Общие обязанности/компетенции воспитателя могут быть сведены к следующему[1]:
уважать права и достоинство ребенка, общаться с ним как равный с равным, сотрудничать, требовать
и уважать мнение ребенка;
- осуществлять учебно-воспитательный процесс, центрированный на ребенке, с учетом потребностей, интересов, собственного ритма и уровня развития каждого ребенка;
применять в своей деятельности современные методы преподавания/обучения - интерактивные, методы активного участия;
сотрудничать в команде с помощником воспитателя (няней), со вторым воспитателем группы, а также с музыкальным организатором, спортивным руководителем, психологом и другими специалистами для всесторонней реализации куррикулярных целей;
- систематически оценивать эволюцию ребенка; регулярно информировать директора дошкольного учреждения, родителей и медицинский персонал о его интеллектуальном и психофизиологическом прогрессе, изменениях в здоровье;
обеспечивать соблюдение установленного режима;
стимулировать/облегчать сотрудничество между родителями и специалистами-профессионалами, предоставляющими услуги для детей и семьи;
разрабатывать/готовить и распределять в сообществе информационные материалы на темы воспитания, развития, здоровья и социальной защиты маленького ребенка;
систематически организовывать, совместно с медсестрой и социальным ассистентом, занятия по информированию, ориентированию, образованию родителей или опекунов, индивидуальные и/или групповые консультации; осуществлять психопедагогическое консультирование семьи;
- вовлекать в процесс ухода за ребенком и его развития ВСЕХ заинтересованных лиц: мам, пап, бабушек, дедушек, старших братьев/сестер, нянь, бонн и др.;
|
- поощрять общение и неофициальный обмен информацией и опытом между семьями;
- оказывать поддержку семье при принятии решений, касающихся ребенка;
- вовлекать семью и сообщество в деятельность по защите ребенка, по формированию фондов, другую практическую деятельность в пользу ребенка и его семьи.
3. Права и обязанности педагога сферы раннего воспитания
- права:
- отбирать, разрабатывать, применять современные медико-социообразовательные программы, дидактические методы/технологии преподавания/обучения, утвержденные Министерством просвещения;
- участвовать в программах непрерывного образования, в соответствии со спецификой своей деятельности и действующими положениями для каждой категории;
- избирать и быть избранным в административные и консультативные органы учебного заведения;
- объединяться в организации для защиты профессиональных интересов и прав, если это не влияет на выполнение непосредственных служебных обязанностей; применять современные концепции и практики по уходу за ребенком и его раннему развитию, а также по образованию семьи;
- пользоваться творческим отпуском сроком до 3 месяцев с сохранением среднемесячной заработной платы для разработки учебников и других дидактических и научных материалов при утверждении Министерством просвещения;
- требовать по собственной инициативе присвоения дидактических степеней.
Обязанности педагога, который трудится в дошкольном учреждении, в коммунитарном центре или в другой институциональной форме по раннему воспитанию заключаются в следующем:
|
- обеспечивать качество учебно-воспитательного процесса посредством реализации государственных образовательных стандартов и положений Национального куррикулума;
соблюдать профессиональную деонтологию;
защищать детей от какого бы то ни было вида злоупотреблений (физического, эмоционального, сексуального), а также от небрежности;
- проявлять уважение в отношениях с детьми, их родителями/официальными представителями, другими членами сообщества;
создавать оптимальные условия развития потенциала ребенка, сотрудничать с семьей и сообществом; продвигать на собственном примере моральные принципы справедливости, гуманизма, великодушия, трудолюбия, патриотизма и т. д.;
выполнять обязанности, предусмотренные коллективным трудовым договором, уставом учреждения, правилами внутреннего распорядка и положениями Закона/Кодекса об образовании', постоянно совершенствовать свою профессиональную квалификацию;
знать законодательство, некоторые элементы менеджмента, чтобы в любое время без затруднений выполнять должность методиста, директора или члена административного совета; нести ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка, за его всестороннее развитие — физическое, когнитивное, личностное, социальное, эмоциональное, а также за укрепление способности семьи по уходу за маленьким ребенком и его воспитанию;
- отличаться высоким нравственным обликом в соответствии с ценностями, передаваемыми детям и их родителям/официальным представителям, а также ответственным и достойным поведением;
- соблюдать партнерское соглашение, заключенное с семьей, сообществом, другими акторами сферы образования;
- запрещаются действия по оказанию влияния на общественный имидж ребенка и его родителей/официальных представителей, их личной жизни, семейной ситуации;
запрещается обусловливать качество выполняемой работы (педагогической, медицинской, социальной и др.) получением какой бы то ни было выгоды от родителей/официальных представителей детей.
Литература:
1. Gliga, L. (coord.), Standarde profesionale pentru profesia didactică, M.E.N.. Buc., 2002.
2. îngrijirea şi Dezvoltarea Timpurie a copilului în Moldova - Raport naţional. Guvernul R.Moldova -UNICEF, Ch., 2004.
3. Baranov Maria, Botnaru Valentina, Vrânceanu Maria. Ghidul cadrelor didactice pentru educaţia timpurie şi preşcolară. Ministerul Educaţiei şi Tineretului-UNICEF. Chişinău, 2008.
4.
5. Ghidul cadrelor didactice pentru educaţia timpurie şi preşcolară, Ministerul Educaţiei şi Tineretului-UNICEF, Ch., 2008.