Ранний севильский период творчества. (1617-1629)
Черты: Бытовые темы, изображение народной жизни. Реализм и благородство стиля. Использование различных текстур, богатство цветовой палитры и контрастность светотени.
Ключевые работы:
«Севильский продавец воды» («Водонос»)
· Фрагментарность действия для приближения к действительности.
· Портретная достоверность и индивидуалность образов.
· Хоть и бедные, но сильные духом люди- показаны статично.
· пирамидальность построения, что дает композиции уравновешенность.
· контраст света и тени, использование тоновой живописи- для напряжённости
«Триумф Вакха»
· Мифологическая тема в бытовом аспекте.
· Охмелевшие Бродяги среди просторов полей и гор в компании античного бога.
· Приобщение простолюдинов к жизни вечных сил природы.
· Ассимметрия композиции= стихийность действия.
· Контрастность светотени.
· Тут он использует образ античного мира. (в программе упомянуто, что эта тема важна)
Вывод по раннему периоду:
Веласкес в первых произведениях ищет новых, самостоятельных путей в искусстве. Он пишет в это время картины в жанре бодегонес(термин объяснён в конце билета). Его привлекает образ простого человека. Он запечатлел увиденных в реальной жизни лукавых испанских парней, седобородых стариков, простодушных и не красивых мальчишек. Он стремится в жанре бодегонес преодолеть характерных для караваджизма отрыв образов от их жизненной среды, ввести элементы конкретного окружения. Создает национальный и социальный облик людей. Но в картинах присутствует театрализованность, постановочность действия.
Средний период творчества. (с 1630 по 1650)
С 1623 года Веласкес — придворный живописец при короле Филиппе IV.
Черты периода: Создание многочисленных портретов — конных, охотничьих, погрудных портретов, портретов карликов и шутов. Историческая живопись.
«Сдача Бреды» (Лес копий)- 1635
· Тонкий психологизм образов- вопреки традиционной для 17 века парадно- аллегорической трактовке батальных сцен.
Сюжет: Амброзио Спинола, используя паузу, возникшую в Тридцатилетней войне, осадил крепость. Осада Бреды была с военной точки зрения крайне рискованным и абсолютно бесполезным предприятием, основной целью которого являлось поднятие духа войск, но с политической точки зрения имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.
· Побеждённый Юстин Нассаусский — коренастый, в походной одежде, без светского лоска, в момент поражения не утрачивает человеческого достоинства
· Выделены отличия национальных и социальных особенностей каждого из лагерей.
· Гордые испанские воины с утонченными лицами, строгой выправкой образуют компактную группу, над которой победоносно высится лес копий.
· Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа.
· До Веласкеса многие изображали копья, но только его частокол из длинных копий можно считать настоящим олицетворением войны.
«портрет карлика Себастьяна Моро» 1644
· Неповторимая человеческая индивидуальность.
· сильная, цельная личность, полная внутренней силы
· противопоставление силы духа и физической немощи
· интенсивность света и тени, контрастность красного и зеленого- эмоциональность
· Шут-гротесковое дополнение (противопоставление) к парадным портретам короля.
Филипп IV на коне. 1635.
Молодой Филипп любил коней и не пропускал возможности проехать верхом. Поэтому, придворному портретисту Веласкесу и было поручено написать портрет Филиппа IV верхом на коне.
Вывод по среднему периоду: В картинах художник обращается к человеку, передает конкретных людей с попыткой заглянуть в их жизни, дает понять зрителю характер и деятельность портретируемого, через предметы, окружение.