Особенности работы с семьей в психологическом консультировании




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

 

1. Предмет, цели и задачи семейного консультирования.

2. Принципы психологического консультирования.

3. Отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии.

4. Виды психологического консультирования.

5. Основные правила и принципы организации взаимодействия консультанта и клиента.

6. Этические аспекты психологического консультирования.

Этические аспекты психологического консультирования.(по Кочюнасу)

1. Консультант ответственен в своей работе:

• перед своим клиентом;

• перед членами семьи клиента;

• перед организацией, в которой он работает;

• перед общественностью (вообще);

• перед своей профессией.

2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

• об основных целях консультирования;

• о своей квалификации;

• о приблизительной продолжительности консультирования;

• о целесообразности консультирования в данной ситуации;

•о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования;

• о границах конфиденциальности.

Конфиденциальность:

• Информация о клиенте может использоваться только в профессиональных целях, и только для блага клиента.

• Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной и преподавательской деятельности. Они не попадают под требования конфиденциальности.

• Ориентируясь на право клиента, его доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте в правоохранительные органы, если этим не нарушаются права третьих лиц.

• Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.

• Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности. Обстоятельства, при которых требования конфиденциальности может быть нарушено:

- преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершенные над несовершеннолетними,

- необходимость госпитализации клиента,

- участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях,

- повышенный риск для жизни клиента или других людей

 

Эмоциональная поддержка - это принятие его психотерапевтом (группой), признание его личностной, человеческой ценности и значимости независимо от того, какими качествами он обладает, болен он или здоров.

Расширение сознания - это значит выйти за пределы существующих границ восприятия. Его границы не фиксированы жёстко, таким образом, практически любое событие в жизни может оказать настолько сильное воздействие на человеческое восприятие, что границы сознания сами по себе выйдут за привычные рамки.

Гибкость - это его умение приспосабливаться, подстраиваться, адаптироваться, выкручиваться, используя для этого свои творческие способности, умение выходить за рамки шаблонов мышления и поведения, умение мыслить нестандартно.

Психологический диагноз – это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.

Психологическое консультирование - один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии.

Психотерапия - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем...

Психокоррекция - один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия.

 

2. Создать таблицу, в которой отразить положения основных определений психоконсультирования:

Определения Основное содержание
   

 

3. Создать таблицу, в которой отразить содержание принципов психологического консультирования:

Принцип единства диагностики и коррекции Принцип нормативного развития Принцип коррекции «сверху вниз» Принцип коррекции «снизу вверх» Принцип системности развития психической деятельности Деятельностный принцип коррекции
Данный принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.Эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей ей диагностической работы. Этот принцип реализуется в двух аспектах: во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Коррекционно-развивающая деятельность не должна являться программой усреднения, обезличивания или унификации личности, а, напротив, через оптимизацию условий развития должна давать возможности для развития человека и утверждения его самости. Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционнои работы. В центре внимания психолога, опирающегося на данный принцип, стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития»для клиента (у Л. С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психолого-педагогическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.   Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения. Принцип системности (или единства коррекции и развития) задает необходимость учета в коррекционнои работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (то есть неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности.  

 

 

4. Опишите специфику направлений изучения личности, их цели и задачи:

Направления Психо- аналитическое бихевиоральное (терапия поведения) Рационально-эмоцион-ное направление А.Эллиса Клиент-центрированная терапия К.Роджерса Экзистенциальная терапия
Цели выявить и изучить подсознательную сферу, которая управляет человеком. устранение неадекватного поведения и обучение адаптивному поведению Выявление иррациональной установки, характер связей между ними делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации состоит в том, чтобы высвободить и укрепить творческий потенциал клиента состоит в том, чтобы прояснить, оттенить и понять жизнь
Задачи научиться распознавать повторяющиеся паттерны поведения, которые могут проявиться в наборе защитных механизмов изменение поведенческих навыков пациента, а не коррекция сознания или разрешение внутренних конфликтов проведение анализа того, какие цели ставит его клиент и что делает для их достижения правильное использование желаний и стремлений клиента, а также направление их по необходимому для выздоровления пути. помочь человеку в поисках этого потенциала и устранении помех в его реализации

 

Литература к теме

1. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта.- М., 1998.

2. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте.- М., 1999.

3. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.-с.84-92.

4. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. -Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. - 150с.

5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.

6. Консультирование семьи / Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. Пер. с англ. - 2-е стереотип. изд. - М.: Когито-Центр, 2008. – 415 с. - ЭБС «Консультант студента»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: https://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785893532524-SCN0000/000.html?SSr=590133c96522655bebe9507

7. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии.- М., 1998.

8. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. 3-е международное изд. - СПб., 2001.

9. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепция и методы / Пер. с англ. О.Очкур, А. Шишко. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 960 с.

10. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 224 с.

11. Психология семьи: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. - М.: ФЛИНТА, 2015. - 304 с. - ЭБС «Консультант студента»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: https://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785976523166-SCN0000/000.html?SSr=590133c96522655bebe9507

12. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., Педагогика, 1989.

13. Системная психотерапия супружеских пар / Автор-сост. А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2017. - 342 с. ЭБС «Консультант студента»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: https://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785893534986-SCN0000/000.html?SSr=590133c96522655bebe9507

14. Черников А.В. Введение в семейную психотерапию.- М., 1998.

15. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. /Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.

16. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. — М.,. Издательство: Деловая книга. Год издания: 2006.

17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб: Питер, 2008.

18. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь,2003,- 336 с.

19. Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: