Контрольные задания в формате ЕГЭ по теме «Россия в XVII в.»




ЧАСТЬ 1

А1. Какое архитектурное сооружение, построенное в XVII в., назвали «восьмым чудом света»?

1) Казанский собор на Красной площади 3) храм Живоначальной Троицы в Москве

+2) царский дворец в Коломенском 4) Смоленский Кремль

 

А2. По условиям заключенного в 1617 г. Столбовского мирного договора Россия

+1) утратила выход в Балтийское море 3) возвратила смоленские земли

2) получила выход в Балтийское море 4) утратила смоленские земли

 

A3. Первые мануфактуры в России возникли в

1) солеварении 2) судостроении

3) черной металлургии +4) производстве тканей

 

A4. Религиозное движение XVII в., принявшее социальную окраску, —

1) униатство 3) иконоборчество

2) сектантство +4) старообрядчество

 

А5. Соборное уложение 1649 г. предусматривало

+1) установление наследственного крепостного состояния крестьян

2) упразднение Боярской думы при царе

3) создание приказов как органов управления

4) разделение на земщину и опричнину

 

А6. В результате восстания в Москве в 1662 г. царь вынужден был

1) ввести подушную подать 3) ликвидировать белые слободы

+2) отменить медные деньги 4) отменить рекрутчину

 

А7. Установление устойчивых связей и обмена товаров между различными частями страны называется

+1) всероссийским рынком 3) меркантилизмом

2) протекционизмом 4) мелкотоварным производством

 

А8. Внешнеполитическая задача, стоявшая перед Россией в середине XVII в., —

1) установление союзнических отношений с Турцией

+2) возвращение земель, отторгнутых Речью Посполитой и Швецией

3) борьба с Персией за Закавказье

4) борьба с Китаем за Даурию

 

А9. К предпосылкам Смутного времени, кризиса Российского государства и общества относится

1) расширение при Борисе Годунове контактов с Европой, вызвавшее недовольство консервативных бояр

+2) смерть Федора Иоанновича, положившая конец династии Рюриковичей

3) реформы Избранной рады

4) интервенция поляков и шведов на территорию России

 

A10. Согласно Соборному уложению 1649 г. посадские люди получили право

1) записываться в стрельцы

2) переходить из посада в посад

3) вести беспошлинную торговлю в городах

+4) монопольной торговли в городах

 

А11. Как назывались мануфактуры, на которых крепостные крестьяне отрабатывали барщину?

+1) вотчинные 2) казенные

3) купеческие 4) крестьянские

 

А12. Барщинное хозяйство XVII в. характеризуется

+1) преобладанием натурального оброка над денежным

2) наличием у крестьянина надела, предоставляемого помещиком

3) развитием мелкотоварного производства

4) быстрым усовершенствованием орудий труда

 

А13. Мануфактура характеризуется использованием

+1) ручных орудий труда 3) только труда вольнонаемных рабочих

2) механических орудий труда 4) только труда приписных крестьян

 

A14. Что из названного было одной из причин бунтов 1648 и 1662 гг. в Москве?

+1) введение новых пошлин и денег

2) введение рекрутской повинности

3) ликвидация городского самоуправления

4) предоставление иностранцам преимуществ в торговле

 

А15. Что из названного было одной из причин церковного раскола в XVII в.?

1) проведение царем секуляризации церковных земель

+2) решение об исправлении церковных текстов

3) отмена патриаршества

4) обострение борьбы между иосифлянами и нестяжателями

 

А16. Реорганизация армии в царствование Алексея Михайловича привела к

1) появлению стрелецких полков

+2) введению всеобщей воинской повинности

3) появлению «полков иноземного строя»

4) введению рекрутчины

 

А17. «Прелестные письма» — это

1) царские грамоты об освобождении крепостных крестьян

2) литературный жанр XVII в.

+3) обращения Степана Разина к своим сторонникам

4) письма Алексея Михайловича своим детям

 

А18. Прочтите отрывок из документа и укажите источник

«Буде кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщется допряма, что на на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию».

1) обращение С. Разина

2) речь Б. Хмельницкого

3) «крестоцеловальная запись» В. Шуйского

+4) Соборное уложение

 

А19. Укажите основную, наиболее общую, причину городских восстаний XVII в.

1) недовольство посадского населения введением новых налогов

2) гонения на старообрядцев

3) ликвидация белых слобод

+4) постоянные войны

А20. Прочтите отрывок из документа и укажите его автора

«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится и какой страх вперед, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть... Может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, и воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу отечества.

И готов лучше со всею моею семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество в поругании и от врагов во обладании».

1) Прокопий Ляпунов +2) Кузьма Минин 3) Дмитрий Пожарский 4) Степан Разин

 

A21. «Углическое дело» было связано с

1) убийством Иваном Грозным старшего сына Ивана

2) свержением с престола Василия Шуйского

+3) гибелью царевича Дмитрия

4) созданием первого ополчения для освобождения Москвы от поляков

 

А22. Утверждение «священство выше царства» связано с

1) борьбой иосифлян и нестяжателей

+2) конфликтом царя Алексея Михайловича и патриарха Никона

3) введением патриаршества в России

4) ликвидацией патриаршества в России

 

А23. Годы 1632-1634, 1654-1667, 1686 связаны с

1) отношениями с Речью Посполитой

2) войнами с Османской империей

+3) военным противостоянием со Швецией

4) закрепощением крестьян

 

А24. С правлением Федора Алексеевича не связано событие

1) открытие Славяно-греко-латинской академии

2) отмена местничества

3) Чигиринские походы

+4) реформирование армии

 

А25. К периоду регентства Софьи Алексеевны относятся(ится)

1) Крымские походы 3) восстание Василия Уса

2) Азовские походы +4) разделы Речи Посполитой

 

А26. К политике «семибоярщины» относится

+1) подавление движения Ивана Болотникова

2) договор с Польшей о воцарении на Московском престоле сына польского короля Владислава

+3) приглашение шведов для наведения порядка

4) создание народных ополчений в стране

 

А27. Какое из названных событий произошло позже других?

1) «дело патриарха Никона»

2) создание «Совета всей земли»

3) принятие «крестоцеловальной записи»

+4) Соляной бунт

ЧАСТЬ 2

В1. Установите хронологическую последовательность событий Смутного времени

A) семибоярщина B) снятие осады Троице-Сергиева монастыря

Б) движение Ивана Болотникова Г) гибель Лжедмитрия I

 

А Б В Г
       

 

В2. Выберите из перечня три наиболее известные сатирические повести XVII в.

1) «Повесть о голом и небогатом человеке» 4) «Повесть о Шемякиной суде»

2) «Повесть о Ерше Ершовиче» 5) «Повесть о Горе-Злосчастии»

3) «Бедная Лиза» 6) «Сказание о куре и лисице»

 

     

 

В3. Установите соответствие между событиями и да­тами

События Даты

1) принятие Соборного уложения А) 1666—1667 гг.

2) Медный бунт Б) 1613 г.

3) избрание на царство Михаила В) 1662 г. Романова

4) начало церковного раскола Г) 1649 г.

Д) 1653 г.

       
       

 

В4. Прочтите отрывок из произведения XVII в. и укажите его автора

«В Енисейске зимовал и паки, лето и плывши, в Тобольске зимовал. И до Москвы едучи, по всем городам и селам во церквах и на торгах кричал, проповедал слово Божие, и уча, и обличая безбожную лесть и ересь никониянскую...»

Ответ: _________________________________________________________________________

 

В5. Установите хронологическую последовательность событий

A) начало проведения церковной реформы патриарха Никона

Б) патриаршество Филарета

B) деятельность патриарха Гермогена

Г) Переяславская рада

А Ь В Г
       

В6. Выберите из перечня характерные признаки русской культуры XVII в.

1) усиление влияния церкви на духовную жизнь

2) зарождение портретного жанра в живописи

3) возникновение стиля «дивное узорочье» в зодчестве

4) заимствование европейских культурных традиций

5) развитие эпической поэзии

6) появление книгопечатания в Москве

 

     

 

B7. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, связанными с их деятельностью

Имена исторических деятелей Виды деятельности
1) И. Заруцкий A) государственный деятель, автор экономических реформ
2) А. Ордин-Нащокин Б) руководитель первого ополчения в период Смуты
3) Б. Хмельницкий B) русский путешественник, первопроходец
4) С. Дежнев   Г) руководитель освободительного движения укра­инского народа против Речи Посполитой
  Д)противник патриарха Никона, «учитель» раскола

 

       
       

 

В8. Прочтите отрывок из труда российского историка XIX в. и укажите, с именем какого монарха связана деятельность лиц, названных в источнике

«Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды, злобы, ладил со всеми выдающимися дельцами своего времени: и с Ординым-Нащокиным, и с Никоном, и с Аввакумом, и со Славинецким, и с Полоцким при всем несходстве их характеров и направлений, старался удержать староверов и никониан в области богословской мысли, книжного спора, не допуская их до церковного раздора».

Ответ__________________________________________________________________________

 

В9. Выберите из перечня черты, характеризующие социально-политическое развитие России в XVII в.

1) ослабление позиций дворянства

2) превращение России в империю

3) прекращение созыва Земских соборов

4) усиление роли сословно-представительных органов власти

5) падение роли Боярской думы, появление Ближней думы

6) нарастание неэффективности приказной системы управления

 

     

 

В10. Установите соответствие между названиями приказов и их функциями

Приказы Функции
1) Разрядный A) ведал отношениями с иностранными государствами
2) Большого прихода Б) распределял служилых людей по отечеству на службу по военному, гражданскому и придворному ведомствам
3) Посольский B) выступал в роли высшей апелляционной инстанции по судебным делам
4) Челобитный Г) собирал через своих пред­ставителей на местах тамо­женные доходы, наблюдал за мерами длины и веса
  Д) ведал распределением земель между новыми владельцами

 

       
       

В11. Прочтите отрывок из документа и укажите его название

«А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых... годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в пе­реписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюдь никому чужих крестьян не принимать, и за собою не держать...»

Ответ: __________________________________________________________________________

 

В12. Укажите три факта, связанных с внешней политикой в царствование Алексея Михайловича:

1) «Вечный мир»

2) Андрусовское перемирие\

3) Переяславская Рада

4) «азовское сидение казаков»

5) Кардисский мир

6) Смоленская война

     

 

В13. Установите соответствие между понятиями и их определениями

 

Термины Определения
1) ярмарка   A) противники церковного землевладения в России
2) ясачные люди   Б) лично свободные крестьяне, которые владели общинными землями и несли государственные повинности
3) удельные крестьяне   B) зависимые крестьяне, принадлежавшие царской семье, платившие оброк и выполнявшие государственные повинности
4) черносошные крестьяне   Г) место ежегодного торга
  Д) народы Сибири и Дальнего Востока, платившие налоги в российскую казну

 

       
       

 

В15. Установите хронологическую последовательность событий

A) Медный бунт

Б) принятие Торгового устава

B) «вечный мир» с Польшей

Г) «поход за зипунами» Степана Разина

 

А В Г Д
       

 

В14. О ком идет речь в фрагменте из работы российского историка?

«Князь, глава комиссии по отмене местничества, в своих записках высказал идею освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделения их землей. В течение ряда лет руководил работой посольского приказа. Заключил в 1686 г. Вечный мир с Речью Посполитой».

Ответ: __________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы 1-3

«Следующий день был пятница 2 июня... Его царское величество сошел по лестнице из дворца, и тогда толпа еще раз принялась просить указа о том, о чем они били челом накануне. Его царское величество спросил их, отчего бы им не изложить письменно своих жалоб и желаний. На это толпа отвечала, что это было сделано накануне... Далее, когда его царское величество вышел из Кремля, навстречу ему подошла часть возмутившейся толпы и еще раз стала говорить о Плещееве, чем его царское величество был частью поражен, частью разгневан... По совершении богослужения просившие пошли снова вслед за царем из церкви, и когда его царское величество вошел в Кремль, весь народ ворвался вместе с ним... несколько тысяч человек проникли на Кремлевскую площадь и с громкими криками требовали окончательного решения их желаний и высказанных им жалоб... На другой день, в субботу, обезумевшая чернь снова явилась перед Кремлем и с громким криком стала требовать выдачи Плещеева; тогда из Кремля раздалось несколько холостых выстрелов. Тотчас вслед за этим все колокола зазвонили в набат, и в короткое время произошло такое смятение, что сбежалось несчетное число тысяч человек; тогда его царское величество, чтобы отвра­тить опасность... выдал Плещеева, уступая требованию толпы, но неохотно, против своего желания; толпа тотчас же перед Кремлем стала требовать выдачи Морозова как изменника и врага общего».

С1. В каком году происходило описываемое событие? Под каким названием это событие вошло в историю? О каком царе идет речь в отрывке?

С2. Используя текст исторического документа, охарактеризуйте отношения между царем и обществом в рассматриваемый период.

С3. Привлекая знания по истории, объясните, чем закончились описываемые события, каковы были их последствия. Назовите не менее двух положений.

 

С4. Назовите не менее трех событий, связанных со взаимоотношениями России и Речи Посполитой в XVII в. Приведите не менее двух факторов, которые влияли на внешнюю политику России в отношении Речи Посполитой.

 

С5. Ниже приведены две точки зрения на эпоху правления царя Алексея Михайловича

1. Эпоха Алексея Михайловича характеризуется традиционализмом, патриархальным укладом.

2. Эпоха Алексея Михайловича несет в себе черты новизны, постепенной европеизации России.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы

В 1666 г. в Москве состоялся церковный собор с участием двух вселенских патриархов — антиохийского и александрийского. Собор поддержал позицию царя и лишил Никона патриаршего сана. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, где умер в 1681 г.

Каковы были причины, приведшие к падению бывшего «особиного друга» царя Алексея Михайловича? Назовите не менее двух причин. Укажите последствия разрешения «дела Никона» для РПЦ. Назовите не менее трех последствий.

 

С7. Сравните развитие русской культуры в XV-XVI вв. и XVII в. Укажите не менее трех общих и четырех отличительных характеристик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: