Сущность педагогической деятельности, ее структура, особенности, функции




Тема 1.2. Проблема целеполагания в педагогической деятельности

План:

Сущность педагогической деятельности, ее структура, особенности, функции

Понятие и значение целеполагания в процессе обучения, воспитания и педагогической деятельности

Сущность педагогической деятельности, ее структура, особенности, функции

Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной.

Например, непрофессиональную педагогическую деятельность выполняют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в известной степени средства массовой информации.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях.

Профессиональная педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

В ней можно выделить следующие структурные компоненты: мотив, цель, предмет, способы осуществления, результат.

Цель определяет содержание деятельности («Что делать?»), мотив - ее причину («Почему или для чего делать?»).

Мотивы проявляются на этапе профессионального самоопределения. У современных студентов мотивы выбора часто не осознанны. Но в процессе обучения часто происходит перестройка мотивов, профессия приобретает личностный смысл, эмоциональную окрашенность. Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими.

Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, и у каждого педагога преобразуется в индивидуальную установку, которую он реализует в своей деятельности.

Общая цель педагогической деятельности - это приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности.

Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т. п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании объект и субъект совпадают. Объект педагогической деятельности становится субъектом при условии учета особенностей воспитуемого, его потребностей, возможностей, стимуляции его активности. Только в таком случае педагогическая деятельность из субъектно- объектной превращается в субъектно-субъектную. При этом надо помнить, что брак в воспитательной работе имеет необратимые последствия. Поэтому педагогу важно избегать небрежности, грубости, резкости в общении с детьми.

Основные «орудия» педагогического труда – голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность), мимика, пластика, жесты. Так называемая педагогическая техника- это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности. Важно уметь выбрать правильный тон и стиль общения в зависимости от конкретной ситуации. Важное значение имеет культура речи- хорошее владение словом, четкая дикция, интонационное разнообразие для выражения чувств, отношений. Владение пед.техникой позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.

Результат педагогической деятельности соотносится с ее целью. Результат - это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Однако особенностью педагогической деятельности является то, что педагогу не всегда удается пожинать плоды своего труда, они проявятся в будущем. Воспитатель ДОУ не узнает, во что вылились его старания.

Продуктом педагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продуктом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность (по И. И. Прокопьеву).

Еще одной особенностью педагогической деятельности является то, что невозможно определить меру вклада в развитие конкретного ребенка. В процессе воспитания и обучения задействованы многие лица. Поэтому современный педагог должен проникнуться мыслью, что воспитание ребенка – коллективное дело, забота об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления), сил всех заинтересованных взрослых. Инициатор такого единения – педагог как лицо, профессионально подготовленное к образовательной работе.

Оценка продукта (результата) педагогической деятельности - это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка. Корректирующие педагогические действия необходимы тогда, когда полученный результат (продукт) деятельности расходится (не совпадает) с изначально поставленной целью.

Следует отметить, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, т.к. ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса.

Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок как неповторимая и уникальная личность. Поэтому в содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должноо быть однообразия и шаблонности.

Профессиональная деятельность педагога ДОУ была предметом пристального изучения педагогов и психологов (Л.Г. Семушина, В.И. Логинова, Р.С. Буре). Было отмечено, что черты педагогической деятельности воспитателя приобретают специфическую окраску, связанную в возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Период от рождения до школы обеспечивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения различных видов деятельности.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к личности воспитателя, необходимость осознания величайшей ответственности за ребенка, его развитие.

Отсюда вытекают важнейшие функции педагога: (С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика стр. 19- 29).

- создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;

-участвовать в педагогическом просвещении родителей;

- регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения.

Осуществление воспитательно-образовательной работы- основная функция воспитателя ДОУ. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно- методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов.

Современный педагог обязательно работает над своим профессиональным самосовершенствованием (использует разные формы самообразования), участвует в опытной, исследовательской, проектной деятельности.

Таким образом, профессиональная деятельность воспитателя многогранна по своему содержанию, и условно делится на ряд функций (направлений).

Следует отметить, что само содержание педагогической деятельности предъявляет ряд специфических требований к личности воспитателя.

- профессиональная направленность (комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание). Ядром профессиональной направленности является любовь и интерес к детям. В работе с дошкольниками необходимы чуткость, доброта, ласка, теплота, готовность прийти на помощь.

Высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность важны для современного педагога. От воспитателя требуются: эмоциональная устойчивость, наблюдательность, требовательная доброта, справедливость, высокая работоспособность, эмпатия.

Педагогический такт - означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержанность, грубость.

Педагогическая зоркость - проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перпективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Это умение видеть, слушать, чувствовать детей, понимать психическое состояние.

Педагогический оптимизм - это глубокая вера педагога в силы каждого ребенка, в результативность образовательной работы. Педагог- оптимист не может плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, призывать их «принять меры» и т.п.

Культура профессионального общения - предполагает организацию правильных взаимотношений в системах «педагог- ребенок», «педагог-родители», «ребенок – ребенок», «педлагог-коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.

Педагогическая рефлексия – это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Причины неудач прежде всего искать в себе, не торопиться оправдать их внешними факторами.

Деятельность педагогамоногогранна и предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями: гностическими, конструктивными, коммуникативными, организаторскими, специальными.

Гностические умения- это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом. Педагогу важно также знать и воспитательные возможности семьи.

Конструктивные умения – необходимы для проектирования пед.процесса, воспитания детей с учетом перпектив образовательной работы.

Коммуникативные умения- необходимы для установления педагогически целесообразных взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса.

Организаторские умения- распространяются и на собственную деятельность и на деятельность детей, родителей, коллег.

Специальные умения педагога- умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, шить, вязать и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: