Материалы по музыкальной литературе для 4-го и 6-го классов




М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»(1874 г.)

«Картинки с выставки» - первая в истории русской музыки программная фортепианная сюита.

Замысел её возник в начале 1874 г., под впечатлением посмертной выставки работ талантливого художника и архитектора Виктора Гартмана, с которым Мусоргский был связан узами сердечной дружбы. Вся музыка «Картинок с выставки» вылилась на нотную бумагу быстро – менее чем за 20 дней (между 2 и 22 июня 1874 г.) «Гартман кипит, как кипел «Борис», - писал он в те дни В. В. Стасову, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Пишу 4-й № - связки хороши (на «promenade»). Хочу скорее и надёжнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна. До сих пор считаю удачным…как же хорошо работается».

В «Картинках с выставки» сочетаются сюитный принцип (сопоставление разнохарактерных, тематически не связанных друг с другом пьес) и принцип рондообразности – пьеса «Прогулка» выполняет роль вступления, а также «связующего звена» между некоторыми пьесами цикла (своеобразный рефрен, т. е. повторяющаяся часть в рондо), причём она меняет свой облик в зависимости от характера пьесы, которую она предваряет.

Открывает сюиту вышеназванная «Прогулка» (Promenade), изображающая самого композитора, переходящего от одной картины к другой, она написана в духе русских народных молодецких песен.

№1 «Гном» (Gnomus) – фантастический этюд (ми-бемоль минор). Фигурка неуклюжего, кривоногого гнома, изображённая Гартманом (эскиз щипцов для щёлканья орехов), оживает в причудливых контрастах интонаций, ритмов и созвучий. Гном одинок и испуган, он мечется и жалобно стонет, трепещет и злобно ярится…и вдруг исчезает.

«Прогулка» (Promenade)

№2 «Старый замок» (Il vecchio castello) – перед старинным замком в вечерней тишине трубадур (средневековый странствующий рыцарь-певец) поёт меланхолическую серенаду (соль-диез минор). Певучая мелодия обрамляется печально-однозвучным «лютневым» аккомпанементом. Вся музыка пьесы проникнута нежной лирической настроенностью.

«Прогулка» (Promenade)

№3 «Тюильрийский сад (ссора детей после игры)» (Tuileries) - сделанную Гартманом живописную зарисовку Тюильрийского сада в Париже с пёстрой толпой детей и нянек Мусоргский претворил в скерцозной музыке игровой сценки (си-мажор), с ласковым юмором передав в ней и весёлый гомон озорной ребячьей возни, и добродушную воркотню озабоченных нянюшек.

№4 «Быдло» (Sandomirzsko bydlo) – рисунок Гартмана, изображающий нескладную польскую крестьянскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами, послужил поводом для создания сурово-печальной картинки из народной жизни. Медленно тащится по дороге убогая колымага бедняка, на фоне однообразного движения грузных аккордов звучит протяжная крестьянская песня, полная глухой тоски и угрюмой силы, которая постепенно замирает вдали.

«Прогулка» (Promenade)

№5 «Балет невылупившихся птенцов» (фа-мажор) – на акварели Гартмана изображены эскизы костюмов к постановке балета «Трильби». У Мусоргского это блестящее остроумное скерцо, полное форшлагов, трелей, забавного кудахтанья.

 

№6 «Два еврея: богатый и бедный» (Samuel Goldenberg und Schmuyle) – эти персонажи – богатый Самуэль Гольденберг и бедный Шмуйле – были зарисованы Гартманом с натуры в 1868 г. У Мусоргского они воплотились в выразительном диалоге важного, самодовольного Самуэля (си-бемоль минор), самоуверенная, степенная речь которого, сопровождаемая властными, энергичными жестами, звучит в торжественно-нравоучительном тоне и щуплого, робко заискивающего Шмуйле (ре-бемоль минор), который вертится перед богачом и горько жалуется, всхлипывая пронзительно скулящим фальцетом. В репризе темы бедняка и богача контрапунктически сливаются.

«Прогулка» (Promenade)

№7 «Лиможский рынок (большая новость)» (Limoges. Le marche) – гротескная музыкальная картинка (ми-бемоль мажор) представляет толпу лиможских кумушек, азартно обсуждающих «большую новость». Моторная ритмика непрерывного движения остро акцентируется капризной переменчивостью дразнящих интонаций, возбуждённая болтовня переходит в шумную возню и на кульминации внезапно обрывается.

№8 «Катакомбы (римская гробница)» (Catacombus) – на картинке Гартман в подземелье осматривает при свете фонаря остатки древней римской гробницы

В музыке катакомбы рисуются как мрачное обиталище теней прошлого тёмными, причудливо блуждающими гармониями. В таинственном сумраке этой картинки возникает другая:

«С мётвыми на мёртвом языке» (Con mortuis in lingua mortia) – «творческий дух умершего Гартмана ведёт меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо засветились». Скорбной прощальной песнью звучит здесь (в си-миноре) преобразованная тема «Прогулки».

№9 «Избушка на курьих ножках» - в акварели Гартмана – изящное обрамление бронзовых часов; в восприятии Мусоргского – фантастический образ Бабы-Яги. Это чудесное русское скерцо в народном духе, блистающее яркостью сочных красок. Здесь мы слышим и сердитое постукивание «костяной ноги», и лихой полёт в ступе с помелом, и загадочные звуки в лесной глуши (средняя часть)

№10 «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве» - на рисунке Гартмана проект Киевских городских ворот в древнерусском стиле. Русская национальная идея воплотилась у Мусоргского в торжественной музыке былинного склада (ми-бемоль мажор). Она ширится в мощном звучании перемежаясь с суровым знаменным распевом («Елицы во Христа креститеся») и с преображённой темой вступительной «Прогулки» и возносится ввысь, сливаясь с праздничным колокольным перезвоном.

 

 

«Картинки с выставки» оставили глубокий след в европейской музыке – в 1922 г. французский композитор Морис Равель сделал оркестровку сюиты, а позже рок-группы «Emerson, Lake & Palmer» и «Mekong Delta» сделали аранжировки сюиты для рок-ансамбля, что немало способствовало её популяризации.

Задание: записать в тетрадь выделенное красным цветом и прослушать сюиту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: