Нормативные основы методики проведения аудиторской проверки




МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» (ГБПОУ СРКВТ и Э)

РЕФЕРАТ

На тему: «Методика проведения аудиторской проверки в коммерческом банке»

Выполнили

Студентки группы 45/2

Родинко А.

Кондратова П.

Нормативные основы методики проведения аудиторской проверки

 

Методические аспекты аудита операций по прочим счета в банке определяются правилами (стандартами) аудиторской деятельности, методиками аудиторской организации, а также законодательными и нормативными актами, регламентирующие учет и контроль денежных средств, а именно:

1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96 г № 129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

3. «О валютном регулировании и валютном контроле». Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 29.06.04 № 58-ФЗ, от 18.07.05 № 90-ФЗ, от 26.07.06 № 131-ФЗ, от 30.12.06 № 267-ФЗ, от 17.05.07 № 83-ФЗ, от 05.07.07 № 127-ФЗ, от 30.10.07 № 242-ФЗ).

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.06 № 116н, от 26.03.07 № 26н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645).

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н, от 18.09.2006 № 115н).

6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» - ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. №2н.

8. «О безналичных расчетах в РФ». Положение ЦБ РФ от 03.10.02 г. № 2-П. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У, от 11.06.2004 N 1442-У, от 02.05.2007 N 1823-У, от 22.01.2008 N 1964-У).

9. «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». Инструкция Центрального банка РФ от 22.09.93 г. № 40.

10. Инструкция об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Утверждена Центральным банком РФ 30.03.04 г. № 111 - и (в ред. Указаний ЦБ РФ от 10.06.2004 N 1441-У, от 26.11.2004 N 1520-У, от 29.03.2006 N 1676-У).

11. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Приказ ЦБ РФ от 05.01.98 г. № 14-П

(в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999 N 488-У, от 31.10.2002 N 1201-У).

12. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Федеральный закон от 22.05.03 г. № 54-ФЗ.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» — ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н. (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)

 

 

Теоритические аспекты

 

Методика аудита – это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в целях выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ во всех существенных отношениях. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности [9, с. 217].

Нормативная основа разработки методик аудита:

- Федеральный закон РФ № 119-ФЗ от 7 августа 2001 года «Об аудиторской деятельности».

- Международные, федеральные и национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

- Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации Протокол № 1 от 11 июля 2000 г.

- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г. и утвержденные Минфином РФ 23 апреля 2004 г.

- Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 25 от 22.04.2004 г. и утвержденные Минфином РФ 23.04.2004 г.

- Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г. и утвержденные Минфином РФ 23 апреля 2004 г.

Методики являются внутренними нормативными актами аудиторской организации, которыми должны руководствоваться все сотрудники при проведении аудита.

Целью методики аудита является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала по отдельной области аудита.

Задачами методики аудита являются:

- Определение подходов к проведению проверки на различных этапах аудита;

- Определение основ взаимоотношений аудиторской организации с аудируемым лицом и третьей стороной в ходе аудита;

- Определение ответственности сторон при проведении аудита;

- Определение порядка проведения конкретных процедур проверки;

- Определение порядка оформления рабочих документов и результатов аудита [9, с. 219].

В целях аудита конкретного раздела финансовой (бухгалтерской) отчетности в методике определяются:

1. Процедуры подготовки и планирования аудиторской проверки.

2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.

3. Заключительные процедуры.

Процедуры подготовки и планирования аудиторской проверки.

1. Знакомство с деятельностью аудируемого лица, его системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Источники информации:

- Выписка из общего план аудиторской проверки;

- Нормативные документы аудиторской организации;

- Внутренние документы аудируемого лица;

- Накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения: описать основные параметры деятельности аудируемого лица в рабочих документах или получить копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны. Описать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица в рабочих документах или получить копии внутренних документов аудируемого лица, где они описаны.

2. Проверка начальных остатков. Источники информации:

- Бухгалтерский баланс (форма № 1).

- Сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.).

- Регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.)

Все документы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период. Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – полнота. Порядок выполнения: путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо по счетам корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений.

3. Проверка наличия у аудируемого лица законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовой отчетности. Источники информации:

- Перечень законодательных и нормативных актов, подготовленный и составленный аудитором;

- Вопросники тестирования;

- Накопленный практический опыт аудитора.

Критерий оценки – содержание законодательных и нормативных актов по организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого раздела финансовой отчетности. Порядок выполнения: проверить наличие у аудируемого лица законодательно-нормативных актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, составление отчетности; организацию внутреннего контроля по проверяемому разделу финансовой отчетности.

4. Оценка применимости выбранной учетной политики. Источники информации:

- Приказ об учетной политике предприятия.

- Законодательные и нормативные акты.

- Документация по системе бухгалтерского учета.

Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – представление и раскрытие. Порядок выполнения: оценить соответствие учетной политики требованиям нормативных документов. Выявленные расхождения фиксируются в отчетном документе и оцениваются их влияние на достоверность финансовой отчетности.

5. Осуществить опрос сотрудников аудируемого лица, ответственных заведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности проверяемого раздела финансовой отчетности и зафиксировать результаты рабочим документом. Источники информации:

- Нормативные документы аудиторской организации;

- Результат знакомства с деятельностью аудируемого лица;

- Результат проверки наличия законодательных и нормативных актов у аудируемого лица;

- Накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения: для каждого ответственного лица за ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, а также контролю проверяемого раздела отчетности составить опросные листы. Произвести тестирование знаний сотрудников аудируемого лица, ответственных за организацию и осуществление бухгалтерского учета, составление отчетности и внутреннего контроля.

6. Осуществить оценку уровня аудиторского риска. Источники информации:

- Нормативные документы аудиторской организации;

- Результат знакомства с деятельностью аудируемого лица;

- Накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения:

а) оценить уровень неотъемлемого риска по основным направлениям:

- существуют ли счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям;

- существует ли сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, которая может потребовать привлечения экспертов;

- существует ли необходимость субъективного суждения в определении остатков на счетах бухгалтерского учета;

- существует ли подверженность активов потерям или незаконному присвоению;

- существует ли завершение необычных и сложных операций, особенно в конце или ближе к концу отчетного периода;

- существуют ли операции, не подвергающиеся обычной обработке.

По каждому из направлений оценки неотъемлемого риска составляется программа тестов.

б) оценить надежность системы внутреннего контроля и уровень контрольного риска. По каждому из направлений оценки надежности системы внутреннего контроля и критерию составляется программы тестов.

в) оценить уровень риска необнаружения. По каждому из направлений оценки риска необнаружения составляется вопросник в виде рабочего документа. Оценить уровень аудиторского риска по конкретному разделу финансовой отчетности и составить отчетный документ.

7. Определить приоритетные направления проверки исходя из особенностей деятельности аудируемого лица. Источники информации:

- Общий план аудиторской проверки;

- Нормативные документы аудиторской организации и аудируемого лица;

- Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;

- Сводные регистры синтетического учета;

- Расчет аудиторского риска;

- Накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения: определить перечень операций, подлежащих проверке, а именно:

- операций, подлежащие обязательной проверке согласно требованиям законодательства и нормативных актов.

- операции, наиболее существенные по объему.

- операции, не связанные с основной деятельностью аудируемого лица.

- операции, по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета.

- операции, осуществляемые с аффилированными лицами.

- операции, связанные с налогообложением аудируемого лица.

- операции, при осуществлении которых допускаются типичные ошибки.

- операции, при осуществлении которых отсутствует надлежащий внутренний контроль.

- операции, по которым отсутствует у аудируемого лица нормативная база и, которые слабо знают исполнители и контролеры.

Результаты процедуры отражаются в рабочем документе и используются в дальнейшем для определения уровня существенности, построения аудиторской выборки и составления программы аудита.

8. Определить величину допустимой ошибки. Источники информации:

- Общий план аудиторской проверки;

- Нормативные документы аудиторской организации;

- Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;

- Сводные регистры синтетического учета;

- Сведения по пользователям конкретного раздела финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- Накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения: на основе анализа и оценки полученной информации, составляются рабочие документы, в которых определяются базовые показатели и процент уровня существенности. Произвести расчет числового значения уровня существенности и уровня допустимой ошибки, результаты которого оформляются отчетным документом [9, с. 228].

9. Определить порядок построения аудиторской выборки. Источники информации:

- Общий план аудиторской проверки;

- Нормативные документы аудиторской организации и аудируемого лица;

- Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица;

- Сводные регистры синтетического учета;

- Расчет аудиторского риска и допустимой ошибки;

- Накопленный практический опыт аудитора.

Порядок выполнения: на основе оценок аудиторского риска, допустимой ошибки и приоритетных направлений проверки необходимо установить: порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, объем выборки. Результаты построения аудиторской выборки оформить рабочим документом. Составить и утвердить программу аудиторских процедур по существу в виде отчетного документа.

Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.

1. Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности. Источники информации:

- Бухгалтерский баланс (форма № 1);

- Сводные регистры синтетического учета;

- Регистры аналитического учета.

Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – полнота. Порядок выполнения: составить таблицу остатков на начало и конец проверяемого периода по субсчетам. Сверить сальдо на начало и конец проверяемого периода по бухгалтерскому балансу (форма № 1) с Главной книгой.

2. Анализ правильности и последовательности применения учетной политики. Источник информации:

- Приказ об учетной политике.

- Документация по системе бухгалтерского учета.

- Результаты выполнения аудиторских процедур

Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – представление и раскрытие. Порядок выполнения: сопоставить положения учетной политики с результатами проверки их соблюдения аудируемым лицом в аудируемом периоде. Выявленные расхождения фиксируются в отчетном документе и оценивается их влияние на достоверность финансовой отчетности.

3. Проверка правильности проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Источники информации:

- приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации;

- приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;

- инвентаризационные описи и акты, сличительные ведомости;

- протоколы заседания инвентаризационной комиссии

- решения руководства по утверждению результатов инвентаризации;

- бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;

- контрольные подсчеты аудитора.

Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – существование. Порядок выполнения: Перечень представленных документов, отметки о правильности их оформления и замечания аудитора, фиксируются в рабочем документе. Выявленные ошибки обобщаются в отчетном документе.

4. Проверка правильности оформления первичных документов по учету. Источники информации:

- Формы нетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике;

- График документооборота;

- Первичные документы по учету;

- Регистры аналитического учета.

Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – полнота. Порядок выполнения: проводится просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов, отражаются в рабочем документе.

5. Проверка правильности формирования стоимости активов при их приобретении. Источники информации:

- Договоры поставки, накладные, счета-фактуры поставщиков;

- Акты приемки активов;

- Договоры на оказание информационных и консультационных, транспортных и складских услуг, договоры страхования, договоры займа, кредитные договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ;

- Платежные документы;

- Накладные на отпуск, акты списания материалов;

- Регистры аналитического и синтетического учета, книга покупок.

Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – стоимостная оценка. Порядок выполнения: сопоставить документы поставщиков, на основании которых производится оприходование активов, с данными бухгалтерского учета [9, с. 234].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: