ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
1. Предмет, цели и задачи семейного консультирования.
2. Принципы психологического консультирования.
3. Отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии.
4. Виды психологического консультирования.
5. Основные правила и принципы организации взаимодействия консультанта и клиента.
6. Этические аспекты психологического консультирования.
Этические аспекты психологического консультирования.(по Кочюнасу)
1. Консультант ответственен в своей работе:
• перед своим клиентом;
• перед членами семьи клиента;
• перед организацией, в которой он работает;
• перед общественностью (вообще);
• перед своей профессией.
2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
• об основных целях консультирования;
• о своей квалификации;
• о приблизительной продолжительности консультирования;
• о целесообразности консультирования в данной ситуации;
•о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования;
• о границах конфиденциальности.
Конфиденциальность:
• Информация о клиенте может использоваться только в профессиональных целях, и только для блага клиента.
• Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной и преподавательской деятельности. Они не попадают под требования конфиденциальности.
|
• Ориентируясь на право клиента, его доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте в правоохранительные органы, если этим не нарушаются права третьих лиц.
• Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
• Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности. Обстоятельства, при которых требования конфиденциальности может быть нарушено:
- преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершенные над несовершеннолетними,
- необходимость госпитализации клиента,
- участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях,
- повышенный риск для жизни клиента или других людей
Эмоциональная поддержка - это принятие его психотерапевтом (группой), признание его личностной, человеческой ценности и значимости независимо от того, какими качествами он обладает, болен он или здоров.
Расширение сознания - это значит выйти за пределы существующих границ восприятия. Его границы не фиксированы жёстко, таким образом, практически любое событие в жизни может оказать настолько сильное воздействие на человеческое восприятие, что границы сознания сами по себе выйдут за привычные рамки.
Гибкость - это его умение приспосабливаться, подстраиваться, адаптироваться, выкручиваться, используя для этого свои творческие способности, умение выходить за рамки шаблонов мышления и поведения, умение мыслить нестандартно.
Психологический диагноз – это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.
|
Психологическое консультирование - один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии.
Психотерапия - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем...
Психокоррекция - один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия.
2. Создать таблицу, в которой отразить положения основных определений психоконсультирования:
Определения | Основное содержание |
3. Создать таблицу, в которой отразить содержание принципов психологического консультирования:
Принцип единства диагностики и коррекции | Принцип нормативного развития | Принцип коррекции «сверху вниз» | Принцип коррекции «снизу вверх» | Принцип системности развития психической деятельности | Деятельностный принцип коррекции |
Данный принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.Эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей ей диагностической работы. Этот принцип реализуется в двух аспектах: во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. | Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Коррекционно-развивающая деятельность не должна являться программой усреднения, обезличивания или унификации личности, а, напротив, через оптимизацию условий развития должна давать возможности для развития человека и утверждения его самости. | Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционнои работы. В центре внимания психолога, опирающегося на данный принцип, стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития»для клиента (у Л. С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психолого-педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. | Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения. | Принцип системности (или единства коррекции и развития) задает необходимость учета в коррекционнои работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (то есть неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. | Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. |
|
4. Опишите специфику направлений изучения личности, их цели и задачи:
Направления | Психо- аналитическое | бихевиоральное (терапия поведения) | Рационально-эмоцион-ное направление А.Эллиса | Клиент-центрированная терапия К.Роджерса | Экзистенциальная терапия |
Цели | выявить и изучить подсознательную сферу, которая управляет человеком. | устранение неадекватного поведения и обучение адаптивному поведению | Выявление иррациональной установки, характер связей между ними делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации | состоит в том, чтобы высвободить и укрепить творческий потенциал клиента | состоит в том, чтобы прояснить, оттенить и понять жизнь |
Задачи | научиться распознавать повторяющиеся паттерны поведения, которые могут проявиться в наборе защитных механизмов | изменение поведенческих навыков пациента, а не коррекция сознания или разрешение внутренних конфликтов | проведение анализа того, какие цели ставит его клиент и что делает для их достижения | правильное использование желаний и стремлений клиента, а также направление их по необходимому для выздоровления пути. | помочь человеку в поисках этого потенциала и устранении помех в его реализации |
Литература к теме
1. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта.- М., 1998.
2. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте.- М., 1999.
3. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.-с.84-92.
4. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. -Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. - 150с.
5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
6. Консультирование семьи / Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. Пер. с англ. - 2-е стереотип. изд. - М.: Когито-Центр, 2008. – 415 с. - ЭБС «Консультант студента»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: https://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785893532524-SCN0000/000.html?SSr=590133c96522655bebe9507
7. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии.- М., 1998.
8. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. 3-е международное изд. - СПб., 2001.
9. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепция и методы / Пер. с англ. О.Очкур, А. Шишко. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 960 с.
10. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 224 с.
11. Психология семьи: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. - М.: ФЛИНТА, 2015. - 304 с. - ЭБС «Консультант студента»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: https://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785976523166-SCN0000/000.html?SSr=590133c96522655bebe9507
12. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., Педагогика, 1989.
13. Системная психотерапия супружеских пар / Автор-сост. А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2017. - 342 с. ЭБС «Консультант студента»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: https://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785893534986-SCN0000/000.html?SSr=590133c96522655bebe9507
14. Черников А.В. Введение в семейную психотерапию.- М., 1998.
15. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. /Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.
16. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. — М.,. Издательство: Деловая книга. Год издания: 2006.
17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб: Питер, 2008.
18. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь,2003,- 336 с.
19. Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008.