Как объединять учеников с ОВЗ в классы




Как комплектовать классы с детьми с ОВЗ в школе

Аделя Вильшанская, руководитель структурного подразделения инклюзивного и интегрированного образования ГБОУ «Школа Марьино» им. маршала авиации А.Е. Голованова, к. п. н.

Обучайте детей с ОВЗ и инвалидностью совместно с другими детьми или в отдельных классах. Читайте, кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом и как объединять детей с разными заболеваниями в одном классе.

Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом

Законодательство обычно использует термин «учащийся с ОВЗ». Ребенка относят к данной категории только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Она фиксирует, что ребенок имеет отклонения в физическом или психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Заключение выдают родителям. В документе указывают, по какой программе обучать, ее вариант, сроки обучения и другие специальные условия, в том числе специалистов сопровождения и направления коррекционной работы. Передавать третьим лицам информацию из заключения без письменного согласия родителей запрещено (п. 8 положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082).

Наличие ОВЗ признают у детей:

· с нарушениями слуха – глухих, слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных;

· нарушениями зрения – слепых, слабовидящих;

· тяжелыми нарушениями речи;

· нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· задержкой психического развития;

· расстройствами аутистического спектра;

· сложными дефектами – тяжелыми и множественными нарушениями развития;

· умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для родителей заключение ПМПК носит рекомендательный характер и действует в течение календарного года с даты получения. Они самостоятельно принимают решение, представлять ли его в этот период в школу. Если не представят, то придется получать заново (п. 23 положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082).

Рекомендации ПМПК действуют на период, указанный в заключении. Как правило, на уровень образования. Если в рекомендациях указали сроки дополнительного обследования, например, по итогам учебного года, то родители должны получить заключение с уточненным образовательным маршрутом.

При переходе на следующий уровень образования получают новое заключение. Это объясняется тем, что в документе указывают образовательную программу, форму и режим обучения.

Если родители представили вам заключение ПМПК и дали согласие на обучение ребенка по АООП или АОП, то создайте специальные условия. Если нет ресурсов, обратитесь к учредителю. Он обязан организовать обучение ребенка с ОВЗ (п. 23 положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082).

Внимание: учащиеся с ОВЗ не всегда являются инвалидами, а дети-инвалиды могут не нуждаться в специальных условиях обучения.

Категорию «ребенок-инвалид» присваивает учащемуся бюро медико-социальной экспертизы на разный срок: 1 или 2 года, 5 лет, до достижения возраста 14 или 18 лет. После экспертизы ребенку выдают индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА) и справку, в которой указывают группу инвалидности (п. 36 Правил, утв. постановлением Правительства от 20.02.2006 № 95).

Справка и ИПРА могут не содержать указаний о специальных условиях обучения. Например, дети с заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК. Некоторые учащиеся имеют справку об инвалидности и заключение ПМПК, например, глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Как объединять учеников с ОВЗ в классы

Детей с ОВЗ можно обучать вместе с обычными детьми в условиях инклюзии или в отдельных классах. Выберите вариант, которой вам удобен. Если планируете формировать отдельные классы для детей со сходными заболеваниями, учтите, что максимальная наполняемость – 15 человек (п. 22 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015).

Количество детей с разными заболеваниями в одном классе устанавливает пункт 8.1 СанПиН детей с ОВЗ. Предельная наполняемость зависит от вида заболевания ребенка и варианта образовательной программы. Полную информацию смотрите в таблице.

 


«Как комплектовать классы с детьми с ОВЗ в школе». А.Д. Вильшанская
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/16/22022/bssPhr1/?of=copy-0cef880309


Как комплектовать инклюзивные классы

Категория детей с ОВЗ Вид программы
не отличается по итоговым достижениям и срокам предполагает пролонгированные сроки обучения отличается по итоговым достижениям и срокам отличается по итоговым достижениям и срокам – для учащихся с умственной отсталостью
Максимальное количество учащихся
Глухие Не более 2 глухих учащихся в классе. Общая наполняемость класса: – при 1 глухом – до 20; – при 2 глухих – до 15      
Слабослышащие и позднооглохшие Не более 2 слабослышащих или позднооглохших учащихся в классе. Общая наполняемость класса: – при 1 слабослышащем или позднооглохшем – до 25; – при 2 слабослышащих или позднооглохших – до 20 I отделение: 8; II отделение: 6  
Слепые Не более 2 слепых учащихся в классе. Общая наполняемость класса: – при 1 слепом – до 20; – при 2 слепых – до 15      
Слабовидящие Не более 2 слабовидящих учащихся в классе. Общая наполняемость класса: – при 1 слабовидящем – до 25; – при 2 слабовидящих – до 20    
С тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Не более 5 учащихся с ТНР в классе. Общая наполняемость класса – до 25  
С нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) Не более 2 учащихся с НОДА в классе. Общая наполняемость класса: – при 1 учащемся с НОДА – до 20; – при 2 – до 15      
С задержкой психического развития (ЗПР) Не более 4 учащихся с ЗПР в классе. Общая наполняемость класса – до 25  
С расстройствами аутистического спектра (РАС) Не более 2 учащихся с РАС в классе. Общая наполняемость класса: – при 1 учащемся с РАС – до 20; – при 2 учащихся с РАС – до 15 Не более 2 учащихся с РАС в классе. Общая наполняемость класса – до 12 Не более 1 учащегося с РАС в классе. Общая наполняемость класса – до 9 Не более 1 учащегося с РАС в классе. Общая наполняемость класса – до 5. Если в классе есть ученики с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), то учащихся с РАС должно быть не более 2
С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)    

 


«Как комплектовать классы с детьми с ОВЗ в школе». А.Д. Вильшанская
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/16/22022/dfasetbi1o/?of=copy-47a4050225

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: