Демократия как тип политического режима (лекция)




Прежде чем дать характеристику основных свойств демократического режима, необходимоопределить какой смысл следует вкладывать в понятие «демократия». В переводе с греческого оно означает «власть народа». Обычно демократию принято противопоставлять диктатуре, под которой понимается власть меньшинства над большинством и насилие правящей группы по отношению к остальному населению. Насилие проявляется в том, что меньшинство физически устраняет своих противников, не учитывает мнения остальных социальных групп и правит, не считаясь с законами. Значит демократия, чтобы отличаться от диктатуры, должна быть властью большинства и не опираться на насилие.

Необходимо также определить, что понимается под волей народа. Если народ сводится ко всему населению той или иной страны, то понимание демократии как политического режима становится бессмысленным. Если под народом понимаются лучшие или передовые люди общества, то возникает проблема определения того, что считать воплощением передового и прогрессивного. Если же под народом понимается мнение большинства, то встает проблема, чем по характеру отличается власть большинства от власти меньшинства. Ведь и большинство может ошибаться. А кроме того, нельзя установить принципиальную разницу, отличающую насилие меньшинства над большинством от насилия большинства над меньшинством.

Поэтому распространенные определения демократии как власти народа или власти большинства являются или очень расплывчатыми или просто ошибочными. Все люди могут ошибаться, будь они в большинстве или в меньшинстве. А это значит, что мнение любого человека имеет право на существование. Но демократия также не означает обязательного учета мнения большинства при принятии любого решения. Ведь если учитывать мнение каждого человека, то никакое решение никогда не будет принято, потому что редко когда можно достичь абсолютного единодушия. Поэтому демократия как принцип осуществления власти не выражается ни в воле большинства, ни в защите прав меньшинства.

Признаки демократии.

Первый принципиальный признак, характеризующий демократию как способ осуществления власти и управления, состоит в признании неотъемлемых прав личности, которыми обладает или наделяется любой член общества, а не дискуссии о том, право ли меньшинство или большинство. В состав таких прав, как правило, входят признание всех людей равными и свободными, право на жизнь, на личную неприкосновенность и свободу, равенство всех перед законом и т.д. Список основных прав и свобод человека на международном уровне сформулирован во Всеобщей Декларации прав человека, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Правам человека придан универсальный характер. Это означает, что в ней определены все основные права человека и основные задачи любого государства по их защите.

Поэтому демократия как тип политического режима строится на отсутствии общеобязательной идеологии. Наличие ее являлось бы насилием по отношению к тем, кто не согласен с ней. Точнее, идеология демократии строится на принципе «разрешено все, что не запрещено». Это означает, что нельзя навязывать обществу никакую идею, пусть даже и очень заманчивую. А с другой стороны, любая идея, любое мнение имеет право на существование. Запрещено только посягательство на права личности. Поэтому можно выдвигать любое мнение. Важно, чтобы оно не посягало на права личности. Иначе говоря, принцип демократии состоит в требовании: «поступай так, чтобы твое желание не вступало в конфликт с желаниями других людей». Это значит, что быть свободным и равным другим человек может быть только тогда, когда он себя ограничивает. В противном случае жизнь стала бы войной всех против всех. Вот почему равенство прав включает в себя и равенство ограничений для всех.

Поэтому власть и управление в обществе, которое строится на признании прав личности, приобретает характер конкуренции мнений, установок, интересов или, иными словами, облик игры. Это не значит, что все развлекаются. Игра в данном случае есть действие по определенным правилам, но с непредсказуемым результатом. Если все равны, то может быть выдвинута любая идея, любое мнение. Выжить и победить она может только путем конкуренции с другими идеями. Поэтому политическая жизнь демократического общества представляет собой игру сил, конкуренцию идей, столкновение интересов социальных групп. Как правило, выражаются они различными партиями и общественными организациями. Ограничением в этой борьбе выступает право личности. Это означает, что можно выдвигать любые идеи за исключением тех, что посягают на права личности.

Побеждают те или иные идеи, мнения, интересы и выражающие их политические организации в результате принятия решений большинством голосов. Поэтому еще один принцип демократии - подчинение мень­шинства большинству при принятии и выполнении решений. Однако не все решения могут приниматься в результате мнения большинства. Это мнение не имеет силы там, где оно посягает или может посягать на права личности. Вот в каком смысле демократия не является ни волей большинства, ни защитой прав меньшинства.

Тем самым демократический режим строится на двух основных принципах:

1) признание неотъемлемых прав личности, а значит запрете на любое решение, которое посягает на эти права;

2) принятие решений по большинству по всем вопросам за исключением тех, что касаются прав личности.

Специфика и функции правового государства. Гарантом соблюдения принципов демократии является государство.

А) Поэтому демократический режим предполагает наличие правового государства. Правовое государство представляет собой особый тип государства. Прежде всего, это организация власти и управления, которая строится на верховенстве закона. Верховенство закона предполагает, что нет лиц или организаций, которые стояли бы превыше закона. В одинаковой мере ему должны быть подчинены все: от обычного гражданина до главы правительства, от граждан до государственных органов. Это первый принцип организации правового государства.

Б) Конечно, законы существовали и существуют в любом обществе, где возникало государство. Поэтому правовое государство следит не просто за соблюдением законов. Оно контролирует соблюдение таких прав, которых не существовало ни в одном другом обществе. Ими являются права личности. Вот почему член общества, построенного на принципах демократии, является гражданином. Это значит, что государство должно вмешиваться в дела граждан, но с особой целью: напомнить им о существовании их прав, если они по неграмотности о них не знают, и помочь им их реализовать, если они не обладают достаточными средствами. Таков второй принцип организации правового государства.

В) Наконец, еще одним признаком наличия правового государства является реализация принципа разделения властей. Это означает, что при демократии все виды власти, а именно законодательная, исполнительная и судебная, должны быть разделены и независимы друг от друга. Они должны осуществляться разными людьми и выполнять разные функции. Разделение властей представляет собой не просто разделение труда или функций в ходе управления обществом. Каждой ветви власти предоставляется право контролировать действия других ветвей. Механизм разделения властей призван ограничить возможность концентрации и монополизации власти в одних руках, а значит господства только одних интересов в противовес всем остальным.

 

1) Органы представительной и законодательной власти в РФ – Федеральное Собрание с правом законодательной инициативы, избираемое на основе выборов и состоящее из двух палат:

А) Государственная дума (450 депутатов сроком на 4 года с 21 года) с функциями: дача согласия президенту на назначение Председателя правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, объявление амнистии, выдвижение обвинений против Президента, назначение и освобождение от должности Председателя Центробанка и Уполномоченного по правам человека,

 

Б) Совет Федерации (входят по 2 представителя (1 - от исполнительной, 1 – от представительной власти) от каждого субъекта федерации) с функциями: утверждение изменений границ субъектов федерации, назначение выборов Президента и отрешения Президента от должности, назначение на должности судей трех судов и Генерального Прокурора, решение вопросов об использовании Вооруженных сил РФ за ее пределами, утверждение указа глава государства о введении военного и чрезвычайного положения.

 

2) Органы исполнительной власти в РФ

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

 

 

3. Судебная власть – Конституционный суд РФ (19 судей) – орган конституционного контроля, решает дела о соответствии нормативных актов, договоров Конституции, дает ее толкование, решает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским и уголовным судам, который осуществляет надзор над судами нижестоящими.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по решению экономических споров и споров в сфере управления

Формы контроля над деятельностью государства. Для того, чтобы государство эффективно выполняло свою задачу защиты прав граждан необходима выработка форм контроля за действиями самого государства. Ведь государство - это еще и организация чиновников, а значит социальная группа со своими особыми интересами. Поэтому существование демократического режима предполагает наличие гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой не только совокупность прав, свобод и интересов людей и социальных групп, не совпадающих с целями и интересами государства, но и выработку форм контроля над деятельностью государства со стороны общества и активное самодеятельное участие в них.

1. Под демократией иногда понимают самоуправление. Такую форму управления, где его осуществляют непосредственно все члены общества, называют прямой демократией. Но в современных сложноорганизованных обществах никто не может быть специалистом во всех вопросах. Современным обществом могут управлять только профессионалы или эксперты. Такой подход формулируется в требовании: «каждый должен заниматься своим делом». Это означает, что гражданину не обязательно самому участвовать в управлении обществом, но оказывать воздействие на власть и управление в обществе он может и должен. Такую форму называют представительной демократией. Суть ее состоит в том, что общество передает право на управление государству, а основной своей задачей ставит не осуществление управления, а разработку форм контроля над деятельностью государства. Основной формой такого контроля является выборность основных органов власти.

Типы избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

1) Мажоритарная избирательная система предполагает выборы на основе абсолютного (больше 50%) или относительного (на голос больше, чем другие) большинства голосов, отданных за отдельного конкретного кандидата. Округа являются одномандатными.

Пропорциональная система – выборы на основе партийных списков по многомандатным округам. При этом депутатские места в органе власти распределяются между победившими партиями соразмерно количеству поданных за них голосов. Условно и упрощенно говоря, партия, собравшая на выборах 24 % голосов, получает и 24 % мест в парламенте; партия с 19 % голосов - 19 % мест и т. д. Что касается конкрет­ных людей, занимающих кресла в парламенте, то они определя­ются здесь по списку своей партии. В списке кандидаты могут распределяться по степени весомости. К примеру, если партия полу­чила 25 мест, то первые 25 кандидатов в ее списке и займут эти места в парламенте. Кроме того, предполагается барьер, ограничивающий присутствие партий в парламенте – 7% в РФ. С 2005 г. выборы в Государственную Думу на пропорциональной основе.

Так, в ФРГ действует 5%-й барьер, в Египте - 8%-й, в Турции -10%. В Швеции, чтобы участвовать в распределении мандатов, партия должна получить не менее 4% голосов по стране или 12% в избирательном
округе; во вторичном же распределении участвуют лишь списки, которые преодолели 12%-й барьер. В Италии к распределению остаточных мандатов не допускаются партии, набравшие менее 300.000 голосов по стране, в Австрии - не получившие ни одного прямого мандата на первой стадии.

У обеих систем есть плюсы и минусы. К наиболее заметным достоинствам мажоритарной системы можно отнес­ти:

(1) Она обеспечивает тесную связь избирателей со своим депутатом, так как последний лично участвовал в предвыбор­ных мероприятиях и обычно хорошо знает свой округ.

(2) Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по влиянию партий и установлению двух-трехпартийных систем, по­скольку здесь чаще на выборах проходят представители крупных политических сил.

3) преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. В результате укрепляются позиции лидирую­щей в парламенте партии и есть возможность

сформировать бо­лее стабильное и эффективно действующее правительство.

Среди главных недостатков мажоритарной системы

а) сокращение представительства партий (а значит, и инте­ресов определенных групп общества) во властных структурах;

б) есть опасность, что в деятельности тесно связанных с округами депутатов региональные интересы будут преобладать над общенациональными (и тогда общегосударственная роль пар­ламента снизится);

в) депутату труд­но избежать зависимости от местной, региональной элиты.

 

Основные плюсы пропорциональной системы

(а) более полное представительство партий в органах власти,

(б) стимуляция политического плюрализма.

Главные же минусы в том, что

а) слаба связь депутатов и изби­рателей (они могут вовсе не знать друг друга),

б) иногда чрез­мерны многопартийность и разношерстность парламентского состава (сложнее добиться согласия),

в) наконец, велика зависимость «списочного» депутата от его партийных «начальников».

Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях. Так, избирательное право ФРГ характеризуется как пропорциональное с сильным элементом мажоритаризма. В соответствии с федеральным законом о выборах в Бундестаг половина депутатов парламента избирается в избирательных округах по предложениям о выдвижении кандидатов по этим округам, остальные - по спискам кандидатов, выдвинутых в землях (земельные списки). Соответственно при голосовании на выборах в Бундестаг каждый избиратель имеет 2 голоса: первый - для выборов депутата в одномандатном округе, второй - для голосования за партийный список. Избранным в округе считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При равном количестве голосов вопрос решается жеребьевкой.

 

2. Другим способом воздействия общества на государство является разработка форм контроля над текущей деятельностью государственных органов. Суть их в реализации принципа гласности и публичности - максимальной осведомленности граждан о деятельности органов власти. Эту функцию осуществляют СМИ. Недаром их называют «четвертой властью».

 

3. Создание общественных организаций, которые должны отстаивать и представлять различные интересы различных групп общества.

Основные силы современного общества: бизнес, власть и общественные организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: