БОРТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ




Бортовая система контроля - эта информационная система, предназначенная для предупреждения водителя о возникновении неисправностей или нарушении рабочих функций узлов или агрегатов автомобиля. С помощью БСК водитель, не покидая своего рабочего места, имеет возможность проверить готовность автомобиля к эксплуатации или определить весь комплекс работ, связанных с техническим обслуживанием автомобиля перед выездом.

Основными параметрами, контролируемыми бортовой системой контроля, являются уровень масла в двигателе, уровень охлаждающей жидкости, уровень жидкости в бачке стеклоомывателя, уровень тормозной жидкости, износ тормозных накладок, исправность ламп системы освещения и сигнализации. Эта номенклатура параметров может изменяться и добавляться в зависимости от количества предъявляемых требований к надежности систем, обеспечивающих безопасность дорожного движения и влияющих на надежность автомобиля.

Систематическая проверка водителем перечисленных параметров обычными способами в достаточной степени неудобна и трудоемка. Например, для проверки исправности приборов светосигнальной аппаратуры требуется помощь второго человека или применение специального оборудования (зеркал, отражателей), а для проверки толщины тормозных накладок необходимо снятие колес. Поэтому применение бортовой системы контроля значительно снижает трудоемкость проведения контрольных операций и повышает их объективность.

БСК способна решать следующие задачи:

· контролировать исправность основных систем и агрегатов автомобиля с целью освобождения водителя от наблюдения за их техническим состоянием и концентрации его внимания на дорож­ном движении;

· при возникновении неисправностей оценивать их важность и в соответствующей форме предупреждать водителя;

· сообщать водителю о необходимости проведения технического обслуживания.

Смысл введения БСК состоит в том, что за счет периодических проверок непосредственно на контролируемом объекте отказывающие системы обслуживаются задолго до их профилактического контроля и технического обслуживания. Это приводит к росту технической готовности автомобиля.

В состав простейшей БСК входят датчики контролируемых параметров, блок управления и средство отображения информации.

Для контроля уровней эксплуатационных жидкостей (омывающей, охлаждающей, масла в двигателе) отечественной промышленностью выпускаются датчики с встроенными герконом и кольцевым магнитом, который может перемещаться вдоль оси геркона. Достижение уровнем жидкости предельного значения соответствует положению магнита, при котором срабатывает геркон. При этом он замыкает электрическую цепь сигнализатора, установленного на табло БСК.

Рис.1

Устройство и принцип работы датчика уровня с кольцевым магнитом

Датчики износа тормозных накладок бывают двух типов: размыкающие и замыкающие контролируемую цепь. В размыкающем датчике провод, заложенный в накладку на глубину, соответствует минимально допустимому износу, при наступлении последнего перетирается и размыкает контролируемую цепь. Замыкающий датчик при наступлении предельного износа замыкает контролируемую цепь через тормозной диск или барабан на массу.

Для контроля исправности ламп системы освещения и сигнализации применяется реле контроля, его электрическая схема изображена на рис. 1. Оно контролирует исправность ламп стоп-сигналов, габаритных огней правого и левого бортов. Реле состоит из обмоток L1-L5, включенных в контролируемые цепи. Каждой обмотке соответствует геркон, который при условии исправной контролируемой лампы находится в замкнутом состоянии (сила тока, проходящего по обмотке, достаточна для замыкания геркона). Транзисторы VT1-VT3 управляются герконами, стоящими в их базово-эмиттерной цепи. Транзистор VT4 является выходным и управляет контрольной лампой, установленной на табло БСК. При возникновении неисправности (перегорела лампа или превысило норму переходное сопротивление в одном из контактов) ток, протекающий через обмотку данного геркона, уменьшается (или пропадает), вследствие чего геркон размыкается. При размыкании геркона соответствующий ему промежуточный транзистор переходит в состояние насыщения и открывает транзистор VT4, что приводит к загоранию контрольной лампы.

Рис.2

Схема реле контроля исправности ламп системы освещения и сигнализации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: