Солнечный лучик быстро скакал, Вытянуть руку вперед и коснуться пальцем
И на маленький носик к ребятам попал. кончика носа. Проследить глазами.
Весело лучик песенку пел,
Каждый на носик себе посмотрел.
Хлопают радостно наши ладошки, Похлопать в ладоши
Быстро шагают резвые ножки. Ходьба на месте.
Солнышко скрылось, ушло на покой, Закрыть глаза и положить руки под щеку
Мы же на место сядем с тобой. Сесть на стульчики
Руководитель кружка: - отдохнули? А теперь снова приступаем к опытам. Работу вы будете выполнять самостоятельно. Цель ваших опытов - узнать, какие предметы в воде плавают, а какие - тонут. Каждому из вас предлагаются следующие предметы: спичка, камешек, монета, пуговица, болт, пробка из пробкового дерева, пробка с пластмассовой бутылки. На вашем столе лежит эксперементальный лист, на котором изображены такие же предметы. Ваша задача- определить: тонет ли предмет или плавает в воде. Для этого вы будете осторожно опускать каждый предмет в воду, затем отмечать в эксперементальной таблице результаты опыта. Если предмет плавает, напротив его изображения вы ставите стрелку вверх, если предмет тонет в воде - стрелку вниз.
(Дети самостоятельно проводят опыты, заполняя эксперемнтальный лист).
Руководитель кружка:
Опыт №6
Руководитель кружка:- продолжаем наши опыты дальше. Нам необходимо выяснить, все ли вещества растворяются в воде?
- Давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.
- Что мы видим? Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде
Опыт №7
|
Руководитель кружка:- в следующем опыте мы длжны определить:имеет ли запах вода. Понюхайте свои стаканы с водой. Чем пахнет вода?
Дети: - вода ничем не пахнет.
Руководитель кружка:- добавляю в стаканчики ароматное масло сосны. Отгадайте, чем пахнет?
Дети: - елкой
Руководитель кружка:- с этого опыта мы узнали, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, в бульоне мясом, в компоте смородиной, клубникой.
Вывод: Вода не имеет запах, но она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Руководитель кружка:- ребята, что общего между снегом, льдом,дождем, туманом?
Дети: - это вода в разном состоянии.
Руководитель кружка:- вода бывает в жидком состоянии, приведите мне, пожалуйста, примеры.
Дети: - дождь, роса
Руководитель кружка: - приведите мне примеры воды в твердом состоянии.
Дети:- снег, лед, град.
Руководитель кружка:- а где находится вода в газоообразном состоянии?
Дети: - пар, облака, тучи.
Руководитель кружка: - в жидком состоянии мы воду видили, а теперь посмотрим воду в газообразном состоянии. У меня в термосе очень горячая вода.Я открою крышку термоса и вы увидели пар, который идет с термоса. Теперь поднесу предметное стекло над термосом. Что вы увидели на стекле?
Дети:- воду.
Руководитель кружка: - правильно. При охлаждении пар превращается в воду, а если заморозим воду, то она превратится в лед (в твердое состояние). Вот у меня в бутылке замороженная вода - лед, но немного постояла в тепле и вы видите, что она тает, превращаясь в жидкое состояние. Так и в природе происходит. Прошел дождик, образовались лужи. Пригрело солнце, вода испарилась и поднялась вверх, наполнила облака водой и объединились в большую тучу. Почему?
|
Дети: - потому что похолодало, капельки воды под действием холода соединяются в тучку.
Руководитель кружка: - давайте поиграем в игру "ходят капельки по кругу".
Но начнем с превращения. Хлоп-хлоп, топ-топ, вокруг себя вс е повернитесь, в капельки дождя все превратитесь! Капельки дождя дружные, крепко держатся друг за друга! (дети руки держат на поясе, сомкнулись друг к другу, изображают жидкое состояние капелек воды - росы). Пригрело солнышко, капельки потянулись, тихо испарились...(дети поднимают руки вверх, потом опускают руки и начинают свободно перемещаться, тихоньку бегать по группе). Стали они подниматься все выше выше, стали собираться вместе и превратились в легкие облака. Одно, второе, третье. Поплыли по небу. (дети изображают: соединяются по двое, по трое и медленно перемещаются). Вдруг налетел злой северный ветер, холодный ветер! Стало холодно. Облака наполнились водой. Это уже не облачко, а целая большая тучка! (дети изображают: соединяются в тучку). Капельки в тучке становились все тяжелее и тяжелее... И пошел дождь! (дети отсоединяются друг от друга, руки на поясе. Свободно перемещаются по группе) Дождик был сильный. (быстро бегают по группе, руки на поясе). Капельки дождя долетели до земли и образовались лужицы на дорожке (дети изображают: руки на поясе, встали тесно друг к другу). Но после дождя так сильно подморозило, что лужицы замерзли и превратились в лед. (дети изображают: сильно прижались друг к другу, за руки взялись). Было холодно недолго. На следующий день подул южный ветер и потеплело. Лужицы растаяли. А потом куда-то лужицы пропали. (дети изображают: крепко державшие руки друг с другом отпускают, ставят руки на пояс. Превращаются в жидкое состояние. Стоят. Руки поднимают. Опускают. Начинают перемещаться по группе).
|
Руководитель кружка: - молодцы, ребята, скажите мне, пожалуйста, куда пропали лужицы?
Дети:- испарились или ушли в землю.
Руководитель кружка: - так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх ввиде пара. Вотэтот путь воды называют "кругооборот воды в природе". По кругу вращается - круговорот. Повторите и постарайтесь запомнить эти слова "круговорот воды в природе"
Руководитель кружка: - Верно, ребята, молодцы! Обратно в группу возвращаемся! Хло-хлоп, топ-топ, вокруг себя вс е повернитесь. В ребяток все вы превратитесь!
Руководитель кружка: - продолжим играть. Я буду телеведущей, а вы -участники теле-шоу "Хочу все знать". Я задаю вам по очереди вопросы по воде, а вы мне отвечаете.
Вопросы викторины
- Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая? (вода).
- Что такое вода? (это жидкость без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы).
- Чему соответствует синий цвет на глобусе? (это цвет океанов, морей, рек. Озер, водохранилищ, прудов).
-Можно ли пить воду океанов морей? (нет. Потому что она соленая)
- Что общего между снегом льдом дождем туманом? (это вода в разном состоянии).
- В каких трех состояниях бывает вода? (в жидком, твердом, газообразном)
- Что можно растворить в воде? (соль,сахар, таблетки).
- Что не растроряется в воде? (земля, песок, глина).
- Могут ли растения и животные прожить без воды? (нет, не могут).
- Верите ли вы, что загрязняя воду, мы убиваем себя? (да).
- В чем заключается бережное отношение к воде? (надо экономно пользоваться водой, потому, что вода на Земле может закончиться).
-Как вы думаете, что надо сделать, чтобы сберечь воду? (охранять родники, колодцы, закрывать водопроводные краны, зря не растрачивать воду, не бросать мусор в водоемы)
Обобщение
Руководитель кружка:
-мы с вами узнали, что вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами. Назовите их.
Ответы детей:
- прозрачная;
- не имеет формы;
- без запаха;
- без вкуса;
- растворитель
Из полученных опытов мы делаем вывод:
- для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- молодцы,вы сегодня плодотворно поработали. И в заключении нашего занятия, я хочу сказать следующее:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!
-давайте подведем итог занятия.
Руководитель кружка:- в конце занятия хочу прочитать стихотворение напутствие:
-Спасибо всем за работу