· Это современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Принцип мастер-класса:
- «Я знаю, как это делать.Я научу вас».
«Мастер»:
- приобретает различные навыки работы с аудиторией, учится рефлексировать свои действия.
«Слушатели»:
- становятся экспертами, учатся анализировать, сопоставляют свои возможности, учатся держать позиции.
Тематика мастер-классов включает в себя:
n обзор актуальных проблем и технологий,
n различные аспекты и приемы использования технологий,
n авторские методы применения технологий на практике,
n тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.
В ходе мастер-класса участники:
n изучают разработки по теме мастер-класса;
n участвуют в обсуждении полученных результатов;
n задают вопросы, получают консультации;
n предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки по теме мастер- класса;
n высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Критерии оценки мастер-класса:
n Актуальность темы
n точная формулировка цели
n Конкретность в постановке задач
n Хорошо продуманное содержание
n Оформление
n Умение владеть вниманием аудитории
n Максимальное вовлечение участников
n Уровень педагогического мастерства
n Доступность показанного приема
n Творчество
n Выполнение поставленных задач
n Рефлексивная деятельность
Алгоритм технологии мастер-класса:
Этап 1. Презентация педагогического опыта мастера
|
- Обоснование значимости и краткая характеристика основных идей и системы работы по данному направлению.
- Описание достижений в опыте работы Мастера и доказательство результативности данного направления деятельности.
- Определение проблем и перспектив в дальнейшей работе.
Этап 2. Демонстрация педагогического опыта или фрагмента опыта
- Мастер организует активную работу участников, демонстрируя фрагменты собственного педагогического опыта.
- Использование интерактивных методов для включения участников в «педагогические пробы» (имитационная игра, моделирование, тренинг и пр.)
- Слушатели выступают в роли обучающихся и экспертов, анализирующих педагогический опыт.
Этап 3. Обсуждение опыта педагогической работы
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
- Организатором дискуссии выступает модератор (ведущий мастер-класса), определяющий направления обсуждения в соответствии с поставленной целью.
Возможная модель проведения мастер-класса:
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
| Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
| Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ. |
| Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе |
|
Мастер-класс - это семинар, во время которого ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
Мастер-класса как средство повышения квалификации учителей, например, пребывание учителя в роли ученика дает ему возможность увидеть наличие психологической комфортности или ее отсутствие, позволяет испытать уникальные эмоции во время выполнения заданий, что поможет ему в последующем в разработке уроков.
Мастер-класс это действительно эффективный способ для того, чтобы поделиться своими творческими идеями, опытом работы, с другой стороны увидеть и взять для себя что-то новое.
Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.