Тема: Специальные игры для формирования грамматического строя речи.
План занятия:
1) Игры для развития морфологической стороны речи.
2) Словообразование.
3) Игры на развитие синтаксической стороны речи.
4) Принципы подбора материалов для этих игр с учётом возраста детей.
Младшая группа
К 4 годам жизни ребенок осваивает основные формы грамматической системы языка, речь становится для него полноценным средством общения, но она еще не совершенна, есть лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, отсутствие некоторых грамматических категорий, редко употребляют наречия причины, цели. Воспитателю нужно обращать внимание на овладение детьми согласованием слов в роде, числе, падеже, на правильное использование предлогов (в, на, под, за), учат употреблять в речи существительные мн.ч. в родительном и винительном падежах (матрешек, ленточек, одеял, полотенец), правильно называть животных и их детенышей (утка- утки- утенок- утята).
Эта работа осуществляется с помощью дидактических игр и упражнений:
- дети договаривают слова, включенные в рассказ воспитателя, рифмовку («лучше нас, лесных ежей, нет на свете (сторожей)»);
- называют, что нарисовано на картинках в ед.ч., а что во мн.ч. (зеркало, яблоко, много книг, много книг, воробьев, гусей);
- рассказывают о том, что изменилось (грибов стало больше, теперь нет елочек, ежей);
- подбирают слова в упражнении «Добавь слово». Это упражнение активизирует употребление существительных с ласкательными и уменьшительными суффиксами – ик, - ечк, - ичк; например: дом- домик (воспитатель: стол, дети: столик).
Воспитатель должен предусмотреть задание на использование в речи существительных,, обозначающих детенышей животных в родительном и винительном падежах мн.числа (например: воспитатель:
- Саша попроси у меня каких хочешь детенышей. Скажи: дайте мне, пожалуйста, котят (мышат, тигрят)). Или: «Катя, постарайся провести своих малышей в теремок, их пустят, если ты просишь правильно: «пустите в теремок моих маленьких котят (желтеньких цыплят, полосатых тигрят)».
Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными, личными местоимениями, количественными числительными. В этих целях используются дидактические игры «Чья вещь?» (дети отвечают на вопросы воспитателя- мое желтое ведерко, моя маленькая куколка,- «Подарите мне, пожалуйста,(зеленое ведерко с цветочком, красное одеяло, синюю ленточку)».
Активизация в речи детей предлогов и наречий- задача очень важная- это показатель освоения ребенком пространственных отношений. Используют игры - инсценировки «Где Миша искал свой мяч», «Зайцы в лесу», «Что изменилось?». Также упражнения, способствующие совершенствованию синтаксической стороны речи. Необходимо помочь детям освоить слова, которые служат в предложении для обозначения разного рода обстоятельств (места действия, времени, образа действия), структуру простых и сложных предложений: учить употреблять предложения с однородными членами. Учить ребенка наблюдать, выделять главные, существенные в предметах, устанавливать между ними временные и причинно - следственные отношения; вопросы (зачем, почему, куда, как), которые задает воспитатель, требуют от ребенка развернутого высказывания в виде сложносочиненного или сложноподчиненного предложения. При этом малыш часто опускает союз, нарушает согласование, образец воспитателя помогает ему лучше построить фразу.
Дети должны не только воспринимать на слух новую синтаксическую конструкцию и повторять её. Важно, чтобы ребенок слышал сложноподчиненное предложение с союзами: чтобы, как- они усваиваются детьми легче, чем сложные предложения других видов.
Учить детей использовать предложения с однородными членами, следует на занятиях по рассматриванию предметов, сюжетных картин (в коробке лежала посуда: чашки, тарелки, чайники, сковородки; у детей, которые играют в песочнице, много игрушек: формочки, курочки, машины).
Для обогащения речи детей разными синтаксическими конструкциями используют прием «договаривания» детьми предложений из знакомых им сказок и рассказов («толкнула она дверь - дверь и открылась» - сказка «Маша и медведь»: мама, мама, не злись - потому что нашлись, потому что нашлись перчатки).
Большие возможности для формирования ГС речи заключены на занятиях по рассматриванию сюжетных картин, ориентируясь на наглядно представленную ситуацию: ребенку легче охарактеризовать место действия (в песочнице, на горке, возле девочек), время (летом, в солнечный денек), установить причинно- следственные отношения (чтобы играть с песком, Таня взяла формочки и совок). Дети подражают взрослым, поэтому речь воспитателя должна быть спокойной, немногословной.
Средняя группа
ГС языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками, но процесс овладения ГС речи сложный и длительный. В этом возрасте детей продолжают учить согласованию слов в предложении, использованию в речи предлогов, формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, бежать, ехать, скакать, нагибаться - образовывать мн.ч. существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять существительные мн.ч. в род.падеже (вилок, ложек, яблок, груш, мышей, котят).
Большое значение имеет воспитание у ребенка внимания к звуковой стороне слова. Воспитатель должен организовывать деятельность детей так, чтобы ребенок был вынужден вслушиваться в звучание слова (попроси мишку съехать с горки. Он не понял тебя, так как ты неправильно произнес слово. Надо сказать: съезжай с горки, съезжай. Повтори свою просьбу медвежонку еще раз.)
Проводят специальные игры и упражнения «Чье это?» (в неё можно наливать воду - это ваза, чашка, кастрюля. Съедобные ягоды - это малина, черника, брусника. Она живет в лесу- лиса, белка)
- «Чего не стало?» (зеленого ведерка, красного яблока, нет котят, не стало утят, тигрят).
- «Что изменилось?» (мяч под столом, книга на полке).
- «Что не так?» (морковка растет на дереве, кот надел очки).
- «Много и один» (много вилок и один нож).
- «Хотите посмотреть» (моего зайчика, мою куклу).
- «Хотите посмотреть, как я изображу» (ежа, свернувшегося в клубок).
Специальные задания, упражнения помогают ребенку вслушаться в слово и объяснить его (Круть и Верть. Почему так странно назвали мышат?)
Умение ориентироваться на звуковое оформление слова позволяет детям легко образовывать существительное по аналогии (дочка- доченька).
Учат употреблять простейшие виды сложноподчиненных и сложносочиненных предложений, при этом необходимо использовать вопросы, побуждающие ребенка использовать предложения разной структуры - простые, распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные. Это могут быть вопросы о качествах, свойствах предмотов, особенностях явлений, причинах (какие щенки? Куда они смотрят?).
Большое влияние оказывает такой прием, как предложение повторить свой рассказ (об игрушке, по картинке). Мишке, кукле Кате, которые как и дети учатся рассказывать, но нуждаются в помощи.
Старшая группа
Дидактические игры и упражнение на формирование грамматических навыков проводятся еженедельно на занятиях по РР, ознакомлению с окружающим, с художественной литературой. У них необходимо воспитывать внимание к звуковой стороне слова, к звучанию грамматической формы, подбирать специальный речевой материал.
Упражнение 1 - детям предлагают вслушаться, как звучат некоторые слова: холодильник (образует холод), вездеход (может всюду пройти).
Упражнение 2 - по заданию воспитателя дети образуют однокоренные слова: кот- котик- котенька- котище- котофеевич.
Упражнение 3 - воспитатель предлагает придумать кличку животного (картинка, игрушка), ориентируясь на его внешний вид (этот котенок черный, пушистый, лохматый, ему можно дать клички Черныш, Пушок, Лохматик)
Упражнение 4 - детей упражняют в образовании по аналогии разных частей речи: существительное (сахарница- хлебница), глаголы (пришел- прилетел- прибежал), прилагательные (ушастый - глазастый; синеглазый - кареглазый), причастий и деепричастий (плачущий – смеющийся - танцующая).
Упражнение 5- упражнять в употреблении несклоняемых имен существительных и существительных среднего рода («Вы устали,- спрашивает воспитатель - не хотите ли кофе? Кофе снимает усталость, дает заряд бодрости». Дети «пьют кофе»(воображая ситуацию). Воспитатель продолжает: «Кто знает, как принято благодарить хозяйку дома за вкусный кофе? Скажи ты, Дима».)
Упражнение 6 - упражнять в образовании сравнительной степени имен прилагательных (слаще- чище- дороже- вкусней- веселее).
Упражнение 7 - употреблять притяжательные местоимения (я знаю очень интересные слова- мое, твое, наше. Что здесь твое, Алеша?- моя кисточка, мои краски).
Необходимо создавать ситуацию, в которых ребенок должен будет что- то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правила игры), убедиться в чем- то, что- либо доказать им. Учить понимать вопросы и правильно отвечать на них (как бы это сделал ты? Как можно помочь Андрюше? Дети должны давать развернутые ответы. Воспитатель должен оценить содержательную сторону ответа и его речевое оформление (ответ у Оли получился странный. Послушайте, как она сказала и помогите исправить.) Необходимо вводить в активный словарь детей специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что), конкретизировать мысль (например: вот), обобщать сказанное (всегда, никогда).
Дети редко используют в речи глаголы в сослагательном наклонении и делают ошибки. Полезно упражнять их в построении высказываний на такие темы («Если бы я был воспитателем»).
Употреблять предложения с сочинительной и подчинительной связью, учить приемами (дополни(закончи)предложение). (Уже наступила весна, потому что…)
Дети часто допускают ошибки в согласовании слов в предложении, в порядке слов.
1. «Скажи одним предложением» (воспитатель: сегодня день какой?
Дети: веселый, солнечный, теплый)- как же можно сказать обо всем этом одним предложением?
2. Определи, про кого сказано (черный, пушистый, усатый- (котенок)).
3. Придумай, такую же загадку (спелое, красное с желтым боком, сочное- (яблоко)).
4. Не ошибись. У детей листы бумаги и картонные кружки. Воспитатель объясняет: перед вами хоккейное поле, а вы хоккеисты. Слушайте внимательно и передвигайте шайбы по полю так, как я буду говорить: «Удар! Шайба летит в верхний правый угол! Шайбы в центре поля!..»
Подготовительная группа
К 7 годам ребенок должен овладеть всеми грамматическими формами имен существительных, прилагательных, формами спряжения, наиболее употребительных глаголов, наречиями правильно употреблять предлоги.
Воспитатель планирует упражнение на подбор родственных слов (дом- домик - домашний); на образование слов разных частей речи - по аналогии с названными воспитателем (солонка - масленка), на образование сравнительной степени прилагательных (наряднее, выше, голосистее, жарче); на подбор существительным прилагательных, на согласование слов в предложении в роде, числе, падеже. Под постоянным контролем воспитателя должны находиться употребление несклоняемые существительные (пальто, метро, радио, кофе), глагол - хотеть.
Планировать специальные упражнения на употребление действительных причастий настоящего времени.
Воспитатель интонационно выделяет в предложении нужное слово, называет глагол, от которого образовано причастие. «Осенью много опавших листьев. Каких много листьев?» Просит объяснить значение слова «опавший», называет цепочку слов: падать- опадать- опавшие. Затем воспитатель может называть словосочетания из существительного и глагола, а дети образовывать от глагола причастие (по образцу) (листья шуршат- шуршащие листья). С некоторым из предложенных словосочетаний дети составляют предложения, нужно дать опорные слова.
Воспитатель использует образец, проговаривание ребенком слова с воспитателем, употребление ребенком слова в разных предложениях, наводящие вопросы. Необходимо приучать детей к самоконтролю (Объясняя ты допустил ошибку. Вспомни изменяется ли слово пальто. Повтори предложение с этим словом.). Главное внимание воспитатель должен уделять разному оформлению ребенком одной и той же мысли (заболел зайчонок. Болен наш заинька. Не зовите зайчика гулять, ему не здоровится). Следует упражнять детей в употреблении обобщающего слова перед однородными членами предложения (приехал дедушка и привез нам разные фрукты: яблоки, груши, персики). При допуске ошибок воспитатель должен указать ребенку на ошибку, предложить ему подумать вместе с ним, как её исправить. Затем ребенок повторяет фразу.