальное развитие практически во всех областях; 4) происходит сплочение народного духа, в результате чего повышаются активность и энергия людей в деле переустройства жизни, возникает массовый энтузиазм; 5) происходит расширение круга людей, которые могут попасть во властные структуры, обновляется состав государственных органов. | 1) гражданская война, кровопролитие, жестокость сопровождают ее практически всегда. 2) наблюдается экономический спад, по крайней мере в первый ее период; 3) уничтожаются культурные ценности, традиции народа; 4) происходит ломка сознания людей, многие из них так и не могут приспособиться к новой жизни; 5) уничтожаются квалифицированные государственные кадры и взамен во власть порой приходят непрофессионалы; 6) не всегда достигается цель революции, и часто новое общество сильно отличается от революционных задумок, а то и является его полной противоположностью. |
Реформа —прогрессивное нововведение. Западноевропейские страны, оставившие революции далеко позади, давно и активно используют реформирование в своем политическом развитии. | Смысл реформ состоит в поэтапном преобразовании общественной жизни путем изменения отдельных ее сторон, которые производятся «сверху», т. е. политической элитой, причем занимается этим она целенаправленно и планомерно. | 1) не допускается кровопролитие; 2) сознание большинства людей успевает приспособиться к изменениям, и его не приходится ломать; 3) дает возможность ускорить ход исторического развития; 4) снижает вероятность революций; 5) происходит по плану и последовательно; 6) позволяет дозировать намеченные изменения и при перенапряжении сил общества снижать темп преобразований; 7) успех преобразований более вероятен, чем при революции. | 1) требуют больших материальных затрат; 2) не всегда имеют социальную базу и их смысл порой непонятен народу; 3) требуют высокой квалификации политиков, а это имеется далеко не всегда; 4) могут быть болезненными, особенно на первом этапе; 5) если реформы непоследовательны, то развитие может быть повернуто вспять. |
4. Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, даже изменять общественный строй или типы экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
5. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ.
1. Для обобщенной характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое участие».
Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.
Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.
Политическое участие | ||||||||||||||||||||
опосредованное (представительное) | непосредственное (прямое) | |||||||||||||||||||
осуществляется через избранных представителей | воздействие гражданина на власть без посредников | |||||||||||||||||||
формы | ||||||||||||||||||||
реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы | участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений | прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д. | обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями | участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений | деятельность политических лидеров | |||||||||||||||
индивидуальные, групповые, массовые | ||||||||||||||||||||
2. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Особенности политического участия индивида | ||||
самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур | самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики |
Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Виды политического участия | |||||||
случайное (разовое) участие | участие «по совместительству» | профессиональное участие | |||||
личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом | человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности | человек делает политическую деятельность своей профессией | |||||
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющим на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.
3. Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.
Формы политического участия | |||||||||||||
Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей | Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц | Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти | Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее | Выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу | |||||||||
Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.
Абсентеизм (лат. absens — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.
Таким образом, можно выделить следующие типы политической деятельности:
Основные типы политической деятельности | |||||||
Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п. | Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы | Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы | |||||
- Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях:
· Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений
· Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития
Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависит от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.
Политическое лидерство.
1. Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил.
Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса:
В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей:
Типы политических ролей | |||||||||||||
рядовой член общества | человек, состоящий в общественной организации или движении | гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации | профессиональный политик | политический лидер | |||||||||
не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней | политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни | способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов | |||||||||||
косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации | |||||||||||||
целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа | |||||||||||||
2. В современной науке существует несколько трактовок явления политического лидерства:
· постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу;
· управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение граждан;
· особый вид предпринимательства, осуществляемый на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности;
· символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса:
Политический лидер | ||||||
как субъект политического процесса | как объект политического процесса | |||||
благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбора людьми он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его выбравших | ![]() | |||||
![]() | ||||||
наделяется властными полномочиями: правом направлять волю, усилия, интеллект людей, оперировать материальными и финансовыми ценностями | в решении тех или иных проблем всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон | |||||
3. Политическое лидерство совершенно не отличается от других форм лидерства. Однако его отличие так или иначе связаны с тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.
Особенности политического лидерства | |||||||||
политическая деятельность разворачивается в рамках общества, то есть затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, а также при помощи доверенных лиц | в силу власти, которой обладает лидер и необходимости воздействия на большое количество людей, он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе | ||||||||
лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер | |||||||||
4. Функции выполняемые политическими лидерами.
Наименование функции | Ее сущность |
Интегративная | Объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом |
Ориентационная | выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения |
Инструментальная | Определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач |
Мобилизационная | Инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения |
Коммуникативная | Обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями |
Гаранта справедливости, законности и порядка | Обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности |
5. Проявления политического лидерства достаточно разнообразны. Одной из общераспространенных классификаций политических лидеров является типология, в основе которой лежит их имидж (англ. image — образ).
Классификация типов политических лидеров [1]
Тип лидера | Его характеристика | Примеры лидеров |
Лидер-знаменосец | Имеет собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования | Основатель партии большевиков и Советского государства В. И. Ленин, руководитель национально-освободительного движения Индии М. К. Ганди, борец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг |
Лидер-служитель | Наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели | Генеральные секретари ЦК КПСС Л. И. Брежнев, К. У. Черненко |
Лидер-торговец | Обладает способностью убеждать. Признания добивается знанием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить | Президенты США Г. Трумэн, Р. Рейган |
Лидер-пожарный | Обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию | Большинство лидеров в современных обществах |
Данная классификация политических лидеров в достаточной степени условна, так как в чистом виде они встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества от каждого типа сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.