Воспитательное значение ученического самоуправления




1.Подготовка обучающихся к участию в общественном самоуправлении.

2. Воспитание лидеров - организаторов.

3. Формирование у детей важнейших нравственных качеств.

Смысл воспитательной работы состоит не в бесполезных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности.

Вывод

Важным критерием эффективности ученического самоуправления является сформированность элементарного уровня организационной культуры кружковцев-лидеров (ответственность, организованность, целеустремленность, эмоциональное единство, дисциплинированность, богатый внутренний духовный мир, необходимость в творчестве и выявление инициативы). Реализация определенного задания является возможным при условии признания взрослыми самоуправления как внешкольной подготовки юных организаторов, управленцев, участия всех членов коллектива в обсуждении задач; применении практики перехода коллектива от организации простых дел к более сложным с учетом творческих возможностей коллектива; непринятие решений без обсуждения всех предложенных кружковцами альтернатив. Самоуправление, с одной стороны, выполняет функции внутренней самоорганизации воспитанников, а с другой- имеет вид модели будущего поведения граждан ДНР в условиях открытого общества и. таким образом, способствует реализации задач образования.

Подросткам необходимо поручать серьезные дела, ведь инфантильность приводит к интеллектуальной ограниченности. Поэтому главным заданием ученического самоуправления является воспитание взаимоотношений, которые позволяют личности уже в подростковом возрасте непосредственно общаться с обществом, чувствовать себя активным участником общественной жизни. Построение гуманного демократического общества ставит перед нами, педагогами, много сложных проблем, которые касаются воспитания личности ребенка. Решение этих проблем даст возможность найти правильные пути, методы, формы воспитательной работы.

Наша задача - воспитать свободных и независимых, решительных и отважных, способных на творческий поиск, критично думающих людей, значит, воспитывать высокоморальных, активных граждан.

Сегодня ученическое самоуправление как подход к организации учебно - воспитательного процесса имеет потенциальные возможности для реализации молодежного участия в процессах принятия решений, ключевые задачи остаются неизменными.

Воспитание базируется на развитии у ребенка качеств, которые помогают ему реализовать себя, как частичку общества и как неповторимую индивидуальность с ее специфическими вопросами и индивидуальными средствами самореализации. То есть выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, способ реализации на неудачи, успехи, ответственный тип трудовой деятельности и формы проведения свободного времени.

Ученическое самоуправление создает возможность для жизненного самоопределения кружковцев, что означает раскрытие перед ними мир человеческих взаимоотношений во всей их сложности и противоположности, выделение тех моделей взаимодействия между людьми, которые могут привести к успеху. Это побуждает ребенка обращаться к своему внутреннему миру, оценивать свои положительные приобретения и не использованные возможности, построить индивидуальную программу жизнедеятельности и более отдаленную перспективу, целенаправленно создавать личностно-значимые жизненные смыслы.

Будущее раскрывает большие перспективы и возможности. В замыслах- много новых интересных дел, которые дадут возможность привлечь как можно больше кружковцев к труду, предоставить новые знания и приобрести практический опыт в общественной жизни.

 

Приложение 1

План развития ученического самоуправления Корпорации «Здоровых, успешных и свободных» Макеевского учреждения дополнительного образования «Дом детского и юношеского творчества»

№ п/п Название мероприятия Дата Ответственный
1. Диагностика межличностных, меж возрастных и других отношений детей (выявление лидеров в разных областях) Сентябрь Руководители кружков
2. Выборы органов самоуправления, по этапам - объявление конкурса на лучший проект коллективно-творческого дела; - определение (экспертным советом) лучшего проекта или выявление лучших проектировщиков по результатам внутренне-группового рейтинга; - выборы актива самоуправления. Сентябрь Руководители кружков
3. Принятие формальных демократических принципов (круглый стол) Октябрь Руководители кружков4
4. Отображение работы самоуправления в газете «Донстар» На протяжении года Руководители кружков
5. Участие актива самоуправления в жизни МУДО ДДЮТ: клубное, кружковая деятельность, подготовка и проведение коллективных, творческих дел, участие кружковцев, педагогов, родителей в жизни Дома творчества На протяжении года Руководители кружков, родители
6. Создание волонтерских отрядов Акции «Осторожно! Мы на дороге!», «Фронтовики, наденьте ордена!» Сентябрь-октябрь Руководители кружков
7. Создание отряда волонтеров «Мы за здоровье планеты». Интерактивная игра «Я- ребенок, я имею права» Октябрь-ноябрь Руководители кружков
8. Конкурс кружковой прессы «Расскажи про свою жизнь» Акция «Новогодняя сказка» Социологическое исследование «Я знаю свои права» Праздник «Новый год с друзьями» Декабрь- январь Руководители кружков
9. Конкурс на лучший газетный, фото, видео репортаж, статью «Экосигнал-2016» Февраль Руководители кружков, родители
10. Работа с младшими кружковцами Март Руководители кружков
11. Фестиваль искусств. Акция «Зеленый свет» Апрель Руководители кружков
12. Участие в областных мероприятиях по патриотическому воспитанию На протяжении года Руководители кружков
13. Конкурсная программа «Лидер года», круглые столы, обмен опытом Май Руководители кружков
14. Круглый стол «Сотрудничество кружковцев, родителей, руководителей- залог полноценного самоуправления» Июнь Руководители кружков
15. Спортивно-развлекательная игра «Туристические тайны» Июль Руководители кружков

 

Приложение 2

Школа «Лидер»

Цель: совершенствование лидерских способностей кружковцев.

Задачи:

- углубить знания детьми самих себя, своих психологических особенностей, осмысления своих действий и мыслей, укрепление положительных качеств личности, приобретение навыков адекватного поведения в определенных социальных ситуациях;

- отработка организаторских и коммуникативных способностей, которые характеризуют лидера группы;

- формирование стратегии действий лидеров с переносом приобретенных знаний и навыков на актив и весь коллектив кружка.

Регламент проведения. Программа школы «Лидер» предусматривает 9 занятий по 1 часу. Занятия проводятся 1 раз в месяц.

Методические приемы, которые используются на занятиях: информационное сообщение, экспресс-диагностика, мозговой штурм, тренинговые упражнения, ролевые игры, беседы, обсуждения, мини-сочинения, театрализованные игры.

Занятие№1 «Лидер и лидерство»

«Приветствия-знакомство»

Участники по очереди называют свое имя и сообщают некоторую информацию о себе (возраст, класс, увлечения). На основе этого каждый за 10 минут оформляет свою «визитную карточку».

Рассказ ведущего о цели занятий, задачи, возможности, составление группового контракта (не опаздывать, не пропускать занятия, придерживаться правил). На заранее подготовленный ватман клеятся визитки и вместе со всеми оформляется «Визитная школа «Лидер». Каждый участник клеит свою карточку самостоятельно.

Определение вопросов и ожидание участников тренинга. Участники по очереди отвечают на вопросы:

- Что вы ожидаете от занятий?

- Что вы ожидаете от группы?

Определение правил работы группы.

Ведущий зачитывает «Правила работы группы». Все обсуждения и действия происходят по принципу «здесь и сейчас»; участники открыто озвучивают свои мысли, проявляют чувства; члены группы говорят от своего имени «Я думаю…», «Мне кажется…»; в дискуссии участники обращаются к конкретному человеку; они не оценивают друг друга, а описывают то, что происходит, вносят свои предложения и дополнения.

Информационные сообщения «Стили лидерства».

Кружковцам дается задания подготовить сообщения о стилях лидерства.

Стиль лидерства - совокупность социально- психологических приемов и способов, которые использует руководитель или лидер с целью влияния на зависимых от него людей.

Авторитарный стиль характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, самостоятельностью в принятии решений, систематическим контролем за действия зависимых особ. Авторитарный лидер обычно не позволяет другим вмешиваться в руководство, оспаривать принятые им решения. Он четко разграничивает свои права и обязанности подчиненных, ограничивает действия остальных только исполнительскими функциями.

Демократический стиль отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно интересуется мнением зависимых от него людей. Часть своих обязанностей он передает другим членам коллектива и берет на себя часть других обязанностей, если в этом есть необходимость. Демократический лидер активно поддерживает инициативу, постоянно беспокоится о создании и сохранении в коллективе хороших отношений с другими людьми.

Либеральный стиль - это такая форма поведения лидера, при котором он фактически отходит от функций руководителя и ведет себя в коллективе так, как будто он не лидер, а один из членов коллектива. Эту форму поведения можно назвать лидерством только условно.

Сначала считалось, что демократический стиль лидерства является лучшим. Однако неоднократно были случаи, когда эффективнее оказывались авторитарный и даже либеральный стили лидерства. Сейчас же считается, что ни один из них нельзя назвать лучшим. Эффективность разных стилей зависит от индивидуальных черт характера лидера, поставленной задачи, уровня развития коллектива и сложившейся ситуации.

Обратная связь. Участники занятия высказывают свои чувства, возникшие при первой встрече и пожелания по проведению следующих занятий.

Занятие№2 «Лидер и лидерство».

Экспресс-диагностика лидерских способностей

Тест «Оценка специалиста на лидерство».

Участники осуществляют самоанализ лидерских способностей.

1.Дружба для вас:

а) сотрудничество;

б) поддержка;

в) альтруизм.

2. Настоящий художник (артист) прежде всего должен владеть:

а) талантом;

б) решительностью;

в) подготовкой.

3. На вечеринке вы чаще всего чувствуете:

а) петухом;

б) курочкой;

в) цыпленком.

4. Если бы вы были геометрической фигурой, то:

а) цилиндром;

б) сферой;

в) кубом.

5. Если вам понравилась девочка (мальчик), вы:

а) делаете первый шаг;

б) ждете, пока он (она) сделает первый шаг;

в) делаете мелкие шаги.

6. Вы столкнулись с неожиданностью и:

а) тормозите;

б) прибавляете скорость;

в) ничего не меняете.

7. Если вам приходится выступать перед аудиторией, вы чувствуете, что:

а) вас слушают;

б) критикуют;

в) смущаются.

8. В экспедицию лучше брать товарищей:

а) крепких;

б) умных;

в) опытных.

9. Золушка была:

а) несчастной девочкой;

б) хитрой карьеристкой;

в) ворчуньей.

10. Если бы вы определяли свою жизнь:

а) партия в шахматы;

б) матч по боксу;

в) игра в покер.

Оценки результатов ответов:

1.а-3, б-2, в-1

2.а- 3, б-2. в-1

3.а-3, б-2, в- 1

4.а-3. б-2, в-1

5.а-3, б-2, в-1

6.а-3, б-2, в-1

7.а-3, б-2, в-1

8.а-3, б-2, в-1

9.а-3, б- 2, в-1

10.а-3, б- 2. в-1

Интерпретация:

16 баллов и меньше. Вы - «рядовой». Вы слишком уважаете других и отожествляете свои слабости со слабостями других, поэтому не способны командовать и конкурировать. Если и без лидерства вы чувствуете себя прекрасно, оставайтесь там.

17- 23 балла. Вы - «офицер». Это достаточно неприятное положение - между молотом и наковальней, немного руководитель, немного подчиненный.

24 балла и больше. Вы - «капитан». С детства вы всегда в числе первых. С возрастом ваше влияние на людей увеличивается и особенно в тяжелые минуты.

Мозговой штурм «Лидер-это…»

Кружковцы работают над продолжением предложения «Лидер- это…». Высказывают свои мысли, каким должен быть лидер. Ведущий дополняет в конце работы их высказывания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: