Изобразительное искусство 6 класс
Урок № 28
Тема: Способы передачи пространства в истории искусства. Обратная перспектива и зримый мир духовных образов.
Цели урока: расширение знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства; формирование умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.
Задачи:
образовательные:
- расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства;
- показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа;
- познакомить с творчеством русского художника А.М. Герасимова.
развивающие:
- развивать умения и навыки учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства;
- овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;
- совершенствовать технику работы с красками;
- развивать сенсорную сферу учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);
- формировать познавательный интерес учащихся к предмету;
- развивать творческую фантазию;
воспитательные:
- создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
- формировать нравственные качества личности;
-воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование: акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, лист форматом А-3, палитра, банка для воды, репродукции картин, презентация к уроку «Пейзаж в творчестве А.М. Герасимова».
Материалы урока
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока
У Ивана Бунина есть прекрасное стихотворение:
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
|
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота…
- Ребята, скажите, о каком жанре здесь идёт речь? (о пейзаже)
- Как вы считаете, всегда ли существовал пейзаж как самостоятельный жанр?
Изучение нового материала
ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays - местность, страна) - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. (Записать в словарик).
Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.
Виды пейзажного жанра: марина (ит. marina, от лат. marinus - морской) - объектом изображения является море; городской, сельский, парковый, архитектурный пейзаж - картина, на которой художник изобразил вид местности (улицы, переулки, площади, маленькие дворики города.); архитектурный пейзаж - разновидность пейзажа, близко соприкасается с городским пейзажем (разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой); промышленный (индустриальный) пейзаж-изображение предприятий промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса; лирический пейзаж (пейзаж - настроение) - картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом. (Запись в словарик).
|
Жанр пейзажа гораздо моложе сюжетных картин и произведений, связанных с изображением человека. Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в далеком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается XVI век. Считать его самостоятельным художественным явлением история начинает лишь с XVII века, только в этот период появились пейзажи - картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. В XVIII веке на арену европейского искусства вступает Россия. В России появились замечательные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: Семен Щедрин, Федор Алексеев, Максим Воробьев. XIX век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе - Джон Констебль и Камиль Коро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи. В России - Сильвестр Щедрин, Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Федор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан и другие.
Сегодня мы познакомимся с творчеством народного художника СССР, - Александра Михайловича Герасимова. (ознакомиться с информацией в презентации)
Актуализация (вопросы по увиденному материалу)
|
- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины?
- Какая картина А. М. Герасимова вам больше всего запомнилась?
- Почему?
- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?
- Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста?
Практическая работа
На уроке вам предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Можно изобразить любое время года в одном из состояний природы.
Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции, с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки - сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.
Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы - самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.
Третий этап: Прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.
В работе особое внимание необходимо уделить таким понятиям как:
-линия горизонта;
-точка схода;
-воздушная перспектива.
Домашняя работа: Рассматривать пейзажи русских современных художников, записать авторов и название картин.