Проблема человека в философии. Антропосоциогенез. Содержание понятий «человек», «индивид», «личность».
Проблема человека является одной из центральных проблем философии. Философия изучает человека как целое в многообразии всех проявлений его бытия и связей с миром, в тесной связи с естественнонаучными данными о физиологии, психологии, мышлении человека.
Выделение человека из животного мира представляет собой неразрывно связанные стороны одного процесса – антропосоциогенеза. Антропосоциогенез – это процесс развития человека и общества. Антропогенез – становление человека, социогенез – становление общества.
Антропосоциогенез носит комплексный характер: все развивалось взаимосвязано: человек – труд – сознание – язык – культура.
Вл. Келер в книге «Человек разумный» формулирует вопрос, неизбежно возникающий перед любым, кто стремится понять происхождение человека и общества: «Задумываясь о роли труда в процессе очеловечивания обезъяны, нельзя не спросить: если труд так благотворен, то почему лишь один вид животных стал на путь разумного сознания? Ведь делают же какие-то сооружения, то есть работают по-своему многие животные: бобры, ласточки, пчелы, муравьи…Почему же никто из них не возвысился, как человек, не вырвался из смутного мира безусловных рефлексов и инстинктов?
Студентам предлагается ответить на поставленный вопрос.
Раскрывая природу и сущность человека философия различает понятия «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» фиксирует общие, родовые признаки: биологическую организацию, сознание, язык, трудовую деятельность.
Понятие «индивид» обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно к природе и человеческому обществу.
Понятие «личность» фиксирует социально-значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.
При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию как качества личности – врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
В значительной степени эти качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяют позитивные моральные качества: гуманизм, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность и иные, а также негативные моральные качества: чванливость, грубость, нетерпимость, трусость, цинизм и некоторые иные.
К общественно-полезным качествам относятся воля, решительность, мудрость, умение, убеждения.
Человек, как правило, совмещает в себе разные виды качеств; одни качества развиты больше, а другие меньше.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:
- биологическими – в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
- духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
- материальными – обеспечить достойный уровень жизни;
- социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.
Потребности – это основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Значительная часть потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.
Интересы – это заинтересованность в чем-либо, конкретное выражение потребностей.
Среди интересов выделяют:
- личные;
- групповые;
- интересы социальных групп;
- общественные;
- государственные;
- общечеловеческие.
Также интересы могут быть:
- материальными и духовными;
- нормальными и ненормальными;
- долговременными и ближайшими;
- разрешенными и неразрешенными;
- общими и антагонистическими.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия.
Человек, живущий в обществе, занимает определенную жизненную позицию.
Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.
Выделяют две жизненные позиции:
- пассивная (конформистская); направленная на подчинение, следование обстоятельствам;
- активная, направленная на преобразование мира и изменение собственной жизни.
Для нормального вхождения человека в общество и гармоничного существования в нем необходимо воспитание личности.
Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду, к будущей жизни.
Основные цели воспитания:
- подготовить человека к жизни в обществе;
- развить общественно-ценные качества личности;
- нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;
- научить человека взаимодействию с другими людьми;
- научить человека труду.
Биологическое и социальное в человеке.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек – это существо и биологическое и социальное.
Биологическое в человеке – это такие характеристики человека, как конечность жизни, признаки расы, генетически передающиеся способности, органическая связь с окружающей средой и т.д.
Социальное в человеке составляет общественные понятия и функции (политико-правовые, нравственно-эстетические и др.), выливающиеся в определенные поступки и действия.
Между биологическим и социальным есть еще один слой – биопсихосоциальное – внутренний духовный мир человека, его сознательные и бессознательные процессы, эмоции, чувства и переживания, воля, память, характер, темперамент.
Каждый из трех элементов – биологическое, психическое, социальное – позволяет раскрыть универсальное многообразие в содержании сущности человека.
Итак, человек – продукт общественных отношений, природное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, творец собственной жизни.
В своем знаменитом произведении «Так говорил Заратустра» убеждая читателя устами своего героя: «Я учу вас познавать сверхчеловека. Человек есть нечто, что должно быть побеждено. Что вы сделали, чтобы победить его?
Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор! И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором». (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. Кн. 1. С. 9.)
Студентам предлагается высказать свое мнение по поводу прочитанного, а также ответить на вопрос: считают ли они, что идеи Ницше о сверхчеловеке послужили идеологической основой фашизма?