Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения




Цели программы

Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Содержание программы

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.

Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы

Задачи. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления.

Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.

На каждый блок задач отводится 4 занятия. Первое занятие каждого последующего блока — повторение пройденного — служит плавным переходом к новой теме.
Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2—4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания.
Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.
Возраст 7 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другим, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. В этом им помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций.
На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность.
Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.
Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого» В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов.
Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности.
Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности — со стороны окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что «основная... психологическая особенность этической регуляции связана с тем, что... образ себя как некоторой целостности, соответствующей положительному эталону, является центральным психологическим образованием».

Тематическое планирование психокоррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию общения и нормализации эмоционального самочувствия в группе сверстников

Раздел и темы программы Используемая литература
Блок 1
1. «Знакомство» «Мое имя» (начало), «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу» Рисование на тему «Автопортрет» Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.
2. «Мое имя» «Связующая нить», «Прогулка», «Мое имя» (продолжение), «Угадай, кто я?», «Возьми и передай» Рисование на тему «Я в трех зеркалах» Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.
3. «Я люблю...» «Переходы», «Разыщи радость», «Подари движение» Рисование на тему «Я люблю больше всего...» Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.
4. «Настроение» (начало) «Солнечный зайчик», «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому» Рисование на тему «Мое настроение» Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.
Блок 2
5. «Настроение» (продолжение) «На что похоже настроение», «Настроение и походка», сценка «Котята», игра «Хоровод» Рисование на тему сценки 1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.
6. «Наши страхи» (начало) Сценка «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Музыкальная мозаика» Рисование на тему «Нарисуй свой страх» Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.
7. «Наши страхи» (продолжение) «Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», сценка «Котенок по имени Гав» Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь» Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.
8. «Я больше не боюсь» «Смелые ребята», «В темной норе», «На лесной поляне», «Тень», «Слепой и поводырь» Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.
Блок 3.
9. «Новичок» «Молчок», «Три характера», «Скучно, скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост», «Комплименты» Рисование на тему сценки «Три характера» Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.
10. «Ласка» «Назови и покажи», «Страшный зверь», «Ласка», «Минута шалости», «Волшебный сон» Рисование на тему «Страшный зверь» Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.
11. «Общая история» Сочиняем «Общую историю», «Колдун», «Иголка и нитка» Коллективное рисование «Общая история» Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.
12. «Волшебный лес» «Ежик», «Ежики смеются», «Тропинка», «Танец» Рисование на тему «Волшебный лес» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.
Блок 4
13. «Сказочная шкатулка» «Сказочная шкатулка», «Волшебное колечко», «Принц и принцесса», «Танец» Рисование на тему «Волшебные зеркала» Щербакова Т.Н. Детская психология в сказках и играх. Журнал «Школьные технологии». № 1, 1997. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.
14. «Доброта» «Злодей», «Не смей!», «Впереди всех», проигрывание ситуаций Рисование на тему проигранных ситуаций Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.
15. «Радость» «Утро», «Радость», «Я все люблю», «Шарик» Рисование на тему проведенных этюдов Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.
16. «Волшебники» «Взаимоотношения», «Солидарность», «Передай по кругу», «Волшебники», «Цветок» Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.
Блок 5
17. «Солнце в ладошке» «Встреча сказочных героев», «Мальчик (девочка) — наоборот», «Солнце в ладошке», «Просто так», «Клеевой дождик», «Идем за синей птицей» Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.
18. «Встреча с другом» «Встреча с другом», «Два друга», «Окажи внимание другому», «Музыкальная мозаика», проигрывание ситуаций Рисование на тему «Мои друзья» Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
19. «Помирились» «Поссорились и помирились», «Мирная считалка», «Вежливый ребенок», «Кого мы называем вежливым», разыгрывание ситуаций, «Розовое слово «привет» Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.
20. «Правила дружбы» «Найди друга», «Секрет», «Цветик-семицветик», «Улыбка», «Правила дружбы» Рисование на тему «Новоселье» Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: