Осуществление прокурорского надзора




РЕФЕРАТ

на тему: "Осуществление прокурорского надзора в Российской Федерации"

 

Екатеринбург 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Прокурорский надзор. 3

1.1 Постановление прокурора. 4

1.2 Осуществление прокурорского надзора. 5

ЛИТЕРАТУРА.. 7

 

Прокурорский надзор

 

Форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Прокурорский надзор, по сути, является проявлением власти органа, который в большинстве стран ни к одной из трёх ветвей власти не относится. В России прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти, несмотря на то, что в Конституции РФ статья о прокуратуре находится в главе 7 «Судебная власть и прокуратура»[1]. Смысл деятельности прокуратуры — во вневедомственном надзоре за исполнением норм закона в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям закона.

Прокурорский надзор понимается как:

1) специфический вид государственной деятельности;
2) самостоятельная отрасль права;
3) учебная дисциплина.

Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.
Прокурорский надзор как учебная дисциплина – часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений.

 

По содержанию и структуре состоит из двух частей: Общей и Особенной.

Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности. Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом высшего прокурора. В узком смысле понимаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Прокурорские работники это прокуроры, следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

 

 

Постановление прокурора

 

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах исполнения постановления сообщается прокурору в письменной форме.

 

Осуществление прокурорского надзора

 

«Прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности осуществляется путём проведения различного рода действий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не регулируемые (организационные и некоторые другие). К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору ФЗ о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

 

Правовые средства прокурорского надзора, предоставленные прокурору ФЗ о прокуратуре, по своему содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений».

 

Ч. 2 ст. 4 Конституции РФ гласит: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ». Статья 15 Конституции РФ повторяет и детализирует её. Так, согласно ч. 1 ст. 15, «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ». Важное положение содержится и в ч. 2: «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, входит в число органов государственной власти и не является исключением.

 

Вопрос о том, что является первоочередным - Конституция РФ или общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ - не так очевиден, как кажется на первый взгляд. В различной правовой литературе он решается по-разному, независимо от того, какая это литература - общая или специальная, - поскольку это вопрос теории государства и права вообще. Зачастую исследователи смотрят на международный опыт (но не государств, а международных организаций), на те самые общепризнанные принципы и нормы международного права. Естественно, что такие «исследования» заканчиваются не в пользу конституции. Но почему, собственно, возник вопрос? Ведь согласно ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она, как уже было отмечено, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории РФ. Однако в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Здесь не указано, что правила международного договора и общепризнанные принципы и нормы международного права должны преобладать над положениями российской конституции. Но судя по второму предложению, уже можно сделать вывод, что сначала следует Конституция РФ, затем международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права и только потом - законы. Чтобы сделать полный и окончательный вывод - нужно просмотреть и сравнить все статьи Конституции РФ, имеющие отношение к данному вопросу.

Из ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 46, ч. 1 - 3 ст. 62,ч. 1, 2 ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69, ч. 2 ст. 85 Конституции РФ невозможно сделать определённый вывод о том, что над чем преобладает - Конституция РФ, федеральные конституционные законы, международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права или федеральные законы. Всё перепутано. Другое дело - статья 125. В соответствии с п. «г» ч. 2 этой статьи Конституционный Суд РФ по соответствующим запросам разрешает дела о соответствии Конституции РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ. В части 6 установлено, что не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Всё это свидетельствует о преобладании Конституции РФ над международными договорами РФ, а значит и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Ч. 1 ст. 108 Конституции РФ устанавливает: «федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ». А согласно ч. 3 ст. 76 «федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам». Если обратить внимание на правовые нормы, установленные в ч. 1 - 2 ст. 56, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 70, ч. 1 ст. 76, п. «в» ст. 84, ч. 3 ст. 87, ст. 88,п. «д» ч. 1 ст. 103, ч. 2 ст. 108, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128, ч. 2 ст. 135 Конституции РФ, то станет ясно, что федеральные конституционные законы - это неотъемлемая часть конституционной системы РФ, продолжение, развитие и уточнение положений Конституции РФ. Поэтому эти законы должны строго следовать за ней в российской правовой системе и между ними не должно быть промежуточных звеньев, за исключением ратифицированных международных договоров РФ.

По общему правилу кодексы обладают большей юридической силой, чем некодифицированные законы. Но ФЗ о прокуратуре - специализированный закон и должен преобладать в своей области регулирования. Например, трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ о прокуратуре (ч. 2 ст. 140). Возникают противоречия из-за того, что правовые нормы повторяются в различных законах, причём неточно.

Например, «Уголовно-процессуальный кодекс РФ идеальным (далее - УПК РФ) назвать никак нельзя. Ещё до вступления в силу - до того, как нормы его были испытаны на практике, - было принято несколько федеральных законов о внесении в УПК РФ дополнений и изменений, которыми были существенно исправлены 79 статей и 18 «Приложений»! Случай беспрецедентный в законодательной практике. Затем только в первый год действия Кодекса в него было внесено множество весьма существенных дополнений и изменений. Но совершенствование УПК явно не закончено.

Первые статьи УПК РФ устанавливают самые общие правила, те, от которых зависит, как кодекс строится и применяется на практике. В ст. 1 УПК РФ провозглашено, что порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции РФ, и что он является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 №138-ФЗ.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 №195-ФЗ.
  3. Жогин, Н. В. Прокурорский надзор за предварительным расследованием уголовных дел. — М.: Изд-во юридидической литературы, 1968. — 264 с.

 

 

 

 

Литература

1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 №174-ФЗ.

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 №138-ФЗ.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 №195-ФЗ.

 

 

2. Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: