Горьковская железная дорога – филиал Открытого акционерного
Общества «Российские железные дороги»
Горьковский учебный центр профессиональных квалификаций –
Нижегородское подразделение
Методическое пособие
По предмету:
«Устройство и ремонт тепловоза »
Раздел: «Экипажная часть»:
Наименование профессии «Машинист тепловоза»
Код профессии: 14241
Механическое оборудование тепловозов.
1. Общие сведения о тепловозах.
Тепловоз – локомотив, у которого роль силовой установки выполняет дизель.
Тепловоз состоит из четырех основных частей.
1.экипажная часть и кузов.
2.дизель-генераторная установка.
3.электрическая передача.
4.вспомогательные системы (топливная, масляная, водяная)
Классификация тепловозов
Тепловозы классифицируются:
1.По роду службы: грузовые, пассажирские, маневровые.
2.По роду передачи: с электрической, с гидравлической передачей, с механической.
Передача – это комплекс агрегатов, аппаратов, способных передать вращение от коленчатого вала дизеля на колесные пары.
Более эффективной передачей стала электрическая, при которой вал дизеля вращает якорь тягового генератора, питающего тяговые электродвигатели (ТЭД). В свою очередь,вращательное движения якоря ТЭД передаётся колёсной паре с помощью осевого редуктора.
Электропередачапозволяет соединять несколько секций тепловоза и управлять ими по системе многих единиц из одной кабины.
Плюс - возможность использования электродинамического торможения, суть которого заключается в использовании ТЭД в качестве генераторов, за счёт сопротивления вращению вала якоря (вырабатываемая электроэнергия гасится в тормозных резисторах). По сравнению с пневматическими тормозами электродинамическое торможение более эффективно, уменьшается износ тормозных колодок, снижается опасность юза колёсных пар.
|
Минус - большая масса и относительная дороговизна необходимого оборудования.
В гидравлической передаче механическая энергия вала дизеля передаётся колёсной паре с помощью гидравлического оборудования (гидромуфт и гидротрансформаторов).
В общем виде гидравлическое оборудование представляет собой комбинацию насосного колеса 2, связанного с валом дизеля 1, и турбинного колеса 3, соединённого с осью колёсной пары 4.
Насосноеи турбинноеколесо находятся на небольшом расстоянии друг от друга, а промежуток между ними заполнен жидкостью (маслом), передающей энергию вращения насосного колеса турбинному.Регулировка передаваемого крутящего момента осуществляется изменением количества рабочей жидкости (масла) на лопатках насосного и турбинного колеса. Гидравлическая передача легче, чем электрическая, не требует расхода цветных металлов, но обладает меньшим КПД.
Механическая передача включает фрикционную муфту и коробку передач с реверс-редуктором. Она обладает малым весом и высоким КПД, однако при переключении передач неизбежно возникают рывки. На практике её используют на локомотивах малой мощности (мотовозах), дрезинах и автомотрисах.
Сравнение видов тяги.
1.Тепловоз имеет более высокий КПД, чем у паровоза.
а) КПД тепловоза 27-30%
б) КПД паровоза 7-9%.
2. По сравнению с паровозом уменьшились затраты на экипировку.
|
3. Тепловоз по сравнению с электровозом – автономный локомотив.
4. Тепловоз можно использовать как передвижную электростанцию.
5. На тепловозе улучшились условия труда локомотивных бригад по сравнению с паровозом.
Осевая формула
Характеризует число, расположение и назначение осей. Длялокомотивов нетележечного типа (паровозов) в осевой формуле перечисляется числобегунковых, ведущих и поддерживающих осей. Например: 0-4-1 (0 – ноль бегунковых осей, 4 – четыре ведущих оси, 1 – одна поддерживающая ось).
Для локомотивов тележечного типа (тепловозов и электровозов) цифра указывает число осей в тележке, наличие нуля означает, что каждая ось ведущая, а количество цифр – число тележек.
В осевой формуле тепловозов с гидропередачей нет нуля возле цифры. Знак “–” или “+” указывает на отсутствие или наличие жесткой связи между тележками.
Например: 2○ – 2○ (локомотив имеет две двухосные тележки, каждая ось – ведущая; 3(3○ – 3○) (трехсекционный локомотив имеет в каждой секции две трехосные тележки, каждая ось – ведущая);
2○+2○ – 2○ + 2○(локомотив имеет четыре двухосные тележки, каждая ось – ведущая, каждая пара тележек имеет жесткую связь);
2(2–2) (локомотив с гидропередачей, двухсекционный, двухосная тележка, тележки в секции не имеют жесткой связи).
ТЭП70 – шестиосный имеет осевую формулу 3○ – 3○ показывая, что две тележки трехосные, тире (—), что тележки несочлененные между собой, индекс «○, что каждая ось имеет индивидуальный привод.
2ТЭ10М – двухсекционный имеет осевую формулу 2(3○ – 3○).
Обозначения тепловозов:
Т – тепловоз, Э(Г) – тип передачи, электрическая, (гидравлическая), П(М) – назначение тепловоза, пассажирский, (маневровый). Цифры указывают номер серии тепловоза.
По номеру серии можно определить и завод-изготовитель:
· От 1 до 49 — Харьковский завод транспортного машиностроения,
· От 50 до 99 — Коломенский тепловозостроительный завод,
· От 100 и выше — Луганский тепловозостроительный завод