В целом политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Однако опыт этот недостаточно корректируется применительно к российским условиям.
Основные направления политики занятости, дают не только структурную, но и историко-логическую картину эволюции политики занятости. В самом деле, активной политики занятости должны предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных (так называемая пассивная политика). Как показывает опыт развитых стран, только обеспечив социальную защиту безработных, правительство может идти дальше, - сначала к стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. При этом стимулирование роста занятости происходит по трем направлениям: работа с предпринимателями, активизация поиска работы со стороны безработных и вывод части наемных работников с рынка труда.
В современных тяжелых для России экономических условиях необходимо расставить приоритеты в политике занятости, не пытаясь слепо копировать опыт развитых стран. Необходимо прежде всего обозначить общегосударственные и региональные сферы регулирования рынка труда, соответственно распределив финансовые средства на осуществление политики занятости.
К активным методам регулирования занятости относятся следующие меры:
- общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности, стабилизация и в дальнейшем достижение экономического роста;
- создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;
|
- обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости.
Очевидно, что реализация этих задач – дело будущего. В настоящее же время основная тактическая задача в области занятости – приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.
Безработица России
Уровень безработицы к началу 21 века, несколько ниже средне всероссийских показателей, но примерно 1,5 раза превосходит уровень безработицы в США, Канаде. Японии. Общая численность безработных определяемая по методологии мот за 1992-98 увеличилась примерно в 2,3 раза и начала снижаться в 2002 составив примерно 6,15 млн. человек или 8,6% экономически активного населения. Удельный вес женщин среди без работных составил 46%;уровень безработных среди молодежи до20 лет превысил 23%, а молодежи в возрасте 20 – 24 лет – 13%. Несмотря на снижение безработицы и рост занятости, средний период поиска работы остался на уровне 8,6 млн. около 40% безработных ищут работу более года, сохранялась и значительная материальная дифференциация по уровню безработицы – в 2002г ее максимальный уровень (Республика Ингушетия) превосходил минимальное значение (Москва) в 16 раз. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. Характеризовалась постоянным ростом до 1997 года и существенным сокращением их числа в 1997 – 2000 годах. С 2001 этот показатель повысился, составив в 2002 году 1.3 млн. человек или 1,7 экономически активного населения. По сравнению с 2001 зарегистрированная безработица выросла на 17,3%, тогда как доля официально зарегистрированных в общей их численности продолжает оставаться на низком уровне (около 21%).[3]
|
Выстраивание отношений работодателя со своими сотрудниками – проблема многогранная. И во многом она зависит от напряженности на рынке труда.
В целом в России вырисовывается следующая любопытная картина о временных периодах поиска работы.
Среднее время поиска работы безработными в ноябре 2004 года составило 8,5 месяцев и увеличилось по сравнению с ноябрем 2003 года на 0,3 месяца.
Стаж пребывания в состоянии застойной безработицы (1год и более) имели 38,4 безработных. В ноябре 2003г – 30,7
Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – около 47. среди безработных городских жителей доля застойной безработицы составила 34.[4]
В связи со всем сказанным резонно возникает вопрос, как смотрится Россия по сравнению с другими странами. Ответ простой, смотря с чем сравнив.
Причины незанятости (безработицы), в процентах
1. Перемена места жительства – 4%
2. Выход на пенсию или в отставку – 5%
3. Окончание срока временной сезонной работы – 10%
4. По состоянию здоровья, личным причинам – 13%
5. Сокращение персонала – 28%
6. Увольнение по собственному желанию – 33%
7. Другое – 7%
Задачи государства
Социально ориентированная экономическая политика предполагает создание условий для развития реального сектора, прежде всего отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей населения; расширение инвестиций, профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы. Гарантирующих работу и современную профессию. Такая политика способна смягчить проблемы безработицы и смежные социальные проблемы среди которых основными являются – падение доходов и уровня жизни, социальное неравенство. В свою очередь преодоление негативных тенденций на рынке труда - условие перспективного развития трудового потенциала, служащего важнейшим фактором устойчивого экономического роста.