ВНЕДРЕНИЕ КСО В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Руководитель: к.социол.н., доцент Костылева Наталья Владиславовна | |
Нормоконтролер: Якимова Елена Александровна | |
Студент группы 422409уПолозова Наталья Валерьевна |
Екатеринбург
СТРУКТУРА РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ГЛОБАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ 9
1.1. ПОНЯТИЕ И ИНСТИТУТ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ 9
1.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОДЕЛИ КСО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 16
1.3. ВНЕДРЕНИЕ КСО НА СТРАТЕГИЧЕСКОМ И ОПЕРАЦИОННОМ УРОВНЕ. ПОДХОДЫК ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 23
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ПО ВНЕДРЕНИЮ КСО В КОМПАНИИ APS ENERGIA SA 32
2.1. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ APS ENERGIA SA 32
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ APS ENERGIA SA 48
2.3. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЛАН ВНЕДРЕНИЯ: ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа «Внедрение КСО в деятельность международной компании в условиях кризиса» состоит из введения, в котором определена актуальность темы, цель, задачи исследования, объект и предмет работы, теоретическая и эмпирическая база, практическая значимость.
В первой главе «КСО и её роль в глобальном бизнесе» раскрывается понятие КСО и ключевые принципы, изучается генезис концепции, постепенная трансформация ее от спонсорства к устойчивому развитию, проводится сравнительный анализ российской, европейской и американской моделей КСО; рассматриваются общие принципы внедрение стратегии КСО на стратегическом и операционном уровне, анализируется проблема оценки эффективности и результативности социально ответственного бизнеса.
|
Во второй главе «Проект по внедрению КСО в компании APSEnergiaSA» оценивается положение компании на рынке, её функционирование во внешней и внутренней среде. Рассматривается КСО как инструмент для выстраивания прозрачных взаимоотношений с окружающей средой, разрабатывается стратегический и операционный план внедрения стратегии социальной ответственности в APSEnergiaSA.
В заключении подводятся итоги исследования.
Актуальность темы. Предложенная тема является актуальной, поскольку финансовый кризис, который сейчас переживает мировой рынок – это еще и кризис доверия участников друг к другу. Потеря репутации всегда сопровождается потерей материальных ресурсов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, и в этом контексте КСО выходит на новое измерение: помимо соответствия критериям заинтересованных сторон, она позволяет компаниям сформировать свою идентичность на международной арене и застраховать себя от репутационных рисков.
При этом только полноценное интегрирование КСО в стратегию развития приводит к значимым результатам, в противном случае в кризисные периоды отдельные элементы могут не только распасться, но и снизить общие финансовые показатели, что недопустимо, поскольку базовой ответственностью хозяйствующего субъекта является экономическая эффективность. Поэтому представляется необходимымнайти возможность органично встроить принципы КСО в стратегию развития, при этом оставаясь экономически эффективной.
|
Объектом настоящегоисследования являетсягруппа компаний APSEnergia и ее функционирование на международном рынке. Предметом являются механизмы интеграции принципов социально ответственного бизнеса в международной компании в условиях финансовой нестабильности, с ориентацией на российскую специфику.
Цель работы - разработать стратегический и операционный план работы по внедрению корпоративной социальной ответственности для транснациональной компании APS Energia SA. Необходимость обусловлена выходом на IPO и приобретением статуса публичной компании, важнейшими принципами деятельности которых являются открытость и прозрачность. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В теоретической части:
1. Изучить теоретические основы концепции социальной ответственности, ее роль в современном мире
2. Выявить особенности международных моделей КСО; сравнить тенденции европейского, американского и российского рынка
3. Рассмотреть особенности внедрения стратегии КСО на стратегическом и операционном уровне, проанализировать проблему оценки эффективности.
В практической части:
1. Провести диагностику деятельности и существующего портфеля активов компании, проанализировать развитие внешней и внутренней среды функционирования и обосновать публичность как новый вектор развития компании
2. Выбрать наиболее эффективную для компании модель корпоративной социальной ответственности и стратегию ее внедрения
3. Разработать операционный план внедрения.
|
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫРАБОТЫ
1. Обоснована необходимость осмысления КСО не только как одного из элементов стратегического управления компанией, но как самостоятельной концепции стратегического управления
В теоретическом отношении это обосновывается тем, что, во-первых, эволюционно проблематика КСО нашла отражение во всех классических теориях стратегического управления, при этом воспроизводя универсальную логику «принципы – процессы – результаты», во-вторых, современные стратегические трактовки КСО привязаны не к дополнительной дискретной деятельности компании, а к основным бизнес-процессам.
КСО может быть определена как рациональный отклик компании на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон, направленный на устойчивое развитие компании.Данная трактовка носит, по сути, универсальный характер, поскольку, отражая особенности конкретного содержания КСО, направлена на устойчивое развитие любой организации в бизнесе. То есть субъект КСО в широком смысле — это компания, занимающаяся бизнесом, в узком смысле — компания, решающая стратегическую задачу устойчивого развития. Иными словами, социально ответственная компания — это устойчивая компания, и, в свою очередь, устойчивая компания не может не быть социально ответственной. В такой трактовке КСО не только сама по себе способна носить стратегический характер, не только вы ступает важнейшим элементом стратегического управления компанией, но может рассматриваться и в качестве самостоятельной концепции стратегического управления.
2. Предложена рамочная модель внедрения КСО, основанная на универсальном принципе «Планируй, внедряй, проверяй, улучшай», которая может быть использована в любой компании.
Рисунок 1. Рамочная модель внедрения КСО.
Данная модель использована при внедрении принципов КСО в APSEnergiaSA.
3. Проведена классификация подходов к оценке эффективности КСО.
- Теоретические – поиск консенсуса относительно самого предмета оценки, поиск моделей оценки в других областях науки;
- Эмпирические – поиск взаимосвязи КСО и финансовых результатов, сравнительные исследования по выявлению эффективности разных компаний;
- Практические – стандарты социальной отчетности, индексы и рейтинги, инструменты самооценки и т.д.
Рисунок 2. Классификация методов оценки КСО
4. Проведен факторный анализ социально-ответственной деятельности компании.
Наибольше внимание уделяется внутренней социальной ответственности. Приоритетным является физическое здоровье сотрудников, налаживание неформальных связей между сотрудниками и руководством, образование персонала. В то же время, слишком незначительное для европейской промышленной компании внимание уделяется вопросам экологии. Отсутствие тактики утилизации крупногабаритных отходов, отсутствие замеров по выбросам CO2 в настоящее время не отвечает потребностям общества и отрицательным образом сказывается на формировании имиджа, что недопустимо для публичной компании.
Также стоит обратить внимание на тот факт, что деятельность в области социальных проектов базируется почти исключительно на спонсорской основе, что позволяет сделать вывод о недостаточном понимании важности стратегии устойчивого развития управляющим составом, и, возможно, недостаточной мотивацией.
При этом APS хорошо известна в соответствующей среде как инициатор и организатор множества научных семинаров и конференций, у нас налажен контакт с крупнейшими университетами и научно-исследовательскими центрами, и, при должном переосмыслении процесса двустороннего взаимодействия с мировым научным сообществом, этот факт может сыграть положительную роль в дальнейшем развитии.
5. Проведен анализ потребностей стейкхолдеров:
Рисунок 3. Круг стейкхолдеров
Таблица 1. Каналы связи и методы взаимодействия
Стейкхолдеры | Каналы связи | Методы взаимодействия |
Работники | · Интранет (локальная сеть) · Внутренняя газета · Внутренние совещания · Корпоративные события · Веб-сайт · Корпоративные мероприятия | · Кадровая политика и политика в области охраны труда · Система внутрикорпоративных СМИ, включая внутренний корпоративный сайт и систему обратной связи · Конференции управленческого состава · Рассмотрение обращений, поданных по горячей линии · Участие в репутационном исследовании · Обеспечение безопасности на рабочем месте · Реализация социальных программ и программ материального стимулирования. |
Клиенты | Интернет Личные встречи Семинары Фокус-группы Маркетинговые материалы Телефонная связь | Внедрение программ по повышению удовлетворенности потребителей на предприятиях и в структурных подразделениях компании Встречи с потребителями, включая отраслевые конференции, технические семинары и взаимные посещения предприятий Проведение ежегодного клиентского опроса Еженедельное рассмотрение претензий от потребителей Запрос обратной связи по пробным партиям Подготовка ответов на запросы клиентов о деятельности Компании в области устойчивого развития. |
Студенты | Веб-сайт Стажировки Работа в лабораториях | Совместные исследования и разработки Программы обучения Рабочие встречи |
Акционеры | Общее собрание акционеров Веб-сайт Фондовая биржа | Презентации, медиа-презентации и конференц-звонки менеджмента Компании для инвестиционного сообщества Публикация на корпоративном веб-сайте материалов по вопросам повестки дня Встречи руководства Компании с аналитиками и инвесторами, в том числе на отраслевых конференциях Регулярные встречи с миноритарными акционерами Ежегодное общее собрание акционеров |
Местное сообщество | Веб-сайт Обучение Консультационные группы | Раскрытие информации и отчетность Публикации в местных СМИ Проведение общественных слушаний и консультаций в ходе модернизации и расширения существующих производств и строительства новых объектов Встречи с представителями местного населения Участие в репутационном исследовании Реализация совместных проектов Заключение соглашений о партнерстве |
Рисунок 4 – Итоги анкетирования среди потребителей
Рисунок 5 – Итоги анкетирования среди сотрудников
Таблица 2. – Анализ потребностей по количеству корреляций
Стейкхолдер | Потребности и ожидания стейкхолдеров | Количество прямых корреляций (1 уровень) | Количество непрямых корреляций (2 уровень) |
Потребители | получение качественного товара | ||
низкая цена | |||
низкие сроки производства | |||
наличие гарантий на товар | |||
разнообразие товара (возможность выбора) | |||
удовлетворение растущих потребностей (новые виды товаров) | |||
льготные цены постоянным потребителям | |||
сервисные услуги | |||
Работники предприятия | рост заработной платы | ||
карьерный рост | |||
возможность развития | |||
наличие социальных гарантий | |||
благоприятные условия труда | |||
стабильность | |||
уверенность в будущем | |||
интересная работа | |||
Местные сообщества | открытая информация о результатах работы предприятия | ||
отсутствие негативных воздействий на окружающую среду | |||
развитие инфраструктуры места нахождения предприятия | |||
Инвесторы | получение прибыли | ||
рост прибыли | |||
увеличение размера предприятия и рынка сбыта | |||
уменьшение затрат на развитие | |||
Повышение стоимости акций | |||
стабильность развития компании |
6. Определены стратегические и оперативные цели и критерии их достижения.
Деятельность группы компаний APS на первом этапе должна быть сосредоточена в трех ключевых областях:
Блок 1: отношения с персоналом
Блок 2: осуществление социально-образовательных обязательств
Блок 3: защита окружающей среды
Стратегические цели:
По блоку 1:
Рост компетенций сотрудников, развитие знаний и коммуникации.
Содействие здоровому питанию и профилактические мероприятия
Стимулирование социально-активной позиции
По блоку 2:
- Поддержка развития науки и техники
По блоку 3:
- Сокращение негативного воздействия на окружающую среду
- Распространение экологического образования
- Репутация «эко-соседа»
7. На основании выбранной стратегии, составлен операционный план мероприятий на 2016-2017 гг.
Рисунок 6. Диаграмма Ганта.
О компании.
Профиль деятельности
APS Energia SA является известным производителем широкого спектра систем бесперебойного питания для использования в производстве электроэнергии, теплотехнике, промышленности, телекоммуникации, медицинской и других отраслях экономики. Надежность и стабильность снабжения электроэнергией является основной задачей компании.
APS Energia предлагает: системы аварийного электроснабжения для приемников постоянного и переменного тока, выпрямители, буферные источники питания, инверторы, преобразователи частоты, активные фильтры, системы питания, системы мониторинга энергоблоков и топливные элементы.
Основными потребителями нашей продукции являются клиенты, для которых надежность работы и высокие технические параметры являются приоритетом. Предлагаемые нами системы аварийного электроснабжения обеспечивают непрерывность производственных процессов и возможность работы в случае отказа основного питания. Таким образом, мы помогаем нашим клиентам исключить риск потерь в случае аварии в системе питания. Устройства APS Energia - это лучшие технические параметры, современные технологии и инновационные решения. Благодаря этому мы опережаем конкурентов, добиваясь лучших результатов там, где серийная продукция не имеет никаких шансов. APS Energia предлагает системы аварийного электроснабжения, технические параметры и конфигурации которых мы приводим в соответствие с потребностями и ожиданиями клиента.
В дополнение к широкому спектру продукции, APS Energia также оказывает комплексные услуги: проектирование, монтаж, установку, ввод в эксплуатацию, гарантийное и пост-гарантийное обслуживание установок питания собственного производства.
Накопленный опыт также дает возможность проведения обучения и консультирования в области систем питания для промышленности и научно-исследовательских центров. APS Energia постоянно сотрудничает с Варшавским университетом и другими научными центрами в стране и за рубежом.
Высокое качество продукции и услуг APS Energia подтверждается полученными сертификатами. Устройства APS Energia отвечают требованиям польских и европейских стандартов по безопасности, электромагнитной совместимости, а также директивам ЕС (знак СЕ
Структура группы.
Анкетирование: Определение ключевых потребностей заказчиков.
№ | Заказчик |
ЗАО ЧЭАЗ | |
Московский метрополитен | |
Ростовская АЭС | |
ООО "Стройэнергомаш" | |
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) | |
ООО "Группа ЭНЕЛТ" | |
ООО НТЦ «Механотроника» | |
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) | |
ОАО "Новая ЭРА" | |
МРСК Центра, филиал Воронежэнерго | |
ООО "ПКФ Автоматика" | |
ПАО «Авиадвигатель» | |
ЗАО "ГК "Электрощит"-ТМ Самара" | |
НПО "Искра" | |
"МРСК Центра", Тамбовэнерго | |
Теплоэнергетическая компания Мосэнерго | |
ПАО «Искра-энергетика» | |
ПАО "Ванкорнефть" | |
ООО «РН-Юганскнефтегаз» | |
ООО «Энергореновация» | |
ООО «Газпром Ценнтрремонт» | |
ОАО «МРСК Северо-Запада», «Ленэнерго» | |
ОАО "Фортум" | |
ООО «Надымстройгаздобыча» | |
Охинская ТЭЦ | |
Шеморданское ЛПУ МГ | |
Няганьская промышленно-строительная компания | |
Башнефть-Уфанефтехим | |
Куйбышевский НПЗ | |
ЮНГ-Энергонефть | |
ЮНГ-Сервис | |
ПАО «Газпромнефть Новый порт» | |
ПАО «ОДК- газовые турбины» | |
Таврида электрик Омск | |
ООО «НПП ИнжПроект» | |
ООО «Автелком» | |
Билибинская АЭС, АтомПроектЭнергоСервис | |
ПАО «НИПОМ» | |
ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез | |
Трест Коксохиммонтаж | |
Самаранефтегаз-Сервис |
Критерий (выбор 3-х вариантов) | К-во: |
Получение качественного товара | |
Низкая цена | |
Низкие сроки производства | |
Наличие гарантий на товар | |
Разнообразие товара (возможность выбора) | |
Удовлетворение растущих потребностей (новые виды товаров) | |
Льготные цены постоянным потребителям | |
Сервисные услуги |