Семинар №6 Психология речи.




Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

1. Речь как средство общения и обобщения.

2. Виды речи и их назначение.

3. Значение и смысл слова.

4. Теории усвоения языка и развития речи.

5. Виды и функции речи.

6. Коммуникативная речь у животных.

7. Внутренняя речь и ее особенности.

8. Феномен эгоцентрической речи.

9. Теория развития языка и речи.

10. Отличие речи человека как средства общения от речи животных.

11. Соотношение речи и мышления.

12. Развитие речи и мышления.

13. Обмен информацией между живыми существами — первоначальная фун­кция речи.

14. Общение животных (человекообразных обезьян) между собой.

15. Отличие речи человека от речи животных.

16. Проблема врожденности или приобретенности способности человека к усвоению и пользованию речью.

17. Опыт обучения животных человеческой речи.

18. Связь мысли и слова.

19. Участие голосового аппарата в мышлении человека.

20. Экспериментальное доказательство существования и роли внутренней речи в мышлении.

21. Значение слова как единицы мышления и речи.

22. Эгоцентрическая речь. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.

23. Раздельное и общее в развитии мышления и речи.

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Развитие устной речи. Предыстория письменной речи: 164— 200. Развитие речи и мышления: 254—273.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Мышление и речь: 5—361.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 6. — М., 1984. (Речь и практическое мышление: 6—37.)

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. (Фонема в языке и речи: 20—28, 33—43. Сенсорика и язык: 117— 154.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:

В 2 т. — Т. 1. — М., 1983. (Психологическое исследование речи: 65-75.)

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. — М., 1974. (Язык: 420—441.)

Лурия А.Р. Язык и сознание. — М., 1979. (Проблема языка и сознания: 11—30. Слово и его семантическое строение: 31—50. Раз­витие значения слов в онтогенезе: 51—66. Развитие понятий и методы их исследования: 67—114. Роль речи в протекании психи­ческих процессов. Регулирующая функция речи и ее развитие: 115— 134. Внутренняя речь и ее мозговая организация: 135— 147. Слож­ные формы речевого высказывания. Парадигматические компонен­ты в синтагматических структурах: 165—186. Развернутое рече­вое сообщение и его порождение: 187—202. Основные формы рече­вого высказывания. Устная (диалогическая и монологическая) и пись­менная речь: 203—216. Понимание компонентов речевого высказы­вания. Слово и предложение: 217—234. Понимание смысла сложно­го сообщения. Текст и подтекст: 235—250.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. (Речь: 442-460.)

Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989. (Речь как объект психологического исследования: 10—60.)

Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосред­ственной информации. — М., 1977. (Язык и развитие: 336—355.1

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М. 1983. (К вопросу о многоязычии в детском возрасте: 329—337.)

Исеиина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. — ^Саратов, 1986. (Теория невербальной, дословесной коммуникации:

5—44. Механизмы и движущие силы развития протоязыка: 112— 125. Переход дословесной коммуникации в словесную: 125—138.)

Ливден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Краткий эволюционный взгляд на язык жестов: 72— 78.)

Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрос­лыми. — М., 1985. (Три функции речи: 7—13. Довербальное разви­тие общения: 13—19. Этап возникновения речи и развитие обще­ния (дошкольники): 19—31.)

Психолингвистика. Сборник статей. — М., 1984. (Онтогенез речевых актов (Дж.С.Брунер): 21—49. Развитие речи (М.П.Бутон): 307—324. Генетический аспект языка и мышления (Ж.Пиа­же): 325-335.)

Развитие личности ребенка. — М., 1987. (Язык и общение де­тей: 74—98.)

Слобин Д., ГринДж. Психолингвистика. — М., 1976. (Теория овладения языком: 107—115. Язык, речь, мышление: 165—173. Язык и память: 178—182. Язык и когнитивное развитие: 182—197. Пси­холингвистика и психология: 217—332.)

Социально-исторический подход в психологии обучения. — М., 1989. (Чтение — сложный вид деятельности: 35—58.)

Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972. (Вклад лингвисти­ки в изучение мышления. Прошлое, настоящее и будущее: 12—121.)

Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический ана­лиз синтаксиса. — М., 1989.

Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности че­ловека: Учебное пособие. — Калинин, 1975. (Речь как способ­ность. Уровни развития речевой способности.)

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 3. — Л., 1981. (Психика, речь, сознание: 285—325.)

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Психосемантика и мышление: 184—248.)

Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей че­ловека. — М., 1989. (Филогенез языка и речи: 113—152.)

Восприятие. Механизмы и модели. — М., 1974. (Внимание и восприятие речи: 37—46.)

Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985. (Проблема речевого мышления: 12—31. Становление символической функции в онтогенезе: 32—50. Переход от мысли к сло­ву: 85—99. Природное и социальное в речевой способности челове­ка: П 1-184.)

Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человече­ского интеллекта. — М., 1983. (Мотивы и этапы возникновения письменности: 190—210.)

Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологиче­ский очерк. — М., 1977. (Культура и язык: 54—80.)

Кучинский Г.И. Психология внутреннего диалога. — Минск, 1988. (Психология речи. Внутренний диалог — обязательный ком­понент продуктивного мышления: 106—141.)

Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура по­ведения. — М., 1964. (Планы речи: 149—172.)

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Проблема развития языка у детей: 40—53.)

Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. (Язык и его использование: 166—186.)

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. — М., 1974. (Генезис речи — мышления: 380— 485.)

Психолингвистика. Сборник статей. — М., 1984. (Интенции, конвенции и символы: 50—102. Когнитивные предпосылки разви­тия грамматики: 143—207.)

Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие речи в форме вопросов и ответов: 14—34.)

Становление речи и усвоение языка ребенком. — М., 1985. (Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого пе­риода: 6—20.)

Тихомиров О.К. Психология мышления. — М., 1984. (Мыш­ление и обобщение: 146—180.)

Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигналь­ной системы. — М., 1979.

Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989. (Психологические исследования семантики речи: 99— 171.)

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990. (Мимика, жес­ты, пантомимика: 9—11.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: