Теория и методология языкознания.




Языкознание в древности. Индийское грамматическое учение Панини.

Идеи о языке в диалоге Платона «Кратил».

Александрийская школа. Возникновение филологии и грамматики. Споры по вопросу об аномалии и анологии. Грамматика Дионисия Фракийского. Учение о восьми частях речи.

 

Языкознание в средневековой Европе. Спор о природе универсалий, или общих понятий: реализм, номинализм, концептуализм.

 

Развитие языкознания в эпоху возрождения и Просвещения. Образование литературных языков на территории Европы. Многоязычные словари-каталоги.

«Грамматика Пор-Рояль» как всеобщая и рациональная грамматика. Русские грамматики и «Российская грамматика» М.В. Ломоносова.

 

Предпосылки возникновения сравнительно-исторического языкознания. Первый этап ср.-ист.языкознания: Ф. Бопп, Я. Гримм, Р. Раск (основные труды, характеристика взглядов). Сущность сравнительно-исторических исследований. Выработка сравнительно-исторического метода.

 

Философия языка В. фон Гумбольдта. (1767-1838). Язык и народный дух. Язык и мышление (объективное и субъективное в языке). Язык как деятельность и как вещь. Язык как мировидение (власть языка). Форма языка. Работа П.А. Флоренского «Антиномия языка».

 

Натуралистическое направление в языкознании. Август Шлейхер (1821-1868). Язык как организм («дарвинизм» философии языка А. Шлейхера). Родословное древо. Праязык и его реконструкция. Критика Шлейхера И. Шмидтом. «Теория волн». И. Шмидта.

 

 

Психологическое направление в языкознании. А.А. Потебня (1835-1891). Происхождение языка. Теория корня, полемика с Мюллером. Учение о слове: внутренняя форма слова, слово как акт познания, объективное и субъективное значение слова, отношение понятия к слову, ближайшее и дальнейшее значение слова, формальность

ближайшего значения слова.

Младограмматическое направление в языкознании. Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции младограмматиков. Причины изменения языка. Принцип историзма. Отношение к восстановлению праязыка. Понятие фонетического закона. Принцип аналогии.

 

Казанская лингвистическая школа. Методологические установки И.А. Бодуэна да Куртене в сравнении с младограмматическими. Учение о статистике и динамике. Учение о языке как о системе в работах Бодуэна и Н.В. Крушевского. Теория альтераций. Теория фонемы Бодуэна де Куртене.

 

Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов как компаративист. Теория грамматических классов Фортунатова. Основная единица синтаксиса (сравнение взглядов Фортунатова и А.А. Шахматова). Семасиологическая концепция Покровского.

 

Критика младограмматизма и поиски нового похода к языку в конце 19 – начале 20 в. Школа «слов и вещей», Гуго Шухардт. Эстетическая школа, Карл Фосслер. Неолингвистика (ареальная лингвистика).

 

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. ( 1857-1913). История книги «Курс общей лингвистики». Речевая деятельность, язык, речь. Внутренняя и внешняя лингвистика. Учение о лингвистическом знаке. Язык как система. Понятие языковой значимости. Синхрония и диахрония.

Пражский лингвистический кружок. Общетеоретические постулаты пражцев. «Тезисы ПЛК». Фонологическая концепция Н.С. Трубецкого (фонетика и фонология, учение о смыслоразличении, правила идентификации фонем, теория оппозиций). Исследования пражцев по грамматике.

 

Копенгагенская школа структурализма (глоссематика). Объект исследования в глоссематике. Процедура лингвистического анализа. Учение о знаках и фигурах. Язык и речь в интерпретации Л. Ельмеева (статья «Язык и речь»).

 

Дескриптивная лингвистика. Неприменимость традиционных методов к индейским языкам как предпосылка формирования дескриптивизма. Ф. Боас. Концепция Л. Блумфилда. Основные принципы дескриптивного подхода к языку. Метод анализа по непосредственно составляющим.

 

Языкознание в СССР в 2—50-е годы. Яфетическая теория и «новое учение о языке» Н.Я. Марра. «Поливановская дискуссия» 1929 г. Дискуссия по проблемам языка в «Правде» в 1950 г. Статья И.В. Сталина «Относительно марксизма в языкознании».

 

Генеративизм. Критика структуралисткой парадигмы, формирование новой. Взгляды Н. Хомского. Основные свойства генеративного подхода к языку, сопоставление структуралисткой и генеративной парадигм. Компетенция и употребление. Структура порождающей грамматики: Глубинные и поверхностные структуры; базовый и трансформационный компонент, синтаксический, семантический и фонологический компонент. Врождённость языковых структур.

 

Лингвистика универсалий. Исторический экскурс. Индуктивные и дедуктивные универсалии. Абсолютные и статистические универсалии, элементарные и лексические универсалии.

 

Язык и речь. В. фон Гумбольдт: язык как деятельность и как вещь. Взгляды Ф. де Соссюра. Статья Л. Ельмслева «Язык и речь».

 

Язык как языковая структура. Языкознание и семиотика, взгляды Ф. де Соссюра и Л. Ельмслева на устройство языкового знака. Специфика языкового знака: статья С.О. Карцевского «Об ассиметричном дуализме лингвистического знака». Отличие человеческого языка от других знаковых систем и от языка животных. Статья Э. Бенвениста «Коммуникация в мире животных и человеческий язык».

 

Система и структура языка. Статьи Э. Бенвениста «Понятие структуры в лингвистике», «Уровни лингвистического анализа».

Язык, мышление, этнос, культура. «Язык как мировидение» (Гумбольдт). Американская этнолингвистика: теория лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Статья Б.Л. Уорфа «Отношение норма поведения и мышления к языку».

 

Лингвистика универсалий. Исторический экскурс. Индуктивные и дедуктивные универсалии. Фонетико-фонологические, морфологические, синтаксические и лексические универсалии.

Список работ, входящих в экзамен отдельными вопросами:

 

Бенвенист Э. Коммуникация в мире животных и человеческий язык.

Бенвенист Э. Понятие структуры в лингвистике.

Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа.

Карцевский С.О. Об ассиметричном дуализме лингвистического знака.

Уорф Б.Л. Отношение норма поведения и мышления к языку.

Флоренский П.А. Антиномия языка.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: