Проект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты»
Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Салон красоты».
Задачи:
· учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры;
· побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия;
· создавать условия для творческого самовыражения;
· способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений;
· обогащать и расширять словарь детей;
· формировать навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.
Ресурсное обеспечение: набор специальных игрушек «Парикмахерская», самоделки, предметы-заместители.
Актуальность проекта.
Игра является потребностью растущего организма. Она в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту, интересам и включает в себя элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.
Сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Широкое использование ее в процессе воспитания детей связано с определяющим ее значением для формирования самых существенных психических образований.
Игра для ребенка – это его работа. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.
Освоение проектного метода, в том числе организации сюжетно-ролевых игр с детьми ОНР позволяет создать в группе условия для планомерной и эффективной работы. Во время игры дети работают активно и увлеченно именно благодаря использованию интересного, занимательного материала, который способствует развитию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий русского языка. Дети открывают для себя удивительный мир слов и задумываются над их значением, что обогатит их словарный запас.
Научно-методическое обоснование.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. «Игра – говорил К.Д. Ушинский, - основной и главный вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития»,
Игра есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький).
Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский.
На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение; при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высокую ступень развития (Д.Б. Эльконин).
Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния на психическое развитие ребенка:
- развитие мотивационно - потребностной сферы;
- преобладание познавательного «эгоцентризма» ребенка;
- формирование идеального плана;
- развитие произвольности действий.
Ожидаемые результаты:
· Обогащение и расширение словарного запаса;
· Развитие диалогической и монологической речи;
· Совершенствование и расширение игровых умений детей;
· Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать;
· Получение знаний о специалистах, работающих в салоне;
· Ролевое общение.
Этапы игровой деятельности
(подготовительная группа)
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагога |
Подготовительный
Выявление проблемы | Диагностика игровых и речевых навыков, игровой среды. | Диагностика речевых навыков и умений. | Диагностика по методике О.С.Ушаковой. Диагностика по методике Н.Н. Серовой. |
Обрисовка сюжетной канвы | Воспитатель объявляет о расширении штата «Салона красоты». Там начинает свою работу новый специалист - визажист. «Салон красоты» открывает двери для всех желающих. В детском саду должен состояться выпускной вечер. Семьи выпускников готовятся к этому важному событию. Некоторые родители решили обратиться к услугам «Салона красоты». Салон в свою очередь предоставляет услуги парикмахера, маникюрши, Стилиста и визажиста. Затем организуется праздничный вечер. | Создание условий для развития у детей речевого общения с взрослыми и сверстниками через побуждение их обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями на занятиях, во время дидактических игр и упражнений. | Изучение литературы: смотри выше. |
Организационная работа | Лексическая тема: «Мои помощники – кожа». Чтение художественной литературы: «Почему кот моется после еды». Литовская сказка. К.И. Чуковский «Мойдодыр». Продуктивные виды деятельности. Изготовление атрибутов для игры. Оформление коллажа «Чистота – залог здоровья». Беседы с детьми: «Пожалей свою бедную кожу», «Дружи с водой», «Забота о коже». Дидактические игры: «Разрешается – запрещается», «Когда что пригодится?», «Выбери». Занятия Познавательное развитие «Кожа, ее строение и значение», «Гигиена кожи». Рисование «В гостях у Мойдодыра». Аппликация «Красивое полотенце». Экскурсия в медицинский кабинет, в прачечную детского сада. Составление рассказов, сказок на темы: «Война с микробами», «Путешествие в Чистоград». Конкурс детских рисунков «Волшебница вода». Выставка предметов гигиены. Лексическая тема:«Руки – это лицо человека». (Профессии) Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «Для чего руки нужны», «Ленивая Бручолина». Итальянская сказка, Л.Квитко «Бабушкины руки». Беседы с детьми: «Руки и ноги тебе еще пригодятся», «Что такое чесотка». Дидактические игры: «Ручки в стороны», «А что у вас», «что делают наши мамы». Пальчиковая гимнастика: «Прятки»,«Мои пальчики». Занятия Познавательное развитие «Наши руки не знают скуки». Рисование «Все работы хороши, выбирай на вкус». Лепка «Бижутерия». Аппликация «Как мастера создают узоры». Встреча с маникюршей. Составление сказок, рассказов на тему: «Чтобы не было беды». Конкурс детских работ «От добрых рук ничего не уходит». | Занятие на тему: «Предметы гигиены». Дидактические игры: «Льется чистая водица», «Что мы видели – не скажем, а что делали покажем», «Подбери нужное слово», «Повтори, как я», «Отгадай, что взял Петрушка». Занятие на тему: «Женские профессии». Дидактические игры: «Воробушек», «Письмо-шутка от Мойдодыра», «Что нужно для работы», «Что лишнее?», «Чего не хватает». | Продолжение работы по придумыванию материала для игры: для визажиста, косметолога и маникюрши. Планирование календарных планов. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок по данной теме. Подбор и систематизация произведений народного творчества и стихов для пальчиковой гимнастики. Разработка конспекта игры «Салон красоты». |
Работа с родителями | Посещение мам с детьми салона красоты для знакомства с работой маникюрши. | Консультации для родителей: «Ребенок идет в парикмахерскую», «Как правильно ухаживать за руками», «Личная гигиена детей дошкольного возраста». |
Основной
Систематизация информации | Обсуждение содержания игры. Принятие на себя роли. Организация игрового пространства. | Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Руководство организацией игрового пространства. | |
Игровая деятельность | Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером. Изменение ролевого действия в ходе игры. | Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций. |
Заключительный
Итог | Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе. | Принимают активное участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают результаты речевого общения во время игры. | Подведение итогов игры. Диагностика игровых и речевых умений. |
План – схема конспекта
сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «ДАДИ».
(подготовительная группа)
ЦЕЛЬ: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.
ЗАДАЧИ:
l побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о специалистах, работающих в салоне;
l продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители;
l учить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
l развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру;
l формировать навык речевого этикета;
l развивать диалогическую речь, интонационную выразительность;
l воспитывать уважение к людям разных профессий.
Структура игры | Общие методические приемы | Методические приемы, используемые в игре |
Задачи | Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников. | Развивать умения детей играть с партнерами (заведующая – парикмахер -маникюрша- - уборщица и т.д.). |
Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете. | Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры. | |
Общая стратегия игровых взаимодействий | Создать условия для возникновения игры. | Обогатить игровое пространство. Создать заинтересовывающий момент. |
Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры. | Помочь затрудняющимся детям вводить новую сюжетную линию и т.п. | |
Обсудить результат игры. | В конце игры предложить обсудить действия специалистов (все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п.). | |
Способы руководства игрой | Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент. | Задать вопросы о том, как поставлена работа в салоне, какие услуги он может предоставить клиентам. Рассказать о предстоящем событии. Подвести детей к решению о необходимости посетить салон. |
Участвовать в распределении ролей. При необходимости оказать небольшую помощь в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям. | При необходимости с помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры. | |
При необходимости взять на себя роль. | Взять на себя второстепенную роль. | |
Если понадобиться помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. | В процессе игры, если понадобиться, направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли. Поощрять самостоятельность детей. Следить за соблюдением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей. |
Словарный минимум
Часть словаря | Подготовительная группа |
Профессии | Стилист, визажист, маникюрша, заведующая, парикмахер, уборщица. |
Орудия труда | |
Мобильный телефон, визитка, пилочка, фен, ножницы, расчёска. | |
Трудовые действия | Информировать, согласовывать, заверять, рекомендовать, управлять |
Качество труда | Вежливо, внимательно, аккуратно, чисто, уютно, умело, ответственно, успешно Добросовестно, четко, энергично, организованно, высококачественно |
Общественная значимость | Качественно обслуживать клиентов, информировать правдиво |
Результаты труда | Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с модными направлениями |
Учреждения | Парикмахерская, салон, магазин |
Вежливые слова и выражения | Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, до свидания, всего доброго, извините, пожалуйста, будьте добры, спасибо, приятно снова видеть вас, до встречи, примите мои извинения, разрешите, прошу вас |