Задачи профессиональной деятельности бакалавров




Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

· организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;

· органы государственного и муниципального управления;

· структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.

 

Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

· процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;

· процессы государственного и муниципального управления.

 

Виды профессиональной деятельности бакалавров:

· организационно-управленческая;

· информационно-аналитическая;

· предпринимательская.

 

Задачи профессиональной деятельности бакалавров

а) организационно-управленческая деятельность

· участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);

· участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;

· планирование деятельности организации и подразделений;

· формирование организационной и управленческой структуры организаций;

· организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

· разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);

· контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;

· мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей.

б) информационно-аналитическая деятельность

· сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

· построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;

· создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;

· оценка эффективности проектов;

· подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности.

· оценка эффективности управленческих решений;

в) предпринимательская деятельность

· разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;

· организация предпринимательской деятельности.

Код УЦ ООП Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоем-кость (Зачетные единицы)1) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций
         
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 38-48    
Базовая часть      
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать § закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; § основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; § основные нормативные правовые документы; § основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики; § основные макроэкономические показатели и принципы их расчета. Уметь § применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; § ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; § применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; § использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности; § ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности; § использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности; § проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели; § использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации). Владеть § навыками целостного подхода к анализу проблем общества; § навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке; § навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса; § экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.   История, Философия, Иностранный язык, Правоведение, Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика),   Институциональная экономика*, Социология*, Психология*   ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14
Инвариант вариативной части для направления (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)   Экономическая теория Основы социального государства   ОК-02 ОК-05 ОК-06 ОК-07 ОК-08 ОК-14
  Вариативная часть для профилей 4 - 14    
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл 34-44    
Базовая часть      
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать § основные понятия и инструменты алгебры и геометрии, математического анализа, теории вероятностей, математической и социально-экономической статистики; § основные математические модели принятия решений; § основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных. Уметь § решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений; § использовать математический язык и математическую символику при построении организационно-управленческих моделей; § обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; § применять информационные технологии для решения управленческих задач. Владеть § математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач; § программами Microsoft Office для работы с деловой информацией и основами web-технологий.   Математика, Статистика (теория статистики, социально-экономическая статистика), Методы принятия управленческих решений, Информационные технологии в менеджменте ОК-15, ОК-16, ОК-17, ОК-18
Инвариант вариативной части для направления (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)   Интернет-технологии ведения бизнеса   Дисциплины по выбору профиля и образовательной программы ОК-16 ОК-17 ОК-18 ПК-34
  Вариативная часть для профилей 8 - 18    
Б.3 Профессиональный цикл 134-138    
Базовая (общепрофессиональная) часть      
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать § основные этапы развития менеджмента как науки и профессии; § принципы развития и закономерности функционирования организации; § роли, функции и задачи менеджера в современной организации; § основные бизнес-процессы в организации; § принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования; § типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; § основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; § виды управленческих решений и методы их принятия; § основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; § типы организационной культуры и методы ее формирования; § основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений; § содержание маркетинговой концепции управления; § методы маркетинговых исследований; § основы маркетинговых коммуникаций; § назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации; § основные стандарты и принципы финансового учета и подготовки финансовой отчетности; § основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности; § основные системы управленческого учета; § фундаментальные концепции финансового менеджмента; § принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций; § роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации; § причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях; § бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом; § основные теории стратегического менеджмента; § теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации; § содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления; § основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО; § основные направления интегрирования КСО в теорию и практику стратегического управления; § основные теории корпоративных финансов; § модели оценки капитальных (финансовых) активов; § источники финансирования, институты и инструменты финансового рынка; § принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации; § основные концепции и методы организации операционной деятельности (MRP, MRP II, ERP); § основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций. Уметь § ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; § анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; § анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; § организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; § анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; § диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; § разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность; § использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований; § ставить и решать задачи операционного маркетинга; § использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности организации; § анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации; § калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета; § оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения; § оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений; § уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний; § анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в человеческих ресурсах; § оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя; § проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения; § разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации; § разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность; § использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации; § разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации § разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации; § идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО; § диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этичных управленческих решений; § разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку; § обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования; § проводить оценку финансовых инструментов; § планировать операционную деятельность организации: § применять модели управления запасами, планировать потребность организации в запасах; § организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации. Владеть § методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль); § современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; § методами разработки и реализации маркетинговых программ; § методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования; § современным инструментарием управления человеческими ресурсами; § методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы; § методами формирования и поддержания этичного климата в организации; § методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков; § методами управления операциями; § навыками деловых коммуникаций; § методами планирования карьеры.   Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение), Маркетинг, Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ), Финансовый менеджмент, Управление человеческими ресурсами, Стратегический менеджмент, Корпоративная социальная ответственность, Безопасность жизнедеятельности,   Лидерство**, Деловые коммуникации**, Управление изменениями**,   Инвестиционный анализ***, Корпоративные финансы***, Финансовые рынки и институты***,   Управление операциями****, Бизнес-планирование****, Управление проектом****   ОК-19, ОК-20, ОК-21, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-24, ПК-25, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПК-31, ПК-32, ПК-33, ПК-34, ПК-35, ПК-36, ПК-37, ПК-38, ПК-39, ПК-40, ПК-41, ПК-42, ПК-43, ПК-44, ПК-45, ПК-46, ПК-47, ПК-48, ПК-49, ПК-50
Вариативная часть 82-86    
Инвариант вариативной части для направления (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)   Вариативная часть, определяемая спецификой профиля     Профиль 1 «Государственное и муниципальное управление» Профиль 2 «Информационный менеджмент» Профиль 3 «Логистика и управление цепями поставок» Профиль 4 «Маркетинг» Профиль 5 «Международный менеджмент» Профиль 6 «Производственный менеджмент» Профиль 7 «Управление малым бизнесом» Профиль 8 «Управление проектом» Профиль 9 «Управление тех-нологическими инновациями» Профиль 10 «Управление человеческими ресурсами» Профиль 11 «Управленческий и финансовый учет» Профиль 12 «Финансовый менеджмент» Профиль 13 «Менеджмент организации» Профиль 14 «Аналитическое обеспечение управленческих решений»   Организационное проектирование Инновационный менеджмент Управление качеством Экономический анализ хозяйственной деятельности Дисциплины содержательного ядра профиля   Профиль 4 «Маркетинг» 1. Маркетинговые исследования 2. Анализ поведения потребителей 3. Управление продуктом 4. Маркетинговое ценообразование 5. Организация продаж 6.Основы маркетинговых коммуникаций 7. Реклама 8. Стратегический маркетинг 9. Маркетинг услуг 10. Маркетинг интеллектуальных продуктов   ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-8 ПК-9 ПК-13 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-21 ПК-23 ПК-26 ПК-30 ПК-31 ПК-38 ПК-41 ПК-43 ПК-44 ПК-50 Дополнительные компетенции по профил подготовки ПК-51 ПК-52 ПК-…
Б.4 Физическая культура     ОК-22
Б.5 Учебная и производственная практики практические умения и навыки определяются ООП вуза 6-10   ОК-8, ОК-13, ОК-19, ПК-8, ПК-47, ПК-49
Б.6 Итоговая государственная аттестация     ОК-5, ОК-6, ПК-1 – ПК-50*****
  Общая трудоемкость основной образовательной программы      

 

 

2. Цели и методы маркетинга. Принципы маркетинга. Функции маркетинга. Основные понятия маркетинга.

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Цель выступает способом интеграции единую систему различных действий одного человека или действий различных людей.

Цели маркетинга - четыре альтернативные цели маркетинга:

-1- максимизация потребления;

-2- максимизация степени удовлетворения потребителей;

-3- максимизация выбора потребителей;

-4- максимизация качества жизни.

Считается, что удовлетворить в равной степени все эти цели не представляется возможным.

Максимизации выбора потребителей - общественная цель маркетинга, согласно которой маркетинг должен обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти товары в точности удовлетворяющие их вкусы.

Максимизации степени удовлетворения потребителей - общественная цель маркетинга, согласно которой для маркетинга более важным является не простое увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей.

Максимизация качества жизни - общественная цель маркетинга, согласно которой маркетинг не только должен обеспечивать количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.

Максимизация потребления - общественная цель маркетинга, согласно которой маркетинг должен максимизировать уровень производства, уровень занятости и (следовательно) благосостояние общества.

Любая наука и профессиональная деятельность базируется на определенных принципах. Принцип (от лат. Principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности. Принципы маркетинга — это базовые основы маркетинговой деятельности, вытекающие из законов и закономерностей развития рынка. Принципы маркетинга как закон определяют направления деятельности предприятия: создание, выпуск и реализацию продукции как единого, согласованного процесса. Применительно к этому определению основополагающий принцип маркетинга как философии, стратегии и тактики поведения участников рыночных отношений, суть маркетингового подхода к проектированию их деятельности состоит в том, что во главу угла ставятся запросы потребителей. При этом речь идет не о каком-то усредненном потребителе, за исключением использования стратегии так называемого недифференцированного маркетинга, а о вполне конкретных, целевых группах потребителей, о четко очерченных сегментах рынка с присущими им особыми запросами и возможностями в отношении спроса на товары и услуги. Этот принцип традиционно выражается в броской формуле: "Найди потребность и удовлетвори ее". Он предполагает в качестве отправной точки бизнеса анализ, рынка и в качестве цели — эффективное удовлетворение запросов потребителей, что выступает гарантией рыночного успеха, собственных благ производителей товаров и услуг, а также посредников. Степень приверженности этому принципу, степень его практической реализации представляет собой критерий приближения фирмы к подлинно рыночной, маркетинговой ориентации. Об особенностях этой ориентации, равно как и о ее антиподе — производственно-сбытовой ориентации фирмы, уже говорилось ранее. Следует иметь в виду, что нацеленность на удовлетворение потребностей клиентов вовсе не означает в маркетинге сосредоточения внимания лишь на традиционных способах (товарах, услугах), позволяющих это сделать. Удовлетворение потребностей клиентов трактуется в маркетинге гораздо более широко и творчески — как решение стоящих проблем, в том числе и самыми неожиданными способами, через принципиально новые товары и услуги.

Реализации основополагающего принципа маркетинга подчинены практически все остальные его принципы, так или иначе конкретизирующие, обогащающие его содержание, расширяющие возможности его реализации. Перечислим наиболее устоявшиеся из этих принципов.

1. Знание рынка, всестороннее изучение состояния и динамики потребительского спроса на данный товар (услугу), использование полученной информации в процессе разработки и принятия научно-технических, производственных и хозяйственных решений.

2. Максимальное приспособление производства к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия, выпуск таких товаров в которых нуждается потребитель.

3. Воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях его формирования в необходимых для предприятия направлениях.

4. Развитие и поощрение на предприятии творческого подхода к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем и в первую очередь по совершенствованию и повышению качества продукции и услуг.

5. Организация доставки товаров в таких количествах, в такое время и в такое место, которые больше всего устраивали бы конечного потребителя.

6. Обеспечение целевого управления всем процессом — научными разработками, производством, реализацией, сервисом.

7. Выбор оптимального времени выхода на рынок с новой, особенно высокотехнологичной продукцией.

8. Разбивка рынка на относительно однородные группы потребителей (осуществление сегментации рынка) и ориентация на те сегменты, в отношении которых предприятие обладает наилучшими потенциальными возможностями, и выпуск продукции с учетом особенностей отдельных сегментов рынка, характеризующихся определенным типом покупателей и их потребностями.

9. Завоевание рынка с помощью производства товара наивысшего качества и надежности.

10. Борьба с конкурентами посредством повышения технического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большего объема и лучшего качества сопутствующих услуг.

11. Оказание всестороннего содействия торговым посредникам.

12. Адаптация стратегических и тактических решений к факторам конъюнктуры с учетом приоритетного применения методов не реактивного (поведение фирмы строится по принципу "стимул-реакция"), а активного маркетинга, работающего на принципе опережения и прогноза, т.е. маркетинга, предугадывающего и/или формирующего спрос.

Общие принципы дополняются частными принципами:

1. Уважай и береги своего потребителя, не уставай искать своего потребителя. Предполагает постоянное изучение нужд, потребностей потребителей и максимальное их удовлетворение товарами высокого качества и широкого ассортимента. Потребитель — царь и бог. Он приносит фирме свои желания, а задача предприятия — прибыльно их исполнить.

2. Товар — это постоянный повод для размышлений: а что еще с ним можно сделать? Необходимо не только произвести нужный товар, но и постоянно его совершенствовать.

3. Хорошо в гостях, но дома лучше: ищи собственную рыночную нишу — дом для твоих товаров. Предполагает постоянное изучение рынка, конкурентов, потребителей. Изучите конкурентов раньше, чем они изучат вас.

4. Реклама, сбыт, сервис — это система движения вашего товара, содержите ее в порядке. Во всех случаях товар должен попасть туда, где потребитель его более всего ждет. Предполагает активную рекламу товара и фирмы. Залогом долгосрочных отношений покупателей с фирмой является сервис. Тогда есть гарантия, что покупатель к вам неоднократно вернется.

5. Не забывай познать себя, свой маркетинг — это зеркало вашего предприятия. Предполагает непрерывный научный анализ информации о деятельности фирмы, управление маркетингом. Не забывайте, что маркетинг для предприятия, а не предприятие для маркетинга.

Упомянутые принципы с той или иной степенью полноты и успешности реализуются применительно ко всем объектам маркетинга, но при этом необходимо иметь в виду, что успех возможен, если все они скоординированы и по содержанию и по временным параметрам, т.е. должны быть использованы такие принципы, как целевая ориентация и комплексность. Содержание принципа целевой ориентации следует из его названия, а комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов.

Цели, задачи и принципы маркетинга предопределяют следующие важнейшие функции:

1) сбор информации;

2) анализ окружающей среды и рынков;

3) изучение потребителей;

4) планирование производства товаров и услуг;

5) управление ассортиментом продукции;

6) планирование сбыта;

7) планирование продвижение товаров и услуг; цены;

8) разработка стратегии и тактики маркетинга;

9) деятельность по установлению связей и предоставлению услуг;

10) управление маркетингом.

Те или иные функции маркетинга выполняют его участники: предприятие-производитель товаров и услуг, оптовая торговля, розничная торговля, специалисты маркетинга, конечный потребитель.

В маркетинге, как и в любой другой науке, используется определенный комплекс методов исследования. Под методом, как известно, понимается система способов и приемов того или иного вида деятельности. Это — логическая организация деятельности.

К специальным исследовательским методам управления маркетингом можно отнести следующие: общенаучные; аналитико-прогностические; методические приемы, заимствованные из разных областей знаний. Общенаучные методы включают системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование. Системный анализ находит широкое применение в маркетинговых исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Так, изменения на рынке потребительских товаров могут быть причиной, с одной стороны, изменений внешних процессов, происходящих в сфере рынка средств производства, финансового и международного рынков, а с другой — внутренних процессов, а именно, изменений в развитии рынков отдельных взаимосвязанных товаров. Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий разные проявления. Например, проблематика рынка отдельного товара может быть связана с изменением спроса, товарного предложения или цены, т.е. с такими аспектами исследуемого объекта (или ситуации), с помощью которых можно определить и принять стратегические и тактические решения выхода из создавшейся ситуации. Системный анализ и комплексный подход тесно взаимосвязаны и, по существу, не могут быть реализованы один без другого. Однако в конкретной ситуации необходимо исследовать, во-первых, все ее взаимосвязи (внутренние и внешние), а во-вторых, все стороны и аспекты ее проявления (структуру, объем). Программно-целевое планирование широко используется при выработке и реализации стратегии и тактики маркетинга. Более того, можно сказать, что маркетинг — это и есть программно-целевой подход к сфере рынка, на основании которого строится вся плановая маркетинговая деятельность на предприятии (программы или планы маркетинга). Аналитико-прогностические методы представляют собой совокупность методов линейного программирования, теории массового обслуживания, теории связи, теории вероятностей, сетевого планирования, методов деловых игр, методов функционально-стоимостного анализа, экономико-математического моделирования, методов экспертных оценок. Линейное программирование как математический метод для выбора наиболее благоприятного решения (с минимальными расходами, максимальной прибылью, наименьшими затратами времени или усилий) применяется в маркетинге, например, при разработке более выгодного ассортимента в условиях ограниченных ресурсов, расчете оптимальной величины товарных запасов, планировании маршрутов движения сбытовых агентов. При решении проблем выбора очередности обслуживания заказчиков, составления графиков поставок товаров и других аналогичных задач применяются методы теории массового обслуживания, которые дают возможность, во-первых, изучить складывающиеся закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание, и во-вторых, соблюсти необходимую очередность их выполнения. Теория связи, рассматривающая механизм обратных связей, позволяет получить сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров. В маркетинговой деятельности использование подхода дает возможность управлять товарными запасами (регулирование поступлениями и отгрузками), процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта). Применение теории связи в организационных структурах маркетинговой деятельности помогает совершенствовать связь предприятий с рынком, повышать эффективность использования получаемых данных. Методы теории вероятностей помогают принимать решения, которые сводятся к определению значения вероятностей наступления определенных событий и выбору из возможных действий наиболее предпочтительного, например, производить или не производить продукт А или В, реорганизовывать либо расширять производство, проникать или не проникать на рынок и др. Метод сетевого планирования дает возможность регулировать последовательность и взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы, позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определять сроки их выполнения, разграничивать ответственность, экономить затраты, предусматривать возможные отклонения. Этот метод эффективен при разработке программы производства нового товара и организации пробных продаж, подготовке и проведении сбытовых и рекламных кампаний. Разрешению реальных маркетинговых ситуации в значительной мере помогает метод деловых игр, позволяющий "проигрывать" при поиске оптимальных вариантов упрощенные модели поведения конкурентов и стратегии выхода на новые рынки. Для комплексного решения задач, связанных с повышением качества продукции, и одновременной экономии материальных и трудовых ресурсов используется метод функционально-стоимостного анализа. Например, зачем создавать излишнюю прочность товара, если он быстро устаревает морально и выходит из употребления? Продукт производства как потенциальная потребительская стоимость проявляется лишь тогда, когда превращается в объект потребления. Следовательно, предметом исследования функционально-стоимостного анализа должны быть не только производственный процесс, но и требования рынка, причем процессы производства и изучения рынка в равной мере могут влиять друг на друга. Более значительную экономическую выгоду получит то предприятие, которое, овладев искусством маркетинга, употребит знание о рынке для формирования такой структуры производственной программы, в которой будет отдано предпочтение продукции, пользующейся повышенным спросом. По мере развития конкуренции взаимодействие функций производства и маркетинга усложняется. Применение функционально-стоимостного анализа позволит предприятиям вести поиск таких рациональных решений в области конструирования, технологии, организации производства и обслуживания продукции, которые обеспечат ее повышенную конкурентоспособность. Систему известных или предполагаемых связей между событиями, действиями и процессами можно описать с помощью методов моделирования. Более эффективными являются эконометрические (экономико-математические) модели, которые дают возможность с учетом действующих факторов емкости рынка определить наиболее рациональные стратегии маркетинга и возможные шаги конкурентов, оценить оптимальные затраты для получения необходимого размера прибыли.

 

Особое место в методах маркетинга занимают методы экспертных оценок ("Дельфин", "Мозговая атака", "Адвокат дьявола" и др.), которые позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных маркетинговых мероприятий. Чистота проведения экспертизы зависит от решения ряда вопросов, связанных с формированием экспертной группы, процедурой проведения экспертизы, выбором методов обработки результатов экспертных оценок. Основные требования, предъявляемые к экспертам, — это компетентность, профессионализм, авторитетность, беспристрастность. Процедура проведения экспертизы предполагает генерирование идей на основе дискуссий или опросов (обычных или многоступенчатых) с применением анкет, а использование средств вычислительной техники помогает не только обработать полученные данные, но и построить Аналитические и имитационные модели.

В исследованиях и разработках маркетинга активно используются методические приемы, заимствованные из других областей знаний. Наибольшая связь прослеживается с такими науками, как социология и психология (психологические тесты, мотивационный анализ), поскольку особое внимание уделяется мотивации поведения потребителей на рынке и факторам, влияющим на него, восприятию потребителями рекламных мероприятий, образ товара. Методы социологии (анкетирование, "панельные" обследования и т.п.) позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, выявлять отношение потребителей к нововведениям, изучать развитие различных сфер жизнедеятельности человека, его ценностных ориентации.

В маркетинговых исследованиях нашли применение и методы антропологии, позволяющие на основе знаний национальных культур и уровня жизни разных народов лучше изучить рыночную среду. Антропологические измерения используются также при моделировании ряда потребительских товаров, например, одежды, обуви, мебели.

Методы маркетинга теснейшим образом связаны и с такими отраслями знаний, как истор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: