Нормативно - правовая база




Описание модели ученического самоуправления детей и учащейся молодежи

Ученическое самоуправление предусматривает самостоятельную организацию обучающимися собственной коллективной деятельности. Ценность ученического самоуправления состоит в создании широких возможностей для самореализации обучающихся, ориентации их в достижении социально- полезной цели, обеспечении защиты прав обучающихся, профилактика асоциальных форм поведения. Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов внешкольной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет, особенно значим для общества, если он соответствует принципу: “Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям”.

Актуальность проблемы развития ученического самоуправления

Развитие ученического входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании». В Концепции модернизации образования определены важность и значение самоуправления для развития системы управления образовательным учреждением, социализация и профессиональное самоопределение обучающихся. Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем образовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции, и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. Самоуправление обучающихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах коллектива.

Эффективность ученического самоуправления зависит от субъективных причин:

- понимание обучающихся и активом заданий, содержания и сути самоуправления;

- умение определять цели собственной деятельности;

- способность самостоятельно планировать, организовывать работу, координировать усилия разных звеньев самоуправления, постоянно организовывать самоконтроль;

- способность учитывать, регулировать, анализировать свою деятельность, объективно ее оценивать;

- умение находить эффективные формы и методы деятельности органов самоуправления, творчески использовать опыт других.

Объективные причины:

- обеспечение реальных прав и обязанностей органов ученического самоуправления;

- повышение реальной ответственности самоуправления в учреждении дополнительного образования;

- организация рейтинговой системы оценивания деятельности обучающихся через органы ученического самоуправления;

- гласность в работе (выпуск газеты, фотогазеты и т. д.)

- поддержка контактов органов ученического самоуправления с органами самоуправления других учебных организаций. Я работаю над темой ученического самоуправления в течение нескольких лет. Эта тема тесно связана с проблемой нашего учреждения “Повышение качества дополнительного образования детей через развитие компетенций личности ребенка”.

Коллектив нашего учреждения дополнительного образования считает, что тема самоуправления очень актуальна для нас, так как мы должны обучать не только наукам, но также научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.

Нормативно - правовая база

Ученическое самоуправление в своей деятельности руководствуется нормативно - правовыми документами: Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», Концепция по патриотическому воспитанию патриотической молодежи Донецкой Народной Республики, Основные ориентиры организации дополнительного образования школьников и воспитательной работы в образовательных организациях, о методических рекомендациях в сфере гражданско-патриотического воспитания детей и учащейся молодежи.

Устав

Корпорация «Здоровых, успешных и свободных» - добровольная, самоуправляемая организация обучающихся и взрослых в Муниципальном учреждении дополнительного образования «Дом детского и юношеского творчества города Макеевки».

Цели и задачи:

- способствовать развитию индивидуальных качеств, обучающихся через различные формы деятельности;

- способствовать развитию инициативы и творчества обучающихся в процессе коллективных дел;

- быть полезным окружающим людям.

Корпорация «Здоровых, успешных и свободных» преследует цели сделать цели сделать жизнь интересной и увлекательной.

Принципы деятельности: добровольности, гуманизма, самостоятельности, творческой активности и соревнования.

Члены корпорации имеют право:

- свободно войти и выйти из объединения;

- обсуждать любые вопросы;

- избирать и быть избранным в руководящие органы самоуправления;

- участвовать в проводимых самоуправлением делах;

- открыто высказывать свое мнение и рассчитывать на уважение этого мнения другими.

Члены корпорации обязаны:

- соблюдать Устав и выполнять решения корпорации;

- активно участвовать в работе самоуправления, уважать мнение коллектива и традиции;

- уважать права и считаться с интересами других членов корпорации.

Взрослые и дети имеют в корпорации равные права, строят свои отношения на основе взаимного уважения и творчества.

Структура организации

В корпорации «Здоровых, успешных и свободных» имеется 3 уровня самоуправления:

- Страна «Мальчиков и девочек», которая состоит из обучающихся 6- 10 лет;

- Совет «Содружество», в состав которого входят обучающиеся 11-14 лет;

- Совет старшеклассников, в состав которого входят обучающиеся 15-18 лет.

Основные функции органов ученического самоуправления:

Генеральный совет:

- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;

- решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении в МУДО «ДДЮТ»;

- формирует органы самоуправления в МУДО «ДДЮТ»;

- вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;

- рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность воспитанников в коллективе;

- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Общий совет корпорации:

- координирует деятельность всех органов и объединений обучающихся, планирует и организует работу;

- организует самообслуживание обучающихся, их дежурства, поддерживает дисциплину и порядок в МУДО «ДДЮТ»;

- устанавливает шефство старшеклассников над малышами;

- готовит и проводит собрания и конференции обучающихся;

- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;

- решает вопросы поощрения, принимает решения об ответственности обучающихся в соответствии со своими полномочиями;

- организует соревнования между кружками, подводит итоги.

Рабочие органы корпорации:

- планируют и организуют деятельность обучающихся по конкретному направлению;

- организуют и оценивают результаты соревнования обучающихся в общественно - полезной и досуговой деятельности.

Временные творческие группы. Они создаются на период подготовки и проведения различных учебных, воспитательных и организационных дел. Входят в них педагоги, дети, а иногда и родители.

Ежемесячные встречи директора и администрации с генеральным советом. Это одна из важных структур управления учреждением дополнительного образования и ее демократизации.

Существуют следующие уровни ученического самоуправления: Индивидуальный – обучающийся. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых воспитанник сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Обучающийся может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Самоуправление, цель которого адаптация обучающегося к жизни в изменяющихся условиях, дает каждому воспитаннику возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно обучающийся участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

В состав ученического самоуправления входит педагог (методист Зеленская З.Г.) - координатор для оказания методической, организационной и психологической помощи обучающимся, организации взаимодействия с органами ученического самоуправления других учебных заведений. Председателем ученического самоуправления Корпорация Здоровых, успешных и свободных» является Пыхтина Оксана. На каждом уровне ученического самоуправления есть председатель, который координирует работу филиалов. В каждый филиал входят 4-5 человек. Каждый филиал отвечает за определенную сферу деятельности.

Филиал науки и образования отвечает за создание условий для успешной кружковой деятельности, проведение интеллектуального марафона.

Филиал культуры и досуга отвечает за подготовку и проведение вечеров отдыха. Праздников, фестивалей, интеллектуальных игр, выставок, конкурсов, театральных постановок.

Филиал здравоохранения и спорта отвечает за подготовку и проведение спортивных соревнований, участие в городских и республиканских соревнованиях, сбор информации о спортивных достижениях, обучающихся МУДО «ДДЮТ».

Филиал труда и заботы отвечает за уборку кабинетов, помощь администрации в обеспечении порядка в МУДО «ДДЮТ», организация уборки территории, субботники.

Филиал информационный отвечает за выпуск газеты, обмен информацией с другими организациями, организовывает художественное оформление массовых мероприятий, проводит и оценивает конкурсы на лучшую газету.

Филиал правопорядка отвечает за охрану порядка на массовых мероприятиях, ознакомление кружковцев с правилами безопасного поведения.

Сотрудничество ученического самоуправления с педагогами и родителями отображается в следующей схеме:

 

 
 

 

 


Подводя итоги всему вышесказанному, можно сказать, что система самоуправления в нашем МУДО ДДЮТ играют огромную роль в обеспечении личностного развития кружковцев, их готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе беспрерывного образования, развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям и принятие ответственности за их результаты.

В нашем учреждении дополнительного образования вопросами ученического самообразования в образовании и самообразовании педагогов уделяется большое значение. Часто происходят заседания круглых столов, посвященных вопросам развития ученического самообразования в нашем учреждении, в которых принимают участие не только педагоги, а также кружковцы-активисты Дома творчества, представители родительского актива и общественности и др.

 

 
 

 


ЦЕЛЬ:
1 этап: «Инновационное зернышко»

           
   
   
 
 
 


II этап: «Рост»

                                         
   
   
 
   
 
 
   
     
 
 
 
     
 
     
 
   
 
 
 
     
 
   
 
     
 
 


       
 
   
 


Уровень первичного коллектива – кружок. Органы самоуправления в кружке избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все обучающиеся входили в тот или иной орган. Каждый филиал выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет кружка. Все члены филиала по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена кружковых органов самоуправления есть свои обязанности. Совет кружка готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – генеральный совет и ученическое собрание.

Кружковое самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает обучающимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Уровень коллектива образовательного учреждения – генеральный совет. В генеральный совет избираются наиболее активные обучающиеся 15-18 лет, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый обучающийся имеет возможность предложить свою кандидатуру в генеральный совет. Общий совет рассматривает кандидатуры и избирает.

Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

В концепции и программе развития нашего учреждения говорится о том, что дополнительное образование ориентировано на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В годовом плане одним из главных является раздел воспитательной работы.

Мы ставим перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:

· Осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;

· Развивать свои силы и способности;

· Понимать и принимать других;

· Адекватно оценивать свои силы и способности;

· Контролировать себя;

· Адаптироваться к социальным условиям.

Мы считаем, что органы ученического самоуправления в учреждении представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий. Условия известны:

· Наличие личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил, деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.

· Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.

· Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.

· Предоставили педагогическую поддержку и помощь

· Какие области можно отдать ребятам:

· Досуг, дискотеки, праздники, КТД

· Деятельность прессы

· Спорт и спортивные мероприятия

· Тимуровская работа

· Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).

При таком подходе самоуправление в учреждении дополнительного образования возможно, более того оно необходимо. Мы сможем воспитать субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны. Только в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления.

Эффективность воспитательной работы достигается благодаря сочетанию традиционных и инновационных методов. Одним из инновационных методов включения, обучающихся в общественную жизнь, является социальное проектирование, которое ориентировано на формирование таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным экономическим условиям. В этом учебном году совет старшеклассников приступил к работе над социально – значимым проектом “Я – гражданин Донецкой Народной Республики!”. Сейчас мы находимся на стадии сбора информации и разработки собственного решения проблемы

Метод проектов дает возможность создать для обучающихся «расширенную деятельность», в которой они действуют, познают и общаются, тем самым осваивая систему социальных отношений и связей. Советом старшеклассников было разработано 5 проектов:

- культура – проект «От прекрасного к доброму»;

- здоровья – проект «В здоровом теле- здоровый дух»;

- экология - проект «Скворечник»;

- патриотизм – проект «Патриот»;

- милосердие – проект «Доброе сердце», «Бездомные собаки».

Реализация данных проектов способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими “гражданских знаний и умений” в повседневной жизни. Обучающиеся учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими, давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями, использовать различные способы участия в управлении государством.

Результативность участия Корпорации «Здоровых, успешных, и свободных в республиканских конкурсах:

2015-2016 г.- председатель корпорации Лемзяков Игорь Диплом в Республиканском конкурсе «Лидер года»

2016- 2017 г. – 1 место в Республиканском конкурсе на лучшую модель ученического самоуправления

2017- 2018 г. – Диплом за высокий уровень организации деятельности ученического самоуправления; 3 место в Республиканском конкурсе клипов; сертификат за участие в Республиканском видеомарафоне «Энергия молодых в здоровое русло»;1 место в Республиканском онлайн-конкурсе «Я- за ученическое самоуправление» номинация «Органы ученического самоуправления учреждений дополнительного образования». Лидер Корпорации «Здоровых, успешных и свободных» Пыхтина Оксана участвовала в Республиканском конкурсе «Лидер года», получила диплом за активную работу и вошла в состав Республиканского совета старшеклассников.

2018-2019 г. – 1 место в Республиканском конкурсе клипов на песни военной тематики; 1 место в Республиканском конкурсе «Моя семейная реликвия», 1 место в Республиканском конкурсе «Поздравление ветерану»

Пути повышения активности и роли ученического самоуправления

1.Предоставление обучающимся большей самостоятельности в организации коллективной творческой работы.

2.Активное привлечение обучающимся во все сферы жизни МУДО «ДДЮТ».

3. Соединение самодеятельности обучающихся с предоставлением помощи уровня взрослыми.

4. Обогащение жизненных целей и внутреннего духовного мира каждого обучающегося путем выявления и реализации социально- коллективных инициатив.

5. Предоставление детям реальных прав и обязанностей.

6. Уважение педагогов к самостоятельным идеям представителей и решениям органов ученического самоуправления.

7. Выявление настоящих лидеров, привлечение их к активной общественной деятельности; придерживаться принципа – ни одного подчиненного – все организаторы и ответственные исполнители.

8. Квалифицированная, тактичная педагогическая помощь представителям ученического актива.

9. Расширение границ гласности ученического самоуправления, открытый характер работы всех органов ученического самоуправления.

Эффективность системы ученического самоуправления в первую очередь зависят от выбранной учреждением методологии. При построении его построении в условиях инновационной образовательной системы в нашем Доме творчества наиболее жизнеспособной оказалась методология жизнетворчества личности, которая ориентирует все системообразующие и процессуально-функциональные компоненты педагогического процесса и формирование человека-творца, субъекта собственной жизни и социального творчества.

Практические рекомендации для работы

1.Должны быть четко разработанные критерии для оценивания того или иного вида деятельности детей.

2.Четко и лаконично составляются должностные обязанности, т.к. дети еще не могут держать в уме большой объем информации.

3. Атрибуты (бейдж) должны быть работающими дети наглядно видели к кому обратиться за тем или иным вопросом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: