Бюджетная система, ее принципы функционирования.




Лекция №17

Финансовая система Российской Федерации включает в себя личные подсистемы. К основной подсистеме в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относится госу­дарственные и муниципальные финансы. Главным же звеном этой подсистемы является, бюджетная система, которая состоит из сово­купности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и инсти­тутов.

С одной стороны, бюджет является основным зве­ном системы финансов как экономическая категория. С другой стороны, бюджет является конкретным Проявлением управленческой деятель­ности звеним финансовой системы в формах; консолидированного бюджета, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Фе­дерации и местных бюджетов. Таким образом, бюджет представляет собой особую сферу финансовых отношений, и одновременно - форму практического использования финансовых отношений в форме законо­дательного оформления соответствующих финансовых документов. Поэтому бюджет - это одновременно и экономическая категория, и со­вокупность денежных фондов, входящих в единый денежный (бюджет­ный) фонд.

Тесная взаимообусловленность бюджета и государства предоп­ределяет специфику финансовых отношений, выражаемых бюджетом в общей совокупности финансовых отношений, и ограничивает их использование. Поэтому их называют бюджетными отношениями и этим они специфичны, Бюджетные отношения тесно связаны с обособлением части стоимо­сти совокупного общественного продукта и концентрацией ее в распо­ряжении общегосударственного органа управления. Качественная оп­ределенность бюджетных отношений характеризуется выполнением ими наиболее важных экономических, социальных, политических и внешнеэкономических потребностей государства:

используя бюджетные отношения, устанавливаются взаимосвязи государства со всеми хозяйствующими субъектами и в процессе пере­
распределения формируется централизованный денежный фонд, пред­назначенный для удовлетворения этих общегосударственных потребностей;

при помощи бюджетных отношений осуществляется процесс пере­
распределении денежных средств, сконцентрированных в централи­зованном денежном фонде общегосударственного органа управления,
между участниками воспроизводственного процесса, сферами обще­ственной деятельности;

посредством бюджета приводится большинство мероприятий по го­сударственному регулированию экономики, и он является инструмен­том осуществления государственной финансовой политики;

так как в бюджете отражаются все экономические процессы и нахо­дят свое конкретное выражение все основные финансовые инструменты (налоги, расходы, займы), его можно назвать основным финансовым планом государства (росписью доходов и расходов го­сударства).

Бюджету, таким образом, присущи отличительные при­знаки финансовой категории: - это система экономических денежных отношений;

объект перераспределения является финансовым;

он имеет специфическое общественное значение;

предназначение и движение денежных потоков осуществляет обще­государственный орган управления;

это основной финансовый план государства (роспись доходов и рас­ходов);

это составная часть проведения государственной финансовой поли­тики и управления ею.

Бюджетные отношения выражают отношения по распределению совокупного общественного продукт и перераспределения, главным образом, национального дохода. Они формируют основной централи­зованный общегосударственный фонд денежных средств и ею структу­ру.

Бюджет как экономическая категория представляет собой си­стему экономических денежных отношений по поводу перераспределения совокуп­ного общественного продукта (главным образом, национального дохода).

В широком смысле слова бюджет - это система отношений, фор­мируемых общегосударственным органом управлении и обязатель­ных к исполнению.

Сущность бюджета как финансовой категории проявляется в его функциях и заключается в:

- формировании денежных средств основного общегосударственно­го фонда (и ходе реализации этой функции обеспечиваются струк­тура, формы и методы аккумулирования к направлениям концен­трации части совокупного общественного продукта (национального дохода) и движения денежных потоков в бюджетной системе); использовании денежных средств основного общегосударствен­ного фонда (в соответствии с этой функцией реализуется процесс целевого использования денежных средств бюджета, движения денежных потоков в бюджетной системе - структура расходов, порядок, и последовательность);

-организация и осуществление контроля за формированием, дви­жением и использованием средств бюджетного фонда (использование денежных показателей позволяет анализировать, система­тизировать, выявлять тенденции и осуществлять наблюдение за соблюдением правил и норм, установленных законодательством).

Бюджет влияет на экономическую, социальную и политичес­кую стороны. Используя денежные средства бюджета на финансирование наиболее приоритетных сфер деятельности, важных нерента­бельных производств, бюджет играет большую роль и перераспреде­лении национального дохода между отраслями.

Федеральный бюджет — центральное, стратегическое звено бюд­жетной системы Российской Федерации. Формирование эффективной бюджетной системы является неотъемлемой частью процесса разви­тия государства, рыночной экономики и открытого общества предопределяющее значение для реализации задач бюджетной политики име­ют параметры федерального бюджета — объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность и другие показатели.

Виды доходов федерального бюджета регламентируются ст. 49 Бюджетного кодекса РФ. Они включают налоговые до­ходы; неналоговые доходы; доходы федераль­ных целевых бюджетных фондов, безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы включают: налоги на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на совокупный доход, налоги на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами, налог на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Неналоговые доходы включают: доходы от имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности, доходы от продажи нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафные санкции и возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы (дотации, субвенции, трансферты).

К доходам целевых бюджетных фондов относятся: фонд Министерства по атомной энергии и ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет

Определяющая характеристика параметров любого бюджета — структура его расходов.Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:

. ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

. средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физи­ческими и юридическими лицами по государственным или муници­пальным контрактам;

. трансфертов населению;

. ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

. ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, воз­никших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или умень­шению бюджетных доходов;

. бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налого­вых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

. субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь соз­даваемых юридических лиц;

. бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам дру­гих уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджет­ным фондам;

кредитов и заимствований внутри страны за счет государствен­ных внешних заимствований;

. кредитов иностранным государствам;

.средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе го­сударственных или муниципальных гарантий.

Расходы бюджетов определяются направлениями и пределами, ус­тановленными федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджета классифи­цируются по ряду признаков, важнейшим из которых является характер выполняемых государством функций — экономической, социальной, оборонной и др.

Бюджетная система РФ- основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Функционирование бюджетной системы Российской Феде­рации основано на следующих основополагающих принципах:

1) единство бюджетной системы;

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3) самостоятельность бюджетов разных уровней;

4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) сбалансированность бюджета;

6) эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7) общее покрытие расходов бюджета;

8) гласность;

9) достоверность бюджета;

10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Единство бюджетной системы — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законо­дательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерско­го учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюдже­тов, который означает:

• право законодательных (представительных) органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществ­лять бюджетный процесс;

• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже­тов, полномочий по формированию доходов соответствую­щих бюджетов;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники фи­нансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

• недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен­ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм эко­номии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фон­дов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюд­жетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обяза­тельном порядке и полном объеме. Все государственные и муници­пальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккуму­лированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюд­жетов органы власти и получатели бюджетных средств должны ис­ходить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источни­ков финансирования его дефицита.

8. Гласность бюджета предполагает: 1) обязательное опублико­вание в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполне­ния бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления; 2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре­ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета — этот принцип обеспечивает на­дежность показателей прогноза социально-экономического разви­тия соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на финансирование определенных целей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: