Практическая работа: Эксперементальные опыты с водой
Тема: Вода и ее свойства
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
- обобщить, уточнить и расширить знания о свойствах воды;
- вызвать интерес к эксперементальной деятельности, к совместному выполнению задания;
- развивать любознательность;
- закрепить правило техники безопасности и аккуратности работы с водой во время эксперементов;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- развивать память, мышление, воображение, внимание;
- развивать инициативу, самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к воде
Оборудование: глобус, две стеклянные ёмкости (узкая и широкая), два стакана (с водой и молоком), зеленая акварельная краска, кисточка, ложка, комочки земли, спички, пуговицы, камешки, болты, монеты, пробки, воронка, вата, салфетки, мука, подсолнечное масло, ароматное масло сосны, микрофон.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Практическая работа или опытническая
3. Обобщение. Подведение итогов
Рук.кр.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова вместе.Мы спокойны, добры и приветливы, Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, если она у вас есть. Забудьте о ней.
Рук.кр.: - Какая тема у нас была на прошлом занятии
Дети: - Вода
- Для чего нужна вода?
Ответы детей
Руководитель кружка: - а сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория? Мы с вами там побывали, когда изучали свойства воздуха. Сегодня мы снова с вами превратимся в учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. С помощью опытов мы узнаем еще больше свойствах воды.
|
- для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на свои столы, они полностью готовы к работе.
Первые опыты провожу я, а вы внимательно смотрите и запоминайте.
Опыт №1
Руководитель кружка: - я беру стакан с водой и медленно выливаю воду на блюдечко. Вода льется, течет и растекается на блюдчему вода растеклась по блюдечку?
Дети: - вода жидкая
Руководитель кружка: - совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А посколько вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью
Опыт №2
Руководитель кружка: -для следующего опыта я беру узкую банку и наливаю в нее воду, а потом переливаю в широкую банку. Какие выводы можно сделать из этого опыта? (вода - жидкость, она может принимать форму той ёмкости, в которую её наливают).
Опыт №3
Руководитель кружка: - посмотрите внимательно другой опыт. У меня на столе два стакана с водой и молоком.Я опускаю ложку в стакан с молоком, а затем в стакан с водой. Что вы заметили?
Дети:- ложку в воде видно, а в молоке нет.
Руководитель кружка: -правильно. В молоке ложку не видно, а в воде - видно. Следовательно, вода - прозрачная жидкость. Посмотрите дальше: добавляю в воду краску, вода стала зеленой. Какой вывод: краска растворяется в воде, вода принимает цвет красителя.
Опыт №4.
Руководитель кружка: -проводим следующий опыт. Я взяла два стакана. В один стакан с водой я положила комочек земли, перемешала. Что стало с водой?
Дети: - она стала мутной, грязной.
|
Руководитель кружка: -правильно, она помутнела, но её можно очиститьь. В качества фильтра я использую вату. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду через воронку в другой пустой стакан. И понаблюдаем. Посмотрите, что стало с помутневшей водой? Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать и она станет чистой.
Руководитель кружка: - и, чтобы в кране всегда была чистая вода, люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили,что в реки и озера попадают грязные стока, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадет к нам в кран, её приходится очищать. Для этого используют специальные приспособления - очистные сооружения.
Руководитель кружка: - какие выводы можно сделать из приведенных опытов?
Дети: - вода - прозрачная жидкость, она может окрашиваться и принимать цвет красителя, грязную воду можно профильтровать.
Опыт №5
Руководитель кружка:- в следующем опыте мы должны определить: имеет ли вода свой вкус? Давайте попробуем воду на вкус. Дети пробуют воду и высказывают свое мнение (вода не имеет вкуса).
-Теперь в один стакан я положила сахар, размешала ложечкой, попробуйте на вкус (капаю на тыльную сторону руки каждого ребенка капельку раствора). Вода на вкус какая стала?
Дети: - сладкая.
Руководитель кружка: - а в другой стакан положила немного соли, размешала ложечкой, попробуйте на вкус. Капаю на тыльную сторону руки каждого ребенка капельку раствора. Вода на вкус какая стала?
Дети: - соленая.
Руководитель кружка: - после того, как мы растворили в воде соль и сахар, что изменилось?
|
Дети высказывают свое мнение.
Руководитель кружка:- у воды появился вкус. После этого опыта мы приходим к выводу, что вода своего вкуса не имеет.
Руководитель кружка: - делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам, давайте сделаем массаж глазок.
Встаньне сзади своих стульчиков, повторяйте за мной слова и движения.
Солнышко, солнышко, в небе свети! Потянуться руками вверх
Яркие лучики к нам потяни.
Ручки мы вложим в ладошки твои, Похлопать в ладошки над головой
Нас покружи, оторви от земли. Покружиться, подняв руки вверх
Солнечный лучик быстро скакал, Вытянуть вперед правую руку, медленно
И на плечо он к ребятам упал. Прикоснуться указательным пальцем к правому
плечу. Проследить глазами.
Весело лучик песенку пел, Повторить то же самое с левой рукой