Практическое занятие № 2
«сводка и группировка данных»
Время на выполнение: 2 часа
Цель работы: обработка данных статистического наблюдения.
Задачи работы:
1. Построить ряд распределения и статистическую группировку.
2. Построить и проанализировать статистические таблицы и графики.
Обеспечение: методическое пособие, учебные пособия, калькулятор, мультимедийное оборудование.
Основные понятия:
Понятие о статистической сводке и ее задачи. Программа сводки.
Организация сводки. Общее понятие о ее технике.
Группировка. Виды статистических группировок: типологические, структурные, аналитические.
Группировочный признак.
Ряды распределения, их виды.
Графическое изображение рядов распределения.
Краткие теоретические сведения:
Статистической сводкой называется научная обработка материалов статистического наблюдения для получения обобщающих характеристик изучаемого объекта.
Важно уяснить, что статистическая сводка проводится по программе, основанием которой является перечень групп, распределяющих совокупность и состав показателей, подлежащих изучению.
Статистическая группировка имеет большое научное и практическое значение. С помощью группировок выделяют основные темы изучаемых явлений, выясняют состав совокупности и происшедшие с ней структурные изменения.
Для понятия сущности задач и видов группировок следует правильно сделать выбор группировочного признака.
Группировочными признаками называют признаки единиц совокупности, положенные в основание группировки статистического материала.
Признаки могут иметь количественное выражение (количественные), и качественное (атрибутивные).
Рядом распределения называют упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определенному изменяющемуся признаку. Ряды бывают атрибутивные и вариационные. Атрибутивные ряды построены по качественному признаку.
Вариационные ряды построены по количественному признаку. Любой вариационный ряд состоит из 2-х элементов; вариантов и частот. Вариантами называют значения признака. Частоты показывают, как часто встречается данный признак (варианты) в данном ряду распределения. Количественный признак в вариационном ряду может принимать целое значение (дискретный, вариационный ряд) или находится в определенном интервале (интервальный вариационный ряд).
Дискретные вариационные ряды графически изображают в виде полигона, а интервальные - в виде гистограммы.
Задание №1.
1. Применяя к исходным данным метод аналитической группировки, выявите характер зависимости выпуска продукции на одно предприятие от величины ОПФ. При группировке по факторному признаку образуйте 4 группы предприятий с равными интервалами. Каждую группу охарактеризуйте количеством предприятий, среднегодовой стоимостью ОПФ, продукцией за отчетный период, по группе на одно предприятие и в целом по предприятию.
2. Постройте статистический ряд распределения предприятий по выпуску продукции, образовав четыре группы с равными интервалами.
Номер предприятия | Стоимость ОПФ, млн. руб. | Продукция за отчетный период, млн. руб, |
5,1 | 8,4 | |
5,8 | 8,9 | |
7,2 | 9,7 | |
11,0 | 13,0 | |
4,2 | 7,8 | |
4,4 | 7,7 | |
5,2 | 8,4 | |
5,8 | 8,9 | |
8,4 | 10,8 | |
6,2 | 9,2 | |
2,4 | 5,4 | |
3,7 | 7,4 | |
4,2 | 7,6 | |
4,9 | 8,1 | |
5,7 | 8,6 | |
8,0 | 10,1 | |
5,0 | 8,1 | |
2,6 | 6,5 | |
3,4 | 7,2 | |
4,2 | 7,4 |
Решения заданий запишите в рабочую тетрадь и сдайте преподавателю.
Тема «Абсолютные и относительные величины»
Практическое занятие № 3
«Определение Абсолютных и относительных показателей»
Время на выполнение: 2 часа
Цель работы: определение абсолютных и относительных величин.
Задачи работы:
Рассчитать абсолютные и относительные величины. Сформулировать выводы.
Обеспечение: методическое пособие, учебные пособия, калькулятор, мультимедийное оборудование.
Основные понятия:
Обобщающие показатели в статистике
Абсолютные статистические величины: их значение, виды, единицы измерения.
Относительные величины и формы их выражения. Виды относительных величин
Краткие теоретические сведения:
В процессе статистического наблюдения сообщаются количественные сведения об общественных явлениях, выраженные в абсолютных величинах. Абсолютные величины могут быть выражены в различных единицах измерений.
Относительные величины есть производные показателей от абсолютных величин. Относительные величины представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой. Абсолютный показатель, находящийся в числителе, называют текущим или сравниваемым. Показатель, находящийся в знаменателе, называют основанием или базой сравнения.
Виды относительных показателей:
1. Относительный показатель динамики (ОПД) представляет собой отношение уровня исследуемого процесса или явления за данный период времени и уровня этого же процесса или явления в прошлом.
Текущий показатель
ОПД = —————————— х 100 %
Базисный показатель
2. Относительный показатель плана представляет собой отношение планируемого уровня исследуемого процесса или явления за данный период времени и достигнутого уровня этого же процесса или явления в прошлом.
Показатель, планируемый на (i +1) период
ОПП = ——————————————————— х 100 %
Показатель, достигнутый в i периоде
3. Относительный показатель структуры представляет собой соотношение структурных частей, исследуемого объекта и их целого:
Показатель, характеризующий часть совокупности
ОПС = ————————————————————— х 100 %
Показатель по всей совокупности в целом
4. Относительный показатель сравнения представления одноименных абсолютных показателей, характеризующих разные объекты (предприятия, фирмы, районы, области, страны):
Показатель, характеризующий объект А
ОПС р. = -------------------------------------------------
Показатель, характеризующий объект В
Задание №1
Определите ОПРП товарооборота по группам товаров и в целом по магазину на основе данных (тыс. руб.).
Наименование отделов группы товаров | Плановый товарооборот | Фактический товарооборот |
Гастрономический | 25.000 | 30.000 |
Бакалейный | 30.000 | 33.000 |
Вино-водочный | 15.000 | 18.000 |
Задание №2.
Группа товаров | Плановая структура | Фактическая структура |
А | ||
Б | ||
В | ||
Г | ||
Итого: |
Вычислите плановую и фактическую структуру товарооборота по данным (тыс. руб.):
Задание №3.
На заводе на начало текущего года по списку числится 2.100 человек, а административно-управленческого персонала -150 человек.
Найти соотношение между численностью рабочих и численностью административно-управленческого персонала.
Задание №4.
Вычислите относительные показатели структуры внешнеторгового оборота России со странами СНГ по кварталам. Сделать выводы.
Внешнеторговый оборот | IV квартал 2001 г. | I квартал 2002 г. |
Экспорт (млн. долларов) | ||
Импорт (млн. долларов) |
Решения заданий запишите в рабочую тетрадь и сдайте преподавателю.
Тема «Средние величины и показатели вариации»
Практическое занятие № 4
«Определение средних величин»
Время на выполнение: 2 часа
Цель работы: определение средних величин.
Задачи работы:
Определить формулу и рассчитать средние величины. Сформулировать выводы.
Обеспечение: методическое пособие, учебные пособия, калькулятор, мультимедийное оборудование.
Основные понятия:
Средние величины в статистике, их сущность.
Виды средних величин: средняя арифметическая (простая и взвешенная), средняя гармоническая (простая и взвешенная), средняя хронологическая. Условия их применения.
Краткие теоретические сведения:
Обобщающими характеристиками различных сторон хозяйственной деятельности являются величины. Обязательным условием применения средних величин - это качественная однородность всех единиц совокупности в отношении изучаемых признаков.
Применяя различные виды средних величин важно разобраться, что их применение зависит от поставленных задач и характера исходных данных, при этом необходимо правильно определить частоты в вариационных рядах.
Средняя арифметическая исчисляется в тех случаях, когда объем определяемого признака как сумма его значений отдельных единиц совокупности. В зависимости от характера исходных данных определяют: среднюю арифметическую простую, среднюю арифметическую взвешенную.
Если признак, по которому определяется среднее значение, (варианты), входит в состав весов (частот) в качестве одного из сомножителей, применяется средняя гармоническая величина.
1. Средняя арифметическая простая:
х1 + х2 +... + хn S хi
Х= ------------------------- = ---------;
n n
х - значение признаков;
n - количество признаков, которое встречается в совокупности.
2. Средняя арифметическая взвешенная применяется, когда признак может, повторяться несколько раз:
S х1 * Fi х1 * F1 + х2 * F2 +... хn *Fn
Х = ------------- = -------------------------------------;
S Fi F1 + F2 +... Fn
х - значение признаков;
f – частота, количество раз, когда этот признак встречается в совокупности.
3. Средняя гармоническая.
S Wi
х = ----;
S Wi
xi
W- общее значение признака.
Задание №1.
Определите вид средней величины и сделайте расчеты среднего отклонения размера веса от номинала в г., приходящегося на 1 пряник. Определите моду и медиану.
Отклонение веса от номинала, г | Число пряников, шт |
0-20 | |
20-40 | |
40-60 | |
60-80 | |
80-100 | |
100-120 | |
Итого: |
Сформулируйте выводы.
Решения заданий запишите в рабочую тетрадь и сдайте преподавателю.
Задание №2.
Определите моду и медиану.
Стаж, лет | ||||||
Число сотрудников сотрудников |
Сформулируйте выводы.
Практическое занятие № 5
«Определение показателей вариации»
Время на выполнение: 2 часа
Цель работы: определение показателей вариации.
Задачи работы:
Рассчитать показатели вариации. Сформулировать выводы.
Обеспечение: методическое пособие, учебные пособия, калькулятор, мультимедийное оборудование.
Основные понятия:
Показатели вариации: дисперсия, среднее квадратическое отклонение, среднее линейное отклонение, коэффициент вариации.
Краткие теоретические сведения:
Вариация — это различия индивидуальных значений признака у единиц изучаемой совокупности. Изменение вариации признака в совокупности осуществляется с помощью абсолютных и относительных показателей.
Абсолютные показатели вариации включают:
§ размах вариации
§ среднее линейное отклонение
§ дисперсию
§ среднее квадратическое отклонение
1. Размах вариации — это разность между максимальным и минимальным значениями признака
2. Среднее линейное отклонение — это средняя арифметическая из абсолютных отклонений отдельных значений признака от средней.
Среднее линейное отклонение простое:
Среднее линейное отклонение взвешенное применяется для сгруппированных данных:
3. Дисперсия - представляет собой средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины.
Дисперсия простая:
Дисперсия взвешенная:
4. Среднее квадратическое отклонение равно квадратному корню из среднего квадрата отклонений отдельных значений признака от средней арифметической.
Задание №1.
Определите по каждой партии показатели вариации пористости хлеба: дисперсию, среднее квадратическое отклонение, среднее линейное отклонение, коэффициент вариации.
Результаты замера контрольной пористости хлеба, % | Число проб | |||
1-я партия | 2-я партия | 3-я партия | 4-я партия | |
2,5 | ||||
3,5 | ||||
4,0 | ||||
5,0 |
Сформулируйте выводы.
Задание №2.
Произведите расчет показателей вариации для группы предприятий по стоимости ОПФ: дисперсию, среднее квадратичное отклонение, среднее линейное отклонение, коэффициент вариации.
Группы предприятий по стоимости ОПФ, млн. руб. | 4-16 | 16-18 | 18-20 | 20-22 | 22-24 |
Число предприятий |
Сформулируйте выводы.
Решения заданий запишите в рабочую тетрадь и сдайте преподавателю.
Тема «Ряды динамики»
Практическое занятие № 8
«Определение показателей динамики»
Время на выполнение: 2 часа
Цель работы: определение показателей и анализ динамики рассматриваемого явления.
Задачи работы:
Определить показатели динамики цепным и базисным методом. Сформулировать выводы.
Обеспечение: методическое пособие, учебные пособия, калькулятор, мультимедийное оборудование.
Основные понятия:
Статистические ряды динамики. Виды динамических рядов.
Показатели ряда динамики: уровень ряда, абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1 % прироста.
Средний уровень ряда.
Краткие теоретические сведения:
Одним из важнейших направлений анализа рядов динамики является изучение особенностей развития явления за отдельные периоды времени.С этой целью для динамических рядов рассчитывают ряд показателей:К - темпы роста,
















В качестве обобщенной характеристики уровней ряда динамики служит средний уровень ряда динамики . В зависимости от типа ряда динамики используются различные расчетные формулы.
Интервальный ряд абсолютных величин с равными периодами (интервалами времени):
Моментный ряд с равными интервалами между датами: .
Моментный ряд с неравными интервалами между датами:
где - уровни ряда,
- интервал времени, п - число периодов.
Задание №1.
Определите показатели динамики выпуска продукции в 1990 -1994 г. базисным методом: средний уровень ряда; темп роста; темп прироста; абсолютный прирост; абсолютное значение 1 % прироста.
Годы | |||||
Выпуск, млн. тонн млн.тонн | 21,2 | 22,4 | 24,9 | 28,6 | 31,6 |
Сформулируйте выводы
Практическое занятие № 9
«Выявление и анализ основных закономерностей изменения процессов и явлений»
Время на выполнение: 2 часа
Цель работы: Выявление и анализ основных закономерностей изменения социальных и экономических процессов и явлений.
Задачи работы:
Выявление основных закономерностей изменения социальных и экономических процессов и явлений, их анализа с оформлением результатов в табличной форме.
Обеспечение: методическое пособие, учебные пособия, калькулятор, мультимедийное оборудование.
Основные понятия:
Основная тенденция развития (тренд).
Метод укрупнения интервалов.
Метод скользящей средней.
Метод аналитического выравнивания по прямой.
Индекс сезонности.
Краткие теоретические сведения:
Показать основную тенденцию ряда динамики позволяют специальные методы обработки данных. 1. Метод скользящих средних. Суть метода заключается в том, что фактические уровни рядазаменяются средними уровнями, вычисленными по определённому правилу, например:












Задание №1.
Выполните аналитическое выравнивание по прямой для определения основной тенденции изменения численности населения одного из субъектов РФ. Сделайте прогноз численности населения этого субъекта на 1 января 2008 и 2009 года.
Год | ||||||||||
Численность населения, тыс. чел | 564,3 | 561,4 | 557,5 | 554,4 | 549,5 | 545,2 | 542,7 | 540,9 | 538,2 | 536,6 |
Сформулируйте выводы.
Задание №2.
Оцените сезонную неравномерность применив индекс сезонности. Изобразите сезонную волну количества заказов на продукцию малого предприятия в течении 3 лет.
Месяцы | Год | ||
Январь | |||
Февраль | |||
Март | |||
Апрель | |||
Май | |||
Июнь | |||
Июль | |||
Август | |||
Сентябрь | |||
Октябрь | |||
Ноябрь | |||
Декаврь |
Сформулируйте выводы.
Решения заданий запишите в рабочую тетрадь и сдайте преподавателю.