Познавательно-творческий проект
"Как рождается ящерица"
Участники проекта:дети младшей группы,воспитатель,родители.
Тип проекта: краткосрочный.
Цель проекта: формирование элементарных представлений о ящерицах у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
показать рождение ящерицы
формировать у детей элементарные представления об ящерицах, их строении, пользе и вреде в природе;
Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Оборудование:
· контейнер для выращивания ящериц,
· песок.
· яйца ящерицы.
· лампа
Выполнение опыта:
1. Поместить яйца ящерицы в контейнер, углубить их в заранее насыпанный, просеянный песок
2. Поместить контейнер под лампу.
3. Наблюдать с детьми как яйца будут развиваться.
Актуальность
Однажды мои воспитанники нашли в песке яйца. Чьи это яйца они не знали и принесли мне.
Возникла сразу море вопросов: «Чьи это яйца?», «Кто из них вылупиться?»
Так как яйца были уже выкопаны, мы решили установить над ними шефство и заодно узнать, чьи они.
Для этого мы решили подождать, кто из них вылупиться.
У нас возникла предположение, что это яйца ящерицы. Я стала изучать просторы интернета и дала задание родителя и узнать, как вырастить ящерицу из яйца.
Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено на базе МБДОУ «Детский сад № 33» организовать и провести познавательно-творческую творческую работу с детьми группы №1, в рамках реализации проекта «Как рождается ящерица»
|
Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о ящерице, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Узнать о пользе и вреде ящериц. Развить свои творческие способности.
Планируемый результат
Для детей:
Имеют элементарные представления:
· О ящерицах, их строении,рождении и видовом многообразии.
· Пользе и вреде в природе.
· Для родителей:
· Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
· Развитие творческих способностей родителей.
· Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
· Педагогическое просвещение родителей.
Для педагога:
· Повышение уровня педагогической компетентности.
· Профессиональный рост.
· Повышение качества работы с детьми и родителями.
· Пополнение наглядно – дидактического материала группы.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
На подготовительном этапе с детьми и родителями проводилась работа по следующим направлениям:
· подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала;
· знакомство детей с произведениями художественной литературы;
· пальчиковая гимнастика «Ящерка»;
· разучивание стихотворения «В огороде возле грядки»;
· загадывание загадок;
· дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
· сотрудничество с семьей: консультации «Правильное отношение к природе начинается в семье», «Учим наблюдать».
· помощь родителей в оформлении информационно – познавательного альбома «Мир ящериц».
|
Аналитический
В целях систематизации воспитательно - образовательного процесса с детьми мной был разработан календарно – тематический перспективный план.
Срок проведения | Мероприятие | Цель | Взаимодействие с семьей | Взаимодействие с педагогами |
1 неделя | Рассматривание иллюстраций альбома «Мир ящериц». | познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения ящерицы. Развивать познавательный интерес к жизни ящериц в природе, активизировать словарь новыми словами. Познакомить сразными названиями ящериц. | Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Мир ящериц». | педагогическая копилка: знакомство педагогов с картотекой дидактических игры и упражнений закрепляющих представления детей о жизни ящериц в природе. |
Рассказ воспитателя: «Разноцветные подружки». | Продолжать знакомить детей с некоторыми видами ящериц. сформировать элементарные представления детей о строении тела ящерицы Воспитывать интерес к жизни ящерицы в природе. | |||
Чтение стихотворении о ящерицах | Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении ящериц в природе. | |||
Упражнение: «Ящерка греет яйца». | Развитие физиологического дыхания. | |||
Рисование штампами «Разноцветные ящерки». | Учить нетрадиционной техникой рисования передавать в рисунке характерные черты строения ящерицы. | |||
2 неделя | Беседа «Чудесные превращения». | Познакомить детей с процессом развития ящерицы, используя наглядную схему и наблюдение за террариумом с яйцами ящерицы. воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете. | Привлечение родителей к созданию видеотеки: «Уроки природы для дошколят» | Консультация «Наблюдение в огороде за ящерицой». |
Пальчиковая гимнастика «Весёлые ящерки». | Развивать мелкую моторику пальцев рук, познакомить с особенностями передвижения ящерки по листочку. | |||
Дидактическая игра «Угадай по описанию». | Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении ящерицы. | |||
Аппликация «Домик для ящерицы». | Закрепить представления детей о месте обитания ящериц. учить детей располагать предметы на листе в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |||
Просмотр короткометражных документальных фильмов о рептилиях. | Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении ящериц. Доставить детям радость от просмотра, учить делиться впечатлениями. | |||
3 неделя | Наблюдение в огороде детского сада за ящерицами. | Расширить представление детей о многообразии ящериц, учить различать их по внешнему виду, правильно называть. | Совместная творческая работа родителей и детей «Придумай расцветку для ящерицы» (оформление детских поделок из соленого теста. | Мастер класс «Лепка ящерицы из солёного теста». |
Подвижная игра «Юркие ящерки». | Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения к ящерицам. | |||
Лепка ящериц из соленого теста. | Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание; закрепить ранее приобретенные представления о строении тела ящерицы, развивать мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к рептилиям. | |||
4 неделя | Беседа «Для чего нужны ящерицы?» | Познакомить детей с важной ролью ящериц в природе. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни ящериц в природе. | Презентация познавательно-творческого проекта «Как рождается ящерица» на Педагогическом совете ДОУ. Отчет о проделанной работе. | |
Развивающая игра «Внимательная ящерка». | Развивать зрительное восприятие и внимание детей. | |||
Загадки, которые мы любим. | Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы подсказки. | |||
Игра «Кто назовет больше действий?» | Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении ящерицы в природе. | |||
Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении ящериц, их разнообразии. Роли в природе и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни ящериц в природе. |
Практический
|
При реализации на базе МБДОУ «Детский сад № 33» практического этапа познавательно-творческого проекта «Как рождается ящерица» были применены следующие способы, методы и средства организации видов детской деятельности:
Способы | Методы | Средства |
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение на прогулке за бабочкой, наблюдение за превращение бабочки из гусенницы развивающие игры: «Внимательная бабочка», «Чего не хватает?», «Угадай бабочку?», «Чудесные превращения и т.д.», проблемные ситуации: «Как появляется бабочка?», «Для чего нужны бабочки?». | Игровой Наглядный Моделирования Показ Беседа Диалог. | Альбом «Бабочка - красавица», схемы - модели «Насекомые», наглядно-дидактическое пособие «Насекомые», дидактические игры из серии: «Приключения бабочки», видеотека мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». |
На практическом этапе реализации мы старались поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Были созданы условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности. При реализации проекта мы использовали следующее направление поддержки детской инициативы: инициатива как целеполагание, т.е все дети участвующие проекте были включены в разные виды продуктивной деятельности – понятие о превращении гусеницы в бабочку мы закрепили в аппликации «Веселая гусеница», в лепке из соленого теста «Бабочек - красавиц» дети окончательно усвоили полученные знания о строении и внешнем виде бабочек, в изобразительной деятельности ребята в своих рисунках, показали удивительную красоту и совершенство прекрасного творения природы - бабочек.
познавательная инициатива была реализована детьми при совместном составлении и оформлении информационно - познавательного альбома «Бабочка - красавица», во время дидактических игр из серии «Приключения бабочки», занимательных бесед и познавательных наблюдении, отгадывании загадок, чтении сказок и т.д.
А самое главное, что дети смогли увидеть чудо природы-превращение бабочки из гусеницы.
Презентационный
Продукт проектной деятельности - детские творческие работы. Были представлены:
· Информационно-познавательном альбоме «Бабочка - красавица»;
· Выставке детских творческих работ из соленого теста «Бабочка-красавица»;
· Во всероссийском конкурсе детского рисунка.
Заключение
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у детей:
· развитию наглядно - образного мышления,
· памяти,
· речи,
· внимания,
· творческого воображения,
· вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности,
· формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.